Самотождественность и самодостаточность



Современные исследования показывают, что душа (Я) человека не имеет четких границ. У этого много аспектов, нас интересует социальный. Легче всего считать, что строго один человек имеет строго конкретное Я, и мы можем задать его границы (и то с некоторой долей произвольности). Но прежде всего дело в том, что человек не бывает строго один. Когда крестьянин идет по полю, он идет из одной в деревни в другую деревню. В одной из них он живет, и эта деревня – его. В этой деревне его Я размывается в Мы, причем тем сильнее, чем более велика доля совместной деятельности. В другой деревне живет его брат. По мере того, как он подходит ко второй деревне, его Я, которое в первой деревне размывалось в одно Мы, размывается в другое Мы: я и брат, наше общее детство, наши родители и т.п. Любое единичное Я требует какого-то Мы.

(Конечно, хорошо виден и конфликт между Я и Мы. Этот конфликт покажет себя, например, на рыбалке, на которую трое мужиков идут вместе. Идем рыбачить Мы, но самую большую рыбу поймал Я. Конкуренция – один из важных факторов разделения Мы на Я.ак т четких границ. решение любых этических зачач. м в математике. )

Более того: даже когда человек находится в действительном одиночестве (например, егерь в лесу), его сознание окружено смысловой границей, или, иными словами, интециональной средой.

Если у Я нет четких границ между ним и Другими, то о какой самодостаточности и самотождественности вообще можно говорить?

 

Самотождественность как предстояние перед трансценденцией

Рассмотрим сначала самотождественность.

Наличествование в Я некоего центра (пока это наличествование центра принимается нами как аксиома) дает возможность говорить о самотождественности этого центра, при большой вариативности периферии. Что такое самотождественность центра? Ни в коем случае ее нельзя отождествлять с неизменностью. Наоборот, это свобода. Она дает возможность изменять себя по собственной воле до определенных пределов, оценивать себя, рассматривать себя как предстоящего перед Богом. Кратко говоря, это душа. Духовные практики позволяют овладевать собой. Вот это и есть самотождественность субъекта. В терминах Плеснера эксцентричный субъект имеет два центра: первый – управляющий всем (по меньшей мере наблюдающий за всем), второй – управляющий первым (аналогично: по меньшей мере наблюдающий за ним). Оба они изменяются в процессе жизни. Важно то, что в паре они обладают свободой изменения себя. Кроме того, они обладают памятью о прошлом.

Что самотождественность – это свобода наблюдения за собой и изменения себя, звучит как непроясненный парадокс. Эта самая свобода откуда-то должна черпать свое основание, свою идентичность, чтобы оставаться все-таки самим собой, а не превратиться в абсолютный произвол спонтанности. Спонтанен может быть маленький ребенок, но в его случае мы и не говорим о полной самотождественности, а если говорим, то осторожно. Взрослый, эксцентрический субъект не спонтанен, хотя и свободен. У его свободы все-таки есть неизменное основание.

И можно сказать, что основание неизменности свободы, то есть настоящей самотождественности – это предстояние перед трансценденцией. Трансценденция неизменна. Как бы ни изменялся субъект, у него остается одно и то же отношение к одной и той же трансценденции. Он может этого не понимать, но идентичность строится извне, посредством отношений. И та идентичность, которая составляет его постоянную тождественность себе, осуществляется посредством отношения к трансценденции. Если отношение к трансценденции меняется, вместе с ним меняется и сам субъект.

Если попытаться не идти сразу так далеко, а начать с какого-то более «посюстороннего» отношения, например, отношения к социуму и Другим, то мы сразу попадаем в область релятивистских концепций субъектности, некоторые из которых были разобраны в первой главе. Кратко говоря, опора на социум в попытке построить тождество Я приводит, конечно же, к тому, что Я принимает в каждом новом социуме новую форму. Так можно объяснить обманчивую самоидентичность, какую-то даже оскорбительную пародию на нее. И такую идентичность можно приписать только очень недалеким людям. Мы же ведем исследование в приближении к идеальному, адекватному субъекту. В каждом социуме он остается самим собой. С каждым новым человеком он говорит от своего лица, а не от лица социума, якобы стоящего у него за спиной. Иногда это видно даже по очень простым признакам: некоторые люди говорят с разными собеседниками разным тоном, с разными интонациями. Другие люди говорят со всеми собеседниками одним и тем же тоном. Поэтому мы говорим, что в основе их неизменности – предстояние перед чем-то, что неизменно по самому своему существу. И это – трансценденция.

Нам было здесь не важно, о культуре какого типа идет речь, потому что самотождественное Я, предстоящее перед Богом, и потому смотрящее на себя со стороны, и потому свободное – есть у любого человека. Но удобнее вести эти рассуждения на материале традиционной культуры, потому что современные пост-индустриальные культуры часто атеистичны, так что предстояние перед Богом приходится называть другими словами. Пусть это будет любое нечто недостижимое и неизменное. В принципе, второй полюс эксцентрического Я является как бы представительством этой вечнотождественной, всегда-в-себе-сущей трансценденции. Поэтому предыдущие рассуждения можно свести к довольно простому утверждению: несмотря на то, что Я свободно, второй полюс Я содержит неизменные элементы, являющиеся представительством трансценденции (имманентная трансцендентность). Но хотелось бы подчеркнуть, что все-таки перед своим собственным вторым полюсом нельзя предстоять, а перед трансценденцией осуществляется именно предстояние. Хайдеггер называет это совестью или зовом бытия.

Теперь проанализируем самодостаточность. Определение самодостаточности для описанного сейчас субъекта простое: его Я определяется его отношением к Богу, а не к Другим.

Правда, это только первая ступень самодостаточности, так как Бог требует вполне определенного отношения к Другим, да и без этого ясно, что нельзя назвать совершенно адекватным человека, который только молится и ни с кем не разговаривает[198]. Самодостаточный человек вступает в осмысленные и управляемые им самим отношения с Другими. Построение действий, в том числе речи, у этих людей происходит несуетливо и рефлексивно: прежде чем сказать или сделать, проект проходит экспертизу эксцентрического Я. Эти люди говорят всегда осмысленно. Они могут, конечно, ошибаться, но это их собственные личные ошибки, а не бездумное повторение сказанного кем-то. Из этого мы видим, что эти люди ответственно конституируют смыслы. Выше было показано, что акты смыслополагания всегда требуют Других. Сопоставив эти две вещи, мы получаем довольно неожиданный результат: самодостаточность есть подлинное, адекватное отношение с Другими. В неадекватных отношениях с Другими невозможно иметь адекватно конституированные смыслы.

Итак, первая ступень самодостаточности – это сделать основанием своей тождественности трансценденцию вместо Других.

Следующие ступени самодостаточности опровергают только что сказанное. Точнее говоря, они отвергают самую попытку вступить на них. Существует какой-то идеал самодостаточности, и он не столь уж и высок. Попытки стать островом в океане, аутистом, полностью независимым ни от кого субъектом проваливаются в то, про что Ясперс сказал: «Независимость едва ли является чистой независимостью, иногда она кажется скорее, нераспознанной зависимостью…».[199] Человек не может быть независим, если только он не родился аутистом. К чему же приводит врожденный аутизм, я напишу в пятой главе.

Однако даже при зависимости возможна свобода и некая специфическая самодостаточность в зависимости. Человек, который прояснил свою зависимость от другого человека (например, влюбленный, который признался в любви), возвращает себе значительную часть себя, которую утратил в первоначальной, непроясненной зависимости. Каждый, кто влюблен тайно по причине того, что ему страшно признаться, зависим гораздо более, чем тот, которому не было страшно признаться. Зависимости надо прояснять. В этом заключается один из путей к обретению собственного достоинства и вместе с ним адекватности.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1806; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!