В. Обязательства издателя в области звукозаписи



В ст. 52 закона от 11 марта 1957 г. в общих чертах определены способы издания нотной продукции и звукозаписи таким образом, что на контрагента композитора возлагается обязанность обеспечить как звукозапись, так и выпуск нотной продукции, если по договору ему предоставляется право издавать партитуры и производить звукозапись.

Следует отличать издание нот от воспроизведения звукозаписи; в первом случае это касается текста произведения; во втором — интерпретации, данной артистом. В § 2 ст. 28 закон регламентирует, с одной стороны, печатание, механическую или магнитофонную запись. С другой стороны, § 2 ст. 31 подчеркивает, что контрагент композитора, который приобрел лишь право на воспроизведение произведения, не может претендовать на получение права записи исполнения. Но если в договоре указаны издание нот и производство звукозаписи, то обязательство по использованию произведения распространяется и на первый и второй случаи.

Следует также отметить, что издатель и композитор не могут уклоняться от выполнения обязанностей, ссылаясь на ст. 57 закона, в которой речь идет «о профессиональных обычаях». Они имеют силу лишь тогда, когда соответствуют положениям закона или несколько расширяют его рамки, а не тогда, когда находятся в противоречии с требованиями закона.

Здесь мы рассмотрим две категории договоров, чаще всего встречающихся на практике: договор, по которому издатель нот приобретает исключительное право использовать музыкальное произведение всеми способами, и договор, по которому он берет на себя обязательство согласовывать с композитором решение всех вопросов, связанных с правами на исполнение и воспроизведение.

286


Издательский договор, предоставляющий издателю нот исключительное право на использование произведения всеми способами

В рамках издательского договора, согласно которому издатель нот получает исключительное право использования произведения всеми способами, в том числе путем распространения звукозаписи, встает вопрос о том, должен ли он выполнять императивную обязанность по выпуску или обеспечению выпуска и распространения пластинок.

Что касается издателя, который приобрел одновременно право на издание нот и на звукозапись, то в качестве первого шага он выпускает определенный тираж партитур, предназначенных для распространения в небольшом количестве экземпляров среди исполнителей и радиовещательных организаций, с тем чтобы специалисты могли оценить произведение по достоинству и представить его на суд исполнителей и вещательных организаций. Произведя таким образом разведку рынка сбыта, издатель выступает в некотором роде в качестве импресарио.

Обязанность по распространению и рекламе музыкального произведения является встречным удовлетворением за почти полную и постоянную уступку автором прав на свое произведение в пользу издателя, в силу которой композитору запрещается использовать свое произведение самостоятельно в какое бы то ни было время, в каком бы то ни было месте и каким бы то ни было способом. Таким образом, эта уступка обязывает издателя обеспечить распространение произведения, используя для этого все необходимые средства и проявляя последовательность. С этой целью по договору за ним закрепляется право использования без ограничения всех возможных средств воспроизведения: графического, механического, электрического, магнитофонного, а также возможность уступить это право своим поверенным.

Кроме того, судебная практика в целом считает, что издатель должен распространять произведение, используя все возможные средства, что является характерным для обязательства по проявлению усердия и обязательства по осуществлению деятельности. Вместе с тем судебная практика избегает давать абстрактные определения

287


и предпочитает рассматривать конкретно каждый случай проявления издателем усердия.

Таким образом, судебная практика считает, что издатель нот, приобретающий исключительное право на воспроизведение звукозаписи, обязан сделать все возможное, чтобы обеспечить изготовление и продажу пластинок независимо от того, в состоянии он или нет в силу своей специализации довести самостоятельно дело до конца. В этом случае он должен договориться с представителями соответствующих предприятий и нести при необходимости ответственность за их небрежность, как если бы речь шла о его собственной деятельности (TGI Paris, 8e, 23 janv. 1967, Sté Concorde, inédit).

Согласно данной судебной практике, в настоящее время издатель звукозаписи должен либо играть «роль современного импресарио и предъявлять доказательства своего усердия, подтверждающего это звание», либо найти исполнителей, способных заинтересоваться жанром и стилем уступленных произведений, либо делать попытки их распространения путем публичного прослушивания или трансляций по радио или телевидению, даже в виде пробы или исполнения дебютантов.

С другой стороны, что касается, в частности, эстрадной музыки и народной песни, совершенно очевидно, что механические способы распространения и коммерческие пластинки пришли на смену нотной записи, отошедшей на второй план. С тех пор как издание звукозаписи превратилось в способ использования произведения, права на которое уступлены композитором своему издателю, последний должен нести обязанность по его использованию не только, чтобы автор получал вознаграждение, причитающееся от продажи издателем пластинок, но и потому, что издание звукозаписи составляет в настоящее время для композитора — автора песен главнейшее средство рекламы (Paris, 3 déc. 1969, RIDA, 1970, LXIII, p. 197).

Издатель нот, приобретающий исключительное право на воспроизведение звукозаписи, не относящееся к его деятельности, обязуется в качестве встречного удовлетворения за предоставленную ему выгоду из осуществления этого права обеспечить самыми различными способами публичное распространение данного произведения. Если не будет достигнут желаемый результат, то для того, чтобы снять с себя ответственность, он должен до-

288


казать, что возникли препятствия, которые в обычных условиях невозможно преодолеть.

Однако если издатель взял на себя по договору конкретно определенную обязанность по распространению произведения путем выпуска пластинок, то здесь мы уже имеем дело не с простым обязательством по проявлению усердия или обязательством по осуществлению деятельности, а с обязательством, объектом которого является результат действий (Civ. I, 29 juin 1971, RIDA, 1971, LXX, p. 136). Таким образом, если издатель берет на себя обязательство осуществить запись произведения в исполнении симфонического оркестра, то его обязанность не сводится к записи на магнитную ленту; он должен также обеспечить выпуск коммерческих пластинок (там же).


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 242; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!