Другие и субъект как личность



Теперь рассмотрим экзистенциальное становление субъектности.

Всякий субъект начинается с бытия вне субъектности. Давайте назовем эту стадию стадией индивидуальности. Субъект на ней является индивидуумом, отличным от других, однако полностью детерминированным (не считая неотъемлемой спонтанности, которая на уровне детерминизма приводит не к свободе, а только лишь к ошибкам детерминации). За счет чего он отличается от других, если все индивидуумы детерминированы? За счет несходства детерминаций. Грубо говоря, одинаково биологически устроенные индивиды получают разное социальное воспитание, а одинаково социально воспитанные индивиды отличаются друг от друга биологически. Поэтому мы еще не можем говорить здесь о свободе субъекта, а только лишь о субъекте как о машине по преобразованию детерминаций (см. главу 1).

Если бытие субъекта не свободно, то как возможна игра? Рассматривая игру, мы вынуждены заключить, что в ней ребенок осуществляет свои первые попытки свободы, а следовательно, превращается из индивида в субъекта. Это свобода не в этическом смысле слова, как это будет позже, у эксцентрического субъекта: ребенок играет свободно, но не несет полной моральной ответственности за свои действия. Впрочем, ребенок не несет моральной ответственности перед другими, но результаты его действий даны самому ему, в этом заключается сущность его игры, ведь это игра в познание мира. Он, конечно, является акцептором результатов своих действий. Полностью свободным субъект становится, когда приобретает эксцентричность. Тогда он оказывается способен мысленно проиграть свои действия, прежде чем совершать их, и тогда, понятно, ему можно вменить их результат. Но вернемся к стадии индивидуальности и рассмотрим вопрос о личности.

Я буду придерживаться следующего определения личности: личность есть такое индивидуальное достояние, благодаря которому субъект строит социальные отношения. Это некая программа, в которой записаны его роли в различных социумах и коллективах, это некая карта, которая позволяет ему ориентироваться в самом себе и своих поступках, это, можно сказать, внутренняя машина, работающая тогда, когда субъект развернут к Другим. Нельзя говорить о личности вне отношения к Другим, но Другие могут быть воображаемыми, интериоризованными, и тогда субъект будет проявлять свойства своей личности в отношении к ним.

Личность – это первый шаг от полностью детерминированного индивида к полностью свободному субъекту. Она, таким образом, имеет промежуточный характер. Нельзя говорить о личности у полностью детерминированного индивида, так как ему нет нужды строить специальную «программу» развернутости к Другим: он и без нее научен своими детерминациями, как вести себя. По этой же причине нельзя в строгом смысле говорить о личности животных, хотя у высокоразвитых животных можно наблюдать нечто, похожее на личность[167],[168]. Нельзя говорить о личности так же и у полностью свободного субъекта (насколько таковой возможен): он развернут к миру полностью адекватным образом (см. след.главу), и любая программа будет только сковывать его действия, которые у него каждый раз неповторимы, поскольку неповторимы ситуации действия.

Следовательно, личность есть достояние субъекта, ищущего свою свободу. Однако самому субъекту чаще кажется, что он ищет собственную «сущность», свое место под солнцем, свой уникальный путь и тому подобное. Здесь нужно сделать важное различение. Мы уже выяснили, что субъект, имеющий сущность – вообще не субъект, поскольку он не свободен. Безусловно, иметь сущность приятно. Но это приятность несвободы, сходная с тем, как приятно находиться внутри толпы и скидывать с себя ответственность за свои действия. Говорить «все разные, я ищу самого себя, социум требует от меня, чтобы я был не самим собой, я же хочу быть самим собой» означает всего лишь отрицать социальную детерминацию (да и то на очень поверхностном уровне, ибо никто не станет отказываться, скажем, от родного языка в надежде обрести свой собственный, более аутентичный). Куда придет субъект, только отрицающий социальную детерминацию? Скорее всего, к биологической детерминации да еще более глубинной социальной. В целом стремление этого субъекта можно назвать правильным, от социальных детерминаций нужно освобождаться (возможно, затем вновь принять их, но уже на осознанном уровне). Но то, как это достигается в описанном случае, не может привести к успеху. В отсутствии понимания многообразия всяческих детерминаций и своих собственных возможностей можно только от одной несвободы прийти к другой несвободе.

Следовательно, на пути к свободе субъекта индивиду надо сначала обрести личность, а затем избавиться от нее.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 248; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!