КОНТРОЛЬ И ГАРАНТИИ ПО ЗАКОНУ от 3 июля 1985 г



Наказание за виновные действия в области авторского права часто сводится к проблеме доказывания. То же самое происходит с контрафакцией. Процедуры, позволяющие совершать процессуальные действия, должны быть усовершенствованы в связи с ростом мошенничества, приносящего огромные доходы, а также ввиду развития техники и бурно развивающегося в последнее время научного прогресса в области воспроизведения произведений.

Законодатель в 1985 году попытался найти ответ на эти вопросы путем обеспечения более строгого контроля за формальностями, с тем чтобы способствовать вовлечению обществ по защите интересов авторов в решение этой проблемы.

А. Запись в реестре кинематографии

Обязательная запись в государственном реестре кинематографии (разд. III Кодекса кинематографической промышленности) существовала только для кинема-То1рафических произведений. Теперь она распространена на все акты и соглашения, заключенные по поводу производства, распространения и представления всех аудиовизуальных произведений. Этот реестр действует как ипотечный, он доступен для третьих лиц.

В. Депонирование видеозаписей по закону

Это положение имеет целью усовершенствовать закон от 21 июня 1943 г., который предусматривал депонирование по закону, относящееся только к кинематографическим произведениям. Отныне любая видеозапись, воплощающая аудиовизуальное произведение, должна депонироваться.

Для национальных телевизионных компаний депони-

310


рование программ в Национальном институте теле- и радиовещания является депонированием в силу закона.

С. Расширенные полномочия агентов по борьбе с мошенничеством

Существенное нововведение заключалось в облегчении контроля за применением положений, связанных с воспроизведением и публичным распространением звуко- и видеозаписей.

Приведенные к присяге агенты Национального центра кинематографии наделены правом доступа к бухгалтерским и даже небухгалтерским документам, с помощью которых можно установить происхождение и назначение звуко- и видеозаписей, так же как фактические доходы от использования произведения.

Эти положения способствуют успеху борьбы с «пиратством» в данной области. Декларации, содержащие ложные сведения, уголовно наказуемы.

Таким же образом могут действовать агенты, приведенные к присяге и назначенные профессиональными авторскими организациями с одобрения министра культуры.

Наконец, следует отметить, что без решения судьи, рассматривающего дело по существу, офицеры судебной полиции, в соответствии со своей компетенцией налагающие арест на имущество, имеют право при констатации нарушений, предусмотренных ст. 426-1 Уголовного кодекса, наложить арест на экземпляры звуко- и видеозаписей, воспроизведенных неправомерно, а также на все предметы, изготовленные или импортированные при указанных условиях.

Это положение, основанное на норме о наложении ареста на контрафактное имущество, позволяет решить две задачи: обеспечить доказывание и последующую конфискацию.

Глава 12 ОБЩЕСТВА ПО СБОРУ И РАСПРЕДЕЛЕНИЮ АВТОРСКОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ

Закон от 11 марта 1957 г. не содержит ни одного положения об авторских обществах. На практике значение

311


этих обществ возросло в связи с использованием литературной и художественной собственности. Нередко у авторов нет возможности собирать или проверять точность причитающихся им сумм. Эта проблема приобретает еще большую значимость в связи с увеличением числа различных способов использования и распространения. Следует ожидать, что с развитием спутниковой связи возможности распространения произведения еще более возрастут.

Пользователи также заинтересованы в деятельности посреднических организаций. Создание новых специальных прав для артистов-исполнителей и продюсеров настоятельно требует привлечения обществ, представляющих обладателей этих прав.

Закон от 3 июля 1985 г. (ст. 38 и последующие) внес одно важное нововведение во французское право литературной и художественной собственности: он поставил под контроль министра культуры общества по сбору и распределению авторских гонораров и гонораров за смежные права.

Представительство в суде. Профессиональные организации имеют право обратиться в суд с целью защиты интересов авторов, которая возложена на них и разрешена назначенным этими организациями агентам с согласия министра культуры. Может ли правомочие выступать в суде от имени авторов столкнуться с правилом, согласно которому «кроме короля никто не может использовать прокурора для защиты»? Никто не может оспаривать это их право, поскольку речь идет о защите интересов профессии в целом. В чем же заключается защита интересов автора — члена гражданского товарищества*? В качестве взноса автор должен передать в товарищество свои имущественные права. Оно не выступает в качестве уполномоченного автора; в этом случае оно было бы поставлено в весьма неловкое положение в свете приведенной выше поговорки. Товарищество участвует в судебном процессе в качестве правопреемника автора.

Но оно не может выступать в суде от имени автора, если намеревается защищать его моральное право. В данном случае требуется его личное участие.

Форма и порядок деятельности. На практике профес-

* Особый вид товарищества, не совершающего торговых сделок (прим. ред.).

312


сиональные авторские организации превратились в гражданские товарищества. Они получают свои права от членов, которые передали им свои имущественные права в качестве взноса. Не может быть взносом моральное право автора, уступка которого по закону невозможна. Отныне форма гражданского товарищества стала обязательной, так как было внесено уточнение, что членами метут стать только авторы, артисты-исполнители, изготовители звуко- и видеозаписей, а также их правопреемники.

Эти общества могут назначить по крайней мере одного ревизора по перечню, приведенному в ст. 219 закона от 24 июля 1966 г., касающегося торговых товариществ. Напомним, что по новому законодательству требуется регастрация гражданских товариществ в Торговом реестре. Этот двойной контроль предназначается для обеспечения управления фондами, так как данные общества призваны оперировать значительными денежными суммами. К этому следует добавить необходимость согласия министра культуры. Статья 39 определяет условия создания. При наличии серьезных возражений против создания этих обществ министр культуры должен обратиться в компетентный суд большой инстанции.

В конечном итоге суд большой инстанции выносит постановление о законности создания товарищества, поскольку именно он принимает решения по общим вопросам права относительно образования гражданского товарищества. Таким образом обеспечивается соблюдение принципа контроля за их созданием и одновременно появляется возможность избежать риска, связанного с принятием произвольного решения со стороны администрации.

Контроль министра культуры. Закон предписывает обществам по сбору и распределению авторских гонораров и гонораров за «смежные права» обязанность информировать министра по делам опеки об их деятельности, а именно о принципах, лежащих в основе сбора и распределения авторских гонораров.

Они обязаны представлять ежегодные отчеты на рассмотрение министра, который обладает правом контроля и экспертизы (ст. 41).

Эти меры устанавливаются в дополнение к правам членов товарищества требовать отчета с соблюдением условий, определенных декретом. Кроме того, любая

313


группа членов товарищества, объединяющая по крайней мере десятую их часть, может обратиться в судебные органы для назначения экспертизы по поводу конкретных спорных вопросов.

В качестве крайней меры министр культуры может обратиться в суд большой инстанции с требованием роспуска товарищества в связи с невыполнением обязательств по закону.

Распределение авторских гонораров. Распределение авторских гонораров подчиняется строгам и четким правилам. Товарищества обязаны использовать для содействия творчеству, популяризации спектаклей в живом исполнении, а также подготовки артистов 50% сумм, не подлежащих распределению и полученных от распространения частным образом, а что касается артистов-исполнителей и продюсеров — от сумм, полученных от публичного сообщения звукозаписей и их трансляции в эфире.

До принятия нормативного акта эти общества оказывали поддержку действиям в области профессиональных интересов. Авторские общества были уполномочены декретом от 6 марта 1967 г. собирать авторское вознаграждение за использование произведений авторов — граждан других стран, которые не обеспечивают соответствующую охрану прав французских авторов.

Это авторское вознаграждение передается организациям, представляющим общественную пользу. В этом же духе принимался и новый закон.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 270; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!