Адекватность по отношению к трансценденции



Повторимся: трансценденция – то, что не присуще субъекту по самому своему существу. Она окружает нас, но в большинстве случаев не заметна. Давайте рассмотрим пример простого восприятия: субъект видит объект. Например, ребенок видит свою игрушку. Игрушка по отношению к нему трансцендентна. Однако он видит ее, берет в руки. В той мере, в какой ребенок может играть игрушкой, в какой субъект действует в отношении объекта, отношение не будет ни полностью трансцендентно, ни подлинно имманентно. Таково любое деятельностное отношение, поэтому большинство отношений в деятельности и самой жизни субъекта нетрансцендентно-неимманентное. Наконец, имманентным будет образ игрушки, планы относительно игрушки, личностные смыслы игрушки, воображение, которым ребенок наделяет игрушку – все, что складывается самим субъектом. Если добавить сюда и мысли Канта, то пространственно-временные и количественно-качественные характеристики игрушки тоже имманентны, однако они могут быть трансцендентальными при следующем условии: если одинаково воспринимаются любыми людьми. Ясно, что видим мы не то, что есть (не вещь в себе), а нечто другое, а именно два варианта: чисто личностное и трансцендентальное, то есть одинаковое для всех. Трансцендентное нам никак не видно.

Откуда берется идея трансцендентного? Это сложный вопрос, на который можно отвечать по-разному. Если взять случай математика, то трансцендентность нерешенной задачи ему несомненна. Задача, которую он решил, делается имманентной ему, он владеет ей (а отчасти и она им). Поэтому любой субъект, который действует, меняется. Он, если можно так выразиться, имманентирует в себя разные трансценденции.

Однако не всегда и не у всех субъектов интенсивность имманентрования высока, и не у всех проявляется в открытую какое бы то ни было трансцендентное отношение.

Из данного выше определения может следовать, что отношение к миру и Другим также трансцендентно. Ведь их нельзя сделать имманетными себе до конца. Тут есть своя правда, но, тем не менее, превалирует деятельностное отношение, нетрансцендентно-неимманентное.

Истинно трансцендентное отношение – это отношение субъекта к любому объекту, который вообще никогда не станет и не может стать ему имманентным. Обычно это Бог, но могут быть и различные типы бесконечного. Далее мы будем понимать трансценденцию в узком смысле, как Бога, но нельзя забывать бесконечность или платоновские сущности.

Достаточно часто трансцендентное отношение может быть неадекватно. Например, адекватно верить в Бога, но неадекватно быть харизматическим сектантом. В религиозной области этому посвящены буквально горы духовной литературы. Среди тех, кто занят благотворительностью, тоже попадаются как те, которые приносят массу пользы, так и те, кто своей благотворительностью больше мешает, чем помогает. И опять достаточно трудно назвать четкий критерий, как отличить одних и других, кроме как по пользе для их собственной души. Хотя адекватные благотворители заметно больше открыты миру, то есть соответствуют самому первому определению адекватности. Да и адекватные верующие тоже открыты значительно больше, чем сектанты. Однако, скажем, для того, чтобы различить адекватных и неадекватных философов, а также ученых, этот критерий уже не годится. Тут нужно исследовать их труды: адекватны ли у них задачи (как определить адекватность задачи? Пусть рабочим определением будет такое: задача этому ученому по-настоящему интересна; интерес, когда появляется, сам проделывает работу адекватности), адекватны ли у них методы, адекватно ли они используют имеющуюся литературу… И все время поиск критерия адекватности приводит к кругу, снова и снова требуется что-то опять адекватное. Это говорит о том, что мы распознаем адекватность как какую-то базовую характеристику.

Главная потребность трансцендентного отношения – быть твердым, постоянным, верным. Трансценденция не видна, ее нельзя пощупать. Поэтому она требует веры, даже если речь идет не о религиозной вере, а, допустим, о решении научной задачи. Пока ученый не нашел его, его нет. И чтобы найти его, надо верить в то, что это возможно. И поскольку сразу многие решения не находятся, нужна твердость и верность в посвящении себя трансцендентному отношению.

Однако, как и у Аристотеля с его золотой серединой, это только одна сторона вопроса. Человек без колебаний и сомнений производит впечатление глупого и уж конечно не адекватного. Вера и сомнения нераздельны и неслиянны, они требуют друг друга. Именно потому что трансценденция не видна, она требует веры, а не, например, догматического знания, и именно поэтому она неизбежно вызывает сомнения в своем существовании. Для адекватности потребна вера вопреки сомнениям, и подобающее такой вере смирение. И мы опять отличаем адекватность от золотой середины по тому, что наиболее бытийное отношение требует максимальной веры и в то же время максимальной открытости сомнениям. На примере нашего ученого: если в какой-то момент он понял, что не может решить задачу, он должен оставить ее ради других, которые может решить.

В религиозной области есть хорошо известное явление неофитства, которое заключается в том, что субъект, только что вступивший на путь веры, эмоционально преувеличивает важность для него трансцендентного отношения. Неофитство – очень интересная вещь. С одной стороны, неофитство – типичное проявление неадекватности трансцендентного отношения. В нем много преувеличения и мало верности. Однако оно же является типичным примером адекватной реакции субъекта на то, что с ним происходит важная перемена. Если некто обратился в веру и не стал при этом неофитом, это по-своему неадекватный (слишком холодный?) человек.

На этом примере мы видим, что разные типы адекватности могут явно противоречить друг другу.

Что обязательно следует учесть, так это то, что если трансцендентное отношение адекватно, то оно чрезвычайно способствует исправлению всей остальной жизни. Она также делается адекватной, даже если изначально с этим были проблемы. Мы увидим это, когда будем анализировать важность предстояния перед трансценденцией для «сборки» субъекта.

 

Однако, какова бы ни была глубинная важность трансцендентных вещей и отношений к ним субъекта, наиболее первичное, самое основополагающее базовое субъектное отношение – это отношение к Другим.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 258; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!