ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПРИРАВНЕННЫЕ К КОНТРАФАКЦИИ



Если контрафакция в отношении произведения иностранного автора не подпадает под действие французского закона, то она на французской территории по отношению к произведению, опубликованному за границей, наказывается в соответствии с французскими законами (ст. 425 У К). Такие же правила действуют в отношении импорта контрафактных произведений.

Сбыт контрафактных произведений. Последний абзац ст. 425 Уголовного кодекса прямо квалифицирует сбыт контрафактных произведений как нарушение авторских прав.

Понятие «сбыт контрафактных произведений» после принятия закона от 3 июля 1985 г. имеет широкое толкование: в соответствии с его формулировкой — это контрафактное действие. Материальный признак правонарушения заключается в продаже, предложении к продаже, а также публичном показе контрафактных произведений.

В связи с тем что речь идет о правонарушении, отличном от контрафакции, законно встает вопрос о том, возможно ли также в данном случае применение презумпции недобросовестности. В XIX веке судебная прак-

301


тика соглашалась с презумпцией недобросовестности торговца контрафактными произведениями, но в настоящее время от нее окончательно отказалась. Совсем иное положение с торговцем, недобросовестность которого еще предстоит доказать. Чаще всего речь идет о книготорговце или торговце картинами, которые мо1ут совершенно не знать о том, что произведение, которое они продают, является контрафактным. Однако судебная практика выносит более суровые решения, если речь идет о торговце, специализирующемся на продаже произведений или изделий, относящихся к одной узкой области, когда предполагается наличие достаточно высокого культурного уровня продавца, а также глубоких знаний рынка. Тогда виновное действие торговца уподобляется недобросовестности (TGI Paris, 20 oct. 1970, Gaz. Pal., 1971, 1, 266; Paris, 9 nov. 1972, D., 1973, somm. 43; 28 mai 1979, RIDA, oct. 1979, р. 145).

Импорт и экспорт контрафактных произведений. В ст. 425 Уголовного кодекса имеется в виду как импорт, так и экспорт контрафактных произведений. Таким образом, данное положение применимо к контрафактным произведениям, как созданным во Франции и распространенным за границей, так и созданным за границей и распространенным во Франции.

Хотя ст. 425 и 426 Уголовного кодекса приравнивают, что касается санкций, к контрафакции импорт контрафактных изделий и их распространение, однако недобросовестность импортера следует доказать.

ПОВТОРНАЯ ИЛИ ДЛЯЩАЯСЯ КОНТРАФАКЦИЯ

Если установлено, что контрафактор неоднократно прибегал к- контрафакции, предусмотренной ст. 425 и 426 Уголовного кодекса, то по ст. 427 наказание в виде тюремного заключения ужесточается, а штраф увеличивается соответственно с б месяцев до 4 лет и с 12 тыс. до 24 тыс. франков.

Следует отметить, что здесь не идет речь об обычном уголовном правонарушении, заключающемся в неоднократном осуществлении действий, за которые по каждому отдельному факту полагается наказание. Правонарушение, о котором говорится в ст. 427, имеет в виду многократность, серию, где каждый эпизод, взятый сам по

302


себе, может быть уголовно наказуемым, но речь не идет о рецидиве, предполагающем окончательный приговор по двум правонарушениям.

Впрочем, в ст. 427 предусматривается специальный случай рецидива, за который полагается еще и факультативное наказание в виде временного или окончательного закрытия заведения, используемого контрафакто-ром.

НАЛОЖЕНИЕ АРЕСТА НА ИМУЩЕСТВО

По закону от 19—24 июля 1793 г. (ст. 3) предусматривалось «наложение ареста на контрафактное имущество». Эта мера принималась по заявлению потерпевшей стороны и осуществлялась комиссарами полиции или за их отсутствием мировыми судьями.

С другой стороны, по закону от 13—19 января 1791 г. (ст. 3) авторам и композиторам разрешалось требовать наложения ареста на доходы театральных продюсеров, именуемого «наложение ареста на сборы», с предварительного разрешения председателя суда.

Оба нормативных акта оставались в силе до принятия закона от 11 марта 1957 г. Эти виды предварительного ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения иска были подвергнуты критике, ибо следовало положить конец злоупотреблениям.

В связи с тем что речь идет о предварительной процедуре перед прениями по существу дела, которая не является самоцелью, наложение ареста на контрафактное имущество имеет двоякое значение: с одной стороны, это эффективное средство, которым располагает автор для предъявления доказательств посягательства на авторские права; с другой стороны, речь идет о процедуре, которая позволяет немедленно положить конец использованию контрафактного произведения, даже наложить арест на доходы, полученные от подобного использования.

Применение этой процедуры наталкивается на определенные препятствия. Так, например, автор может добиться наложения ареста на произведение без предварительного разрешения судьи, обратившись непосредственно к комиссару полиции. С другой стороны, даже на основании подачи заявления в суд наложение ареста основывается на внешних признаках правонарушения, а его

303


последствия могут нанести весьма ощутимый ущерб лицу, на имущество которого наложен арест. Поэтому наложение ареста осуществляется лишь под ответственность истца, потребовавшего такой меры.

Но оба эти препятствия устранимы при осуществлении двух мер. Практически судья может в любое время вынести решение о внесении взыскателем* залога, предназначенного для обеспечения возмещения ущерба лицу, на имущество которого наложен арест, если при этом имели место злоупотребления. К тому же рассмотрение дела по существу должно быть назначено в кратчайший срок, а именно в течение месяца, следующего за датой наложения ареста.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 272; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!