Диадическое субъектное состояние



 Работа горя, как было написано выше, выводит ребенка из диадического, чисто эгоцентричного отношения с матерью. В жизни очень хочется повторить – хотя бы отчасти – это прошлое диадическое состояние, этот рай понимания и взаимодействия. Поэтому диадическое состояние встречается в различных видах взаимодействия с Другими.

 

Общая характеристика диадического взаимоотношения

Начнем с определения диады. Диадой мы будем называть пару человек, которых в определенных важнейших аспектах можно рассматривать как одно существо, обязательно, в том числе, эти важнейшие аспекты должны иметь место между двумя участниками диады (а не только возможность рассматривать их как одно целое со стороны). Другими словами, в определенном смысле и, возможно, в определенные моменты, двое участников диады должны сами чувствовать себя единым существом. Более того, они должны чувствовать себя единым субъектом, то есть единым чувствующим и действующим существом. Совершенно очевидно, что полное, абсолютное состояние диады либо крайне редко, либо совсем не встречается.

Тем не менее, если считать идеальную диаду некоторым полюсом, к этому полюсу приближается довольно много структурных субъектных ситуаций. Мать и младенец, близкие друг другу супруги, близкие друзья, иногда коллеги, иногда сотоварищи по деятельности.

Можно выделить несколько видов диад. Прежде всего, диады делятся на первичные и вторичные. В случае первичной диады диадическое состояние предшествует автономному субъектному состоянию. Это как раз характерная ситуация младенца. Однако первичность/вторичность диады может определяться в момент ее разрыва. Например, после долгого периода супружества один из супругов остается один. В этот момент он испытывает (помимо горя и иных естественных эмоций) ощущение субъектной недостаточности. Ему вдруг становится трудно принимать решения. Более того, даже само восприятие мира изменяется (например, делается более тусклым, мир кажется серым). Причем это состояние недостаточности охватывает все, оно как бы пронзает собой само бытие. Это разрыв диады, которая является первичной в отношении момента разрыва.

Вторичная диада – это двое людей, каждый из которых до вступления в диаду был автономен и продолжает во многом удерживать автономию и внутри диады. Это могут быть два коллеги на работе, работающие над одной задачей. Зачастую они понимают друг друга с полуслова. Однако полного субъектного слияния тут не возникает. Расходясь, они не испытывают субъектной недостаточности.

Первичность и вторичность диады, таким образом, можно различить по тому, как диада разрывается.

Переход между диадами обоих типов плавный. Более того, одна та же диада может двигаться от субъектной автономии к субъектному слиянию и обратно.

Второе важное различение, которое нужно сделать в описании диад – это их симметрия либо асимметрия. В симметричных диадах участники вносят равный вклад в решения, мысли и чувства диады (или вклад участников попеременный). Таковы могут быть отношения двух коллег по работе. Это касается именно решений и чувств – вклад по ним должен быть от каждого участника равный. Если один вносит мысли, другой чувства – это асимметричная диада.

Все диады, которые нельзя назвать симметричными, являются асимметричными. Асимметрия проявляется в том, что один из участников является ведущим, другой ведомым. В ситуации мать-младенец младенец является ведущим в области чувств, а мать – в области решений (не всегда, разумеется, но такой расклад характерен).

Переход от асимметричных диад к симметричным, таким образом, также плавный.

Загадка диады состоит в том, что в определенные моменты она является единым субъектом. Этот субъект осуществляет функции – познавательные и функции действия.

Но как возможна функция без конкретного носителя?

Будем считать, что диада – это субъект, состоящий из двух частей, каждая из которых имеет некоторые субъектные функции и отказывается от других своих субъектных функций, которые она делегирует в нового субъекта – диаду. Поскольку она представляет собой субъект, у нее есть функции субъекта: интенциональное сознание, решения, переживания и т.п. Как возможна какая-либо субъектная функция без одного сознания? Ведь не можем же мы сказать, что сознания участников диады полностью сливаются. Гуссерль определенно считал, что это невозможно. Однако мы уже выяснили, что по крайней мере в случае онтогенеза он ошибался, недооценивая роль социума в формировании Я. Тогда «исправление» оказалось внести легко: проанализировать первичный акт учреждения смысла и сослаться опять на Гуссерля, где он говорит, что все вторичные смыслополагающие акты – это реактивации первого, учредительного.

Теперь перед нами стоит гораздо более трудная задача: проанализировать, как диада может быть единым существом. В этом нам особенно будет мешать хорошо нам известное собственное субъектное состояние, которое является в высшей степени автономным и даже практически атомизированным.

Давайте для начала возьмем самый простой случай: эмпатию. Например, мать наблюдает, что ее ребенку холодно. Мать одевает ребенка так, будто ей самой холодно, а когда ребенок согрелся – матери кажется, что и она согрелась. Она интенсивно сопереживает ребенку.

Аналогично с болью, которая заставляет сопереживать не только партнера по диаде, но и всех, кто находится рядом.

Эмпатия знакома большинству людей. Если рассматривать эмпатирующего и эмпатируемого как диаду, то можно сказать, что двое испытывают одну и ту же боль. Понятно, что даже в идеальном случае этого быть не может, боль все равно будет разной у того, кому реально больно и у того, кто ему эмпатирует. Тем не менее, даже нейрофизиологические показатели могу быть у них схожи, и в целом можно смело заявить: «Эта диада чувствует боль (или ей холодно)».

Если брать ребенка, мать и холод, мы должны сказать, что это момент асимметрии диады, когда ребенок является ведущим в области чувств и ощущений. Мать является ведомым элементом. Связующее их звено – эмпатия.

Природу эмпатии будет легче понять, если вспомнить поршневское учение о суггестии. Там говорилось, что суггестия распространяется не только на ощущения, эмоции и переживания, но и на мысли. Ведь она имеет долгую доречевую историю. Понятно, что суггестия действует и в нас, современных субъектах, мы ее недооцениваем и мало замечаем.

Конечно, нельзя сказать, что любая эмпатия основана на суггестии и что любая диада связана эмпатией. Рассмотрим двух ученых, совместно решающих одну задачу. Диада тут может возникнуть при определенных условиях. Этот вопрос хорошо бы изучить эмпирически, однако в целом предварительно ясно, что а) должна быть сочетаемость личностей б) должна быть одинаковая (или хотя бы близкая) научная парадигма, то есть способ мыслить, ставить и решать задачи, а также общий научный язык. Если эти условия выполняются, то может возникнуть диадическое состояние, причем не исключены даже эмерджентные способности: вдвоем участники решают быстрее и больше задач, чем каждый из них в отдельности умножить на два. Это плодотворное научное сотрудничество будет, скорее всего, диадой вторичной, симметричной и основанной, конечно, не на эмпатии. Ключевое связующее звено здесь – предмет исследования, решаемая задача. На нее направлена обобщенная интенциональность диады. Здесь мы подходим к вопросу, который разрешить труднее всего: как может обобщиться интенциональность, если она исходит от одинокого трансцендентального Эго? Неплохо было бы постулировать телепатию, но это слишком сильный ход. Сослаться на суггестию в общем тоже не получается, или это будет весьма особый тип суггестии.

По всей видимости, следует обратить внимание на речь участников диады и на их деятельность. Если один из них произносит то, что другой еще только собирался подумать (Щедровицкий называет это «зона ближайшего развития»), то второй освобождается от тормозов, сопровождающих всякую мысль при обдумывании, и свободно продолжает полет первого. Это подобно ходьбе на двух ногах, более продуктивной, чем ползание.

Проблема названа, но не решена. Пока получились две интенциональности, направленные на один предмет и конституирующие похожие смыслы, действующие попеременно и сообщая друг другу результат. Но это не один субъект.

По всей вероятности, нужно добавить, что у обоих из них к общему предмету привязан также некоторый общий проект, некоторое деятельностное предвидение. Скорее всего, если они решают задачу, это примерное представление о том, как будет выглядеть результат. Это может быть замысел работы. Тогда их субъектная общность рождается из предстояния общему замыслу. А это подобно предстоянию трансценденции, которое эффективно конституирует субъектность.

Впрочем, скорее всего, этот вопрос – как возможна общая интенциональность у двух автономных субъектах – на этом еще не разрешен.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 350; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!