Как происходит формирование адекватного отношения?



Или откуда берутся адекватные люди? Может быть, их хорошо воспитывали в детстве или в школе?

Вот это – совершенно точно нет. Через примерно одинаковый опыт семьи и школы проходят почти все люди, но адекватными становятся единицы. Все остальные, как уже говорилось выше, находятся в нормальном состоянии умеренной неадекватности. Адекватность похожа на моральный долг тем, что она задана личности как задача. Человек не становится адекватным по предопределению, он сам, свободным выбором выбирает себе адекватность как цель. Почему некоторые выбирают ее, а некоторые, предположим, предпочитают истеричность, шизоидность, агрессивность? Свободный выбор не обосновывается посредством указания на причину. Быть адекватным, а точнее говоря, стремиться быть адекватным – задача субъекта, и он выбирает ее свободно. Однако не исключено, что в каком-то смысле это может оказаться чем-то типа врожденной идеи. Или быть сформированным в самые ранние периоды жизни. Но все это, конечно, не достаточные условия для того, чтобы субъект достиг адекватности.

Надо прямо сказать, что в эти ранние периоды жизни ребенку, у которого рано обнаружилось стремление к адекватности, оказывается нелегко, если только его родители не оказались, по счастливой случайности, также людьми адекватными. Адекватность никоим образом не наследуется и ей нельзя научить, хотя можно (отчасти) научиться. Поэтому адекватный ребенок может родиться в любой семье. Тогда родители будут активно мешать ему: прежде всего, конечно, своим примером, поскольку ни один ребенок не сможет выжить, если не будет подражать родителям. Во-вторых, они будут мешать ему активно. Сколько раз доводилось видеть картину: ребенок-второклассник, задумавшийся над решением задачи (делает домашнее задание), рядом мама, которая ответ, конечно, знает – и вот эта мама дергает и дергает ребенка, задает наводящие вопросы, подсказывает, чтобы вспомнил то-то и то-то, постоянно повторяет, чтобы не отвлекался, не грыз ручку, не был таким бестолковым – и наконец, сломав в своем ребенке всякое желание решать самому, она торжественно провозглашает решение задачи. Повезло ребенку, если он флегматик. А если меланхолик, так он просто уверится в своей неспособности решать задачи, научится списывать, научится повторять заученные ответы как попугай. Самостоятельность его и ответственность за себя уменьшатся. А как можно стать адекватным, не будучи самостоятельно мыслящим?

По всему вышенаписанному тексту может показаться, что адекватность – какая-то врожденная способность. Тогда она, как и всякая врожденная способность, в хороших условиях развивается сполна, а в неблагоприятных условиях разовьется слабо или совсем заглохнет. Этого однозначно, конечно, отрицать нельзя, но считать так было бы слишком поверхностно.

Перед любым субъектом, в том числе маленьким ребенком, встают выборы. Они бывают и моральные, и интеллектуальные, и деятельностные, и эмоциональные. Как он совершает выборы? В каком возрасте человек впервые слышит обращенный к нему зов Бытия? В каком возрасте он решает, прислушаться ему к этому зову или нет? Во всем этом нет ни однозначности, ни даже какой бы то ни было ясности.

С адекватностью дело обстоит так же, как с зовом Бытия, с совестью. Но быть адекватным гораздо сложнее, чем быть совестливым. Совесть – это лишь один голос лишь одного источника. Чтобы быть совестливым, нужно быть автономным и слышать этот голос. Это, конечно, трудно, но не сложно[205]. Адекватность, как мы видели, включает в себя несколько отношений, да и в каждом отношении задействует и мораль, и интеллект, и эмоции, и деятельность, к тому же требует самотождественности и адекватной идентичности.

Поэтому никак нельзя предъявлять требования адекватности к ребенку, разве что в очень узком смысле слова «адекватность» – как антоним явного психического отклонения. Имеет смысл говорить об адекватности субъекта только начиная с того возраста, когда он начинает принимать самостоятельные решения, ответственность за которых лежит только на нем. Это не ранее окончания института, то есть приблизительно 25 лет.

Можем ли мы сказать, что до этого возраста, например, среди 15-летних подростов не встречаются исключительные личности, поражающие взрослых своей адекватностью? Конечно нет. Какое-то предчувствие того, что поступки и мысли могут быть сначала просто правильные и неправильные, имеется у ребенка в возрасте формирования у него начал автономной морали (7-10 лет). Но это моральное предчувствие, не затрагивающее, так сказать, общую гармонию его мира, как затрагивает ее адекватность. По мере собирания личности субъекта и его мира в единое целое, по мере формирования какого-то личностного стержня, что происходит не ранее 11-12 лет, может появиться предчувствие адекватности. В философии возраста мы говорили, что субъект в 12 лет обретает полную познавательную эксцентричность, но экзистенциальная эксцентричность может сильно отставать от познавательной. Если же она не отстает, то 12 лет – самый ранний возраст, когда на основе формирования эксцентрической, в обоих смыслах, личности, можно видеть, как субъект стремится к справедливости, к самотождественности, к гармоничности его собственного бытия и бытия-с-Другими. Поэтому в 15 лет мы иногда встречаем адекватных людей. Но к ним, увы, применимо то, что было выше сказано о достойных людях в недостойной культуре: часто они предпочитают держаться в стороне (культура подростков без активного вмешательства взрослых очень агрессивна). Будучи открыты к социуму, они прилагают все усилия, чтобы не зависеть от него, по крайней мере в чем-то глубоком и важном.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 287; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!