Адекватность в отношении к Другим



Выше мы говорили, что адекватное бытие открыто к миру, но из отстраненной, «эксцентрической» позиции. Не следует считать это само собой разумеющимся. По Плеснеру, эксцентричность позиции присуща человеческому бытию вообще. Пиаже открыл, что в детстве ребенок эгоцентричен, но у него происходит онтогенез субъектности, который заканчивается приобретением эксцентризма, причем Пиаже верил, что это происходит к 5-7 годам, но уж к 12 – непременно. Оба они проявили себя большими оптимистами. На практике сплошь и рядом встречаются вполне вроде бы разумные люди, которые и к 50-ти годам продолжают оставаться эгоцентричными. Это проявляется в том, что они не знают, не желают знать, не приемлют и не желают принимать устройство мира, в котором живут. Пример из жизни. Профессор выражает недовольство бюрократической волокитой, причем сплошь и рядом приходится видеть, как он выражает это недовольство, адресуясь к какой-нибудь секретарше («Я работаю, мне некогда, почему я должен ждать подписи вашего начальника»)! Праведный гнев, который он испытывает в этот момент, так затуманивает ему голову, что он оказывается не в состоянии проделать даже один вроде бы простой элемент мысли: секретарша никак не может быть автором бюрократических правил. На этом примере мы видим: эксцентрическая позиция требует больших усилий мысли, на которые профессора не всегда оказываются способны. Теперь нас не будет удивлять, что при определенном отсутствии бытийных сил субъект отказывается от эксцентрической позиции.

Открытость миру и эксцентричность позиции – вещи связанные, но не абсолютно. Ребенок открыт миру и эгоцентричен. Это может быть характерно и для определенных видов неадекватности у взрослых. Может быть и наоборот – человек сильно закрыт от мира, хотя не теряет эксцентрической позиции. В закрытости она ему вообще-то не нужна, но никто не может быть закрыт от мира абсолютно. В какой-то контакт человек вынужден вступать. Если, скажем, это очень глубокий интраверт или убежденный мизантроп, то он вступает в контакт редко. Но при этом его позиция может быть эксцентрической. Тогда он приложит усилия, чтобы узнать и понять устройство того мира, в контакт с которым он собирается, в виде исключения, вступить.

Понятно, что если бытие субъекта теряет открытость к миру, закрывается, то вопрос об адекватности решить становится довольно трудно. Понятно, что открытость и развернутость к миру – это признак адекватности. Однако было бы ошибкой, и даже ужасной ошибкой, сказать, что закрытость, повернутость внутрь себя – это признак неадекватности. Есть люди, которые совершенно не считают своим долгом быть развернутыми к миру. Например, они могут быть глубоко погружены в собственное трансцендентное отношение (допустим, посвящать почти все время решению какой-нибудь математической задачи). Человек может быть погружен в мечты. Влюбленные могут быть погружены в свой социум из двух субъектов. Глубокий интраверт, который по долгу службы вынужден хотя бы немного общаться с людьми, все остальное время будет просто отдыхать, и это с его стороны будет совершенно адекватно.

Однако мы чувствуем, что где-то тут есть что-то вроде границы, через которую довольно легко переступить. Человек, решающий математическую задачу, вдруг перестает ходить на работу и даже мыться. Человек, погруженный в мечты, не встает с дивана. Влюбленные рассматривают весь мир как врагов и не верят никому. Глубокий интраверт вообще теряет возможность общаться с людьми и перестает работать. И мы больше не считаем такое поведение адекватным.

Правда, между неадекватным поведением и неадекватным отношением есть большая разница. Адекватность поведения оценивает социум. Во-первых, он делает это лишь гипотетически. Во-вторых, в самой системе социальной оценки заложена изначальная неадекватность. Социум всегда требует от индивида большей социальности, чем это следует из других соображений.

Что касается адекватности не поведения, а отношения, то этого вообще нельзя оценить со стороны, и речь тут идет скорее о возможном. Отношение к миру – это принципиально такое отношение, которое разворачивается между субъектом и миром. Хотя люди иногда любят рассказывать о своих принципах и мировоззрениях, поэтому можно сделать кое-какие выводы об их отношениях с миром, а иногда человека, имеющего особенно адекватное отношение к миру, видно, и на него обращаешь внимание, как на святого или просветленного. Что касается адекватного отношения к социуму, то оно ощущается более непосредственно. Мы будем постоянно сталкиваться с этим дальше, и в конце концов должна сложиться картина адекватного отношения субъекта к социуму. Мы видели в первой главе, что адекватное конституированные смыслы всегда требуют Других, и учредительный акт смысла имеет триадическую структуру. Нужно сказать даже больше: обращение к учредительному акту и полагание новых смыслов в течение жизни тоже имеет триадическую структуру и невозможно без адекватного отношения с Другими. Мы не должны забывать только то, что было сказано в начале: это отношение должно быть одновременно и раскрытым, и отстраненным.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 289; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!