Адекватность в отношении к миру, себе, трансценденции, Другим



Любое жизненное отношение субъекта, чтобы быть адекватным, должно быть одновременно и раскрытым, и отстраненным. Полная закрытость – это отсутствие отношения. Полное погружение чревато утратой себя в других своих отношениях. Например, отношения к Другим и отношение к трансценденции иногда вступают в противоречие, и требуется немалая мудрость, чтобы их согласовать.

Ранее были выявлены такие базовые отношения субъекта:

1. К Другим

2. К предметному (пространственному) миру

3. К жизненному миру

4. К самому себе   

5. К трансцендентному

Каждое из этих отношений субъекта очень сложное. Данная работа посвящена отношению к Другим, и далее мы будем подробно рассматривать адекватность субъекта в этом отношении. Однако и об остальных отношениях следует сказать несколько слов.

Адекватность по отношению к предметному миру

Предметный мир был рассмотрен в первой главе, п. 1.3. Там было выделено три региона окружающего предметного мира: подручный, интересный и нейтральный. Здесь хотелось бы сказать несколько слов про нейтральный мир. Особенно для нашей отечественной культуры, распределенной по огромной территории, характерно к этому нейтральному миру такое отношение, которое правильнее всего будет назвать наплевательским. Впрочем, аналогичное имеет место и в западной культуре, только там меньше места для нейтральной территории, поэтому почти вся территория оказывается поделена на подручную и интересную. Подручную территорию убирают так же, как убираются в своей квартире. Интересную территорию лелеют, потому что не хотят, чтобы она пропала. В отечественной же культуре идеи Хайдеггера о подручности вещей жизненного мира очень плодотворно легли на общее представление о том, что за пределами подручной территории находится природа, не подручная, не принадлежащая никому, допускающая любое отношение и уж точно не призывающая к ответу. В результате нейтральная территория нашей страны медленно превращается в развалины. Может быть, это и отступление от темы, но на этом примере мы видим, что базовое отношение субъекта к миру реализуется не только на его подручном мире и не только на том мире, который ему интересен. Субъект должен еще и относиться к тому миру, который сам к нему вроде бы никак не апеллирует. Попав проездом на какую-то поляну в какой-то лес, в который второй раз уж не найдешь дороги, нужно не оставлять на ней свой мусор. Зачем? – А таково правильное отношение к нейтральному миру. Не портить его! Думаю, вряд ли ошибусь, что для многих отечественных субъектов подобные рассуждения находятся за пределами их этической мысли. Отсюда видно, как теория субъекта дает выход на проблематику экологии. Однако сейчас мы это опустим.

Главное отношение субъекта к любому миру – деятельность. Определим деятельность как такое отношение субъекта к миру, которое приводит к изменениям в мире. Как правило, с точки зрения субъекта эти изменения были целенаправленны. Теоретики деятельностного подхода считают, что только в деятельности любой мир вообще раскрывается, обретает для субъекта определенность, делится на осмысленные вещи. Мне кажется, это некоторая натяжка. Созерцание (бездеятельное отношение, не приводящее к изменениям) тоже существует, и в нем мир также раскрывается субъекту, а субъект – миру. Впрочем, иногда от чистого созерцания трудно отделить мысленные действия. У Канта, например, созерцание было действием рассудка, и сам рассудок при этом был активен. Мысленные действия тоже могут быть и целенаправленными, и нет. Мы увидим это ниже, в 4 и 5 главах.

Итак, на примере правильного отношения к такому миру, который не является ни подручным, ни интересным, было показано, что существует правильное отношение к нему, которое теперь, в терминах этой главы, следует считать адекватным. Это – ненанесение ущерба окружающему.

Здесь мы можем вспомнить и применить также результаты, полученные в философии возраста. А именно, достижение экзистенциального взросления, экзистенциальной эксцентричности заключается в том, что человек осознает свою роль в мире. Он более не считает свою позицию ничтожной, свой вклад в мир – пренебрежимо малым. Он осознает свою потенциальную способность нанести миру ущерб. Мы согласимся, что адекватность данной позиции особо подчеркивается именно сочетанием двух разнородных факторов: этически благородного отношения и экзистенциального понимания.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 276; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!