Паблик рилейщнз» как информационный менеджмент



При проведении любых социокультурных, экономических ак­ций и мероприятий, ориентированных на широкую обществен­ность, необходима точная и всесторонняя оценка состояния мас­сового сознания и продуманная деятельность служб «паблик рилейшнз» по подготовке людей к восприятию этих акций и ме­роприятий еще на стадии их планирования. Система «паблик ри-

377

лейшнз» возникла в российских условиях после того, как переста­ла существовать жесткая система государственного производства и распространения духовных ценностей, произведений высокой и массовой культуры. Рынок в сфере культуры, становление ме­неджмента в культуре потребовали действенных отношений с об­щественностью, системы «паблик рилейшнз». Как же действует механизм этой системы в сфере культурной политики? Здесь нуж­но остановиться на понятии «духовное потребление».

Духовное потребление, как его характеризует А. К. Уледов, — это процесс удовлетворения духовных потребностей [10,91]. По­требление создает потребность, обусловливая развитие духовного производства. Средством удовлетворения духовных потребностей выступают социальные и культурные институты. Благодаря им ду­ховные ценности доходят до потребителя, до общественности. Эти институты и распространяют ценности. Обучая людей потребле­нию, они образуют систему «духовное производство — духовное потребление», частью которой является и информационный ме­неджмент («паблик рилейшнз»). Духовное производство, вклю­чающее в себя книгоиздание, кинопроизводство, производство те­лепрограмм, изобразительное творчество, театр, музыкальное про­изводство, музейное и выставочное дело, предполагает знание конъюнктуры потребностей общественности, состояние рынка, психологии потребителей. Анализом этих составляющих и зани­маются службы «паблик рилейшнз» или структуры, их заменяю­щие. Прогнозирование духовного потребления предполагает зна­ние особенностей той или иной социальной категории, тех или иных социальных групп, их настроений, вкусов, господствующих мнений, материальных возможностей. Без структур «паблик ри­лейшнз» это знание невозможно.

И еще одна чрезвычайно важная функция «паблик ри­лейшнз» — формирование потребностей на основе изучения об­щественного мнения и, как следствие, стимулирование духовного производства. Если производство не учитывает рекомендаций «паблик рилейшнз» в сфере потребления, то возникает критиче­ская ситуация.

Разумеется, в современном социокультурном пространстве стремление к прибыли является движущей силой многих органи­заций (фирм) и оказывает непосредственное воздействие на спрос и предложение, содержание и уровень культурной продукции. Коммерциализация культуры, несомненно, снижает общий уро­вень культурной продукции, но все в большей мере определяет

378

функцию рынка сбыта этой продукции. Рынок сбыта культуры се­годня стал местом взаимодействия государственной власти и биз­неса, стремящегося к прибыли, к формированию общественного мнения, становясь своего рода лабораторией, где вырабатываются новые методы «паблик рилейшнз».

Конечно, экономико-финансовые факторы не являются непо­средственными генераторами культурной политики государства, но тем не менее они оказывают влияние на некоторые ее направ­ления, особенно в сфере массовой культуры. Весьма характерна в связи с этим практика «паблик рилейшнз» в создании бестселле­ров. Так, концерн Бертельсмана (ФРГ) в свое время расходовал до 150 тыс. марок на рекламу подготавливаемых к изданию бест­селлеров. К примеру, чтобы сделать книгу Кнефа «Дареный конь» бестселлером, было израсходовано около 250 тыс. марок на гоно­рар, 250 тыс. марок на рекламу, 500 тыс. марок на производство и распространение. А уже от первых 100 тыс. экземпляров книги из­дательство получило прибыль 1,5 млн марок. Выпущенная изда­тельством «Хофман и Кампе» «Любовная история» — «это такая сентиментальщина, что многие плачут навзрыд не от умиления, а от ужаса. И тем не менее эти разрекламированные книги, как уже явствует из списков бестселлеров, получают признание» [15,54].

Управленческие функции «паблик рилейшнз» в контексте современной государственной культурной политики включают:

т анализ и накопление информации о потребителях духовной продукции, накопление и изучение информации о ближай­ших конкурентах;

т выработку стратегии действий для производителя культур­ных благ и услуг;

я рекламирование своей культурной продукции в разных фор­мах, доведение информации и рекламы до потребителя, изу­чение его реакции, исследование рынка;

ш определение дальнейшей производственной стратегии.

Поэтому «паблик рилейшнз» как информационный менедж­мент — это всестороннее использование социологических служб, постоянный мониторинг мнений и настроений потребителя, рын­ка культурных благ и услуг; это профессиональное создание и ис­пользование рекламы, выработка стратегии влияния на потребите­ля. Это, наконец, поиск талантов и создание «звезд» в литературе, кинематографе, театре, изобразительном искусстве, максимальное использование средств массовой информации для коммуника­тивных целей, умение работать с этими средствами. Конечно, вся

379

деятельность структур «паблик рилейшнз» требует немалых фи­нансовых затрат. Опыт работы отечественных фирм свидетельст­вует, что затраты на обеспечение в сфере PR приближаются к 60% цены всех затрат на производство. Но эти средства оправданы, так как риск провала на рынке духовной продукции без деятельности структур «паблик рилейшнз» весьма значителен.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 345; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!