Свобода от социума. Способы отстранения



В смысле отношения к социуму субъект находится между Сциллой и Харибдой. Стремление к независимости ради независимости, в особенности из соображений престижа, не то чтобы ведет к потере совести, это скорее симптом потери совести, но во всяком случае адекватности субъекту не прибавляет. А полное погружение в социум соответственным образом относится к глупости: это не ведет к глупости, это скорее ее симптом, но опять не делает адекватным. Уж последнее-то Хайдеггер исчерпывающе объяснил в главе о Das Man.

Перед человеком атомизированной культуры стоит насущная экзистенциальная задача: построить такие отношения субъекта-атома с социумом, в которых бы возрастала, насколько возможно, его адекватность.

Изначальным состоянием субъекта в любой культуре, по-видимому, скорее всего является погруженность в социум и даже в Das Man. Когда бы мы ни начали думать об этом, первым делом мы находим себя среди людей, – говорит Хайдеггер. В традиционной культуре рядом с нами всю жизнь, в общем-то, будут те люди, среди которых мы родились. В атомизированной культуре круг людей начнет меняться. Ребенок к этим изменениям адаптируется сравнительно легко, так что травмы для него тут не будет, он научится подстраиваться к любому социуму и будет оставаться в состоянии погружения в него. Экзистенциальные вопросы начнут приходить к подростку, но подросток еще тоже с необходимостью погружен в социум. Однако став взрослым, рано или поздно этот человек может задать себе вопрос: как мне обрести хотя бы минимальную свободу от социума, а желательно и самодостаточность? Этот вопрос задают далеко не все. Гораздо чаще средний человек стремится уйти не от Das Man, а, грубо говоря, от родителей, школы и работы. Но субъект, ищущий адекватность и обнаруживший себя в тотальной зависимости от социума, ставит перед собой вопрос именно так: как ему выработать необходимое отстраненное отношение к нему?

Рассмотрим способы ухода от социума. Во всех частях этого пункта под социумом понимается Das Man.

Неполное отстранение

В подавляющем большинстве случаев выход за пределы одного социума происходит в область другого. Социум устроен сферически, точнее говоря, он устроен неправильно-сферически: центры сфер и их радиусы в принципе могут быть любые; существует предельная объемлющая сфера.

В житейских ситуациях переходы между сферами-социумами встречаются часто. Это, например, обычно для подростков. Можно поменять один социум на совершенно равноценный, например, перейти из одной школы в другую. Подростки обычно делают иначе: они меняют социум типа семьи и школы на неформальный социум своих сверстников, для которого характерно одно свойство: он отменяет чужие правила. Однако он заменяет их собственными. Даже при поверхностном знакомстве с социумом подростков бросается в глаза, что внутренние правила, основанные на ценностях их социума, у них очень жесткие. Войти в этот социум означает изучить входные правила, за невыполнение которых карают отвержением (то есть суровее, чем, скажем, в школе). Хоть карают и сурово, подросткам изучать эти правила и следовать им интереснее и приятнее, чем правила школы. Причины у этого, думается, по большей части биологические.

На этом примере мы видим, что простое желание уйти из одного места может быть замаскированным желанием прийти в другое место. Еще откуда очень часто уходят – это семья (в смысле брак). Оттуда обычно уходят в состояние неформального полусоциума с облегченными требованиями (смена партнеров).

Следующий способ отстраниться от социума, вообще ниоткуда не уходя – это занять по отношению к нему критическую позицию. Позиция может быть чисто внутренней или более-менее публичной. Таким образом достигается относительная свобода мысли, но этот способ нечестен тем, что индивид продолжает зависеть от социума, который критикует, поэтому претерпевает неизбежное внутреннее искажение. Большинство проблем, которые с этим связаны – проблемы внутреннего сознания диссидентов (это слово употреблено здесь не в политическом, а в расширенном смысле: диссидентом является тот, кто критически относится к социуму, не покидая его. Возможно чисто культурное диссидентство, научное диссидентство и т.п.).

Всем, кого не устраивает господствующая культура, можно посоветовать или отыскать другую, или создать ее. Первый способ подходит для групп, второй для одиночек. Уйти группой в другую культуру можно или игровым образом (есть группы, которые более-менее глубоко ушли в имитирование быта индейцев либо эльфов), или научным (есть те, кто изучает средневековый японский язык). В отличие от культурного диссидентства, то есть потребительски-критической позиции, научный уход в другую культуру очень продуктивен. Он дает не только искомый уход, но и совершенно честное обогащение покинутой культуры, благодаря чему ушедший имеет все основания иметь спокойную совесть.

Вообще уход в науку или, шире говоря, в область чистого мышления – это всегда эффективный и обычно продуктивный уход. Он эффективен как уход в том смысле, что захватывает индивида, на какое-то время полностью освобождая его от правил отвергнутой культуры. Он продуктивен в том смысле, что содержит в себе возможности развития индивида. То есть он теоретически продуктивен. Продуктивен ли он практически - это, к сожалению, как повезет. Далеко не всегда и не везде будет востребован интерес к средневековой японской поэзии. Однако при определенной внутренней твердости автора он может даже сформировать в своем наличном отвергнутом социуме интерес к тому, чем он занимается, и тогда его уход окажется продуктивным и практически.

Все уходы, которые мы до сих пор назвали – частичные. Индивид подвергает себя как бы расслоению, парциализации. Расслоение может быть по времени, как это имеет место у подростков. Часть времени подросток проводит в школе и семье (будем считать это для него в данном случае одним и тем же социумом), а вторую часть – в социуме подростков. У того, кто уходит в сферы иных культур, тоже имеет место расслоение по времени, ибо им тоже, к сожалению, приходится возвращаться. Расслоение может быть не только по времени, а, например, по, так сказать, сфере бытия. Такому расслоению подвергаются культурные диссиденты. Несмотря на то, что в повседневности они принимают правила культуры, внутри которой живут, «в уме» они относятся к ней критически, с отстранением. При достаточной жесткости социума и достаточной цельности индивида конфликт между ними может превратиться в публичный, следствием чего будет насильственное исключение из социума. Это уход полный, но мы не будем его рассматривать потому, что он насильственный, то есть это не уход, а изгнание.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 458; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!