IX. Когнитивное направление в КП



 Когнитивная психология возникла в противовес бихевиоризму: поведение субъекта определяется не просто стимулом и рефлексами, а мыслями – знанием смыслового значения стимула.

Центральным становится вопрос об организации знания в сознании субъекта; организация приёма информации и организация мышления; организация смыслообразования.

При этом используются теория информации, кибернетика, изучение механизмов памяти, восприятия и переработки информации, и особенно изучается, как используется информация (кодирование, декодирование, соотнесение к прежнему опыту, улавливание главного смысла, возникновение смысловых ассоциаций, возникновение предвосхищающего смысла и осознанно-личностная его проработка на предмет соответствия реальности. Чтобы быть успешным и здоровым, следует исправлять заблуждения, ошибки, смысловые несоответствия! А также надо скоррегировать свою иррациональность и поступать рационально (разумно) адаптивно!

У. Найссер (1976) установил, что решающим в поведении человека является смысл, т.е. знание (когниция). Это перекликается с интеллектуалистическими или менталистическими позициями Ж.Пиаже (швейцарский психолог, 1896-1980гг.). Основной вопрос клинической психологии: как в памяти и в мышлении соотносятся смыслы слов и образов, смыслы чувств (когнитивная теория эмоций – С.Шехтер), личностные смыслы (когнитивная теория личности – Дж. Келли и М.Махони, когнитивная теория индивидуальных различий – М.Айзенк).

Теория когнитивного диссонанса (Л.Фестингер, 1957г., амер. психолог): человеческое поведение зависит от системы когнитивных элементов (мнений, оценок, верований, пониманий, мыслей и т.п.). Проблема в том, что эти элементы могут быть противоречивыми даже у одного и того же человека в одно и то же время, что и создаёт когнитивной диссонанс.

Когнитивная сложность, когнитивное соответствие, когнитивный стиль и другие подобные понятия, как и «когнитивный диссонанс», - всё это категории когнитивной системы любого человека, нуждающегося в «когнитивной помощи». Если у него сохранные когнитивные функции, то можно помочь ему скоррегировать противоречивое понимание самого себя, кого-то другого, какие-то события.

При расстройстве эмоций и поведения можно влиять на смысловое содержание (смысловую значимость) ощущений, представлений, воспоминаний, на содержание самих мыслей и тем самым помогать пациентам понимать иначе их реакции, их настроение, их ситуацию, их отношение, их поступки, их поведения в целом и образ жизни!

Основоположником когнитивной психологии считается Г.А.Келли (1905-1966) – автор концепции личностных конструктов (1955) и «техники репертуарных решёток».

Индивидуальные личностные конструкты – это внутренний компьютер с собственной программой (или алгоритмом) оценки смысла поступающей информации. Но это очень субъективная оценка и она может быть иррациональной, а отсюда – иррациональные реакции и неадекватные поступки, неадекватное настроение и поведение. Задача – перенастроить личностный конструкт.

При заболеваниях и девиациях этим занимается когнитивная психотерапия (КПТ) и её лучше всего проводят именно клинические психологи!

Когнитивная психотерапия представлена тремя сливающимися направлениями (точнее - модификациями):

-Альберта Эллиса (1962) – рационально - эмоциональная психотерапия;

-Аарона Бека (1979) собственно когнитивная психотерапия;

-Уильяма Глассера (1976) - реальностная терапия.

В отличие от некоторых других (например гештальт - терапии), когнитивная психотерапия имеет четкий теоретический базис. Это когнитивная психология, возникшая в 50-60х годах 20 в., как реакция на определённую уязвимость теории поведенческой психологии и гештальт – психологии, которые мало уделяли внимания внутренним психическим процессам, внутренней организации и внутренним механизмам изменений и выздоровления, недооценивали значимость личностных смыслов, личностного понимания.

Х. Гуманистическое направление в клинической психологии

Это направление возникло в противоположность фрейдизму и бихевиоризму, которые рассматривали человека преимущественно в его зависимости с прошлым – в том время, как человек больше устремлён в будущее, чем в прошлое. Кроме того, и фрейдизм и бихевиоризм не сострадали человечеству. А люди между тем, очень нуждаются в благорасположенности, сочувствии, милосердии…

Именно благорасположенное отношение – это и есть гуманизм: приятие, терпимость, сочувствие, поддержка. Быть гуманным – значит быть человечным и воспринимать ценность человека самого по себе как самую высокую ценность. Эта мысль стала особенно важной после страданий и гибели миллионов людей во 2-й Мировой войне.

Основатель гуманистического направления в психологии – А.Маслоу (1908-1970). Его призыв – научить человека быть человечным, для чего надо зажечь в нём Божью искру, моральные и духовные ценности и помочь его (человека) самоактуализации и самореализации.

В книге «Мотивация и личность» А.Маслоу приводит иерархию человеческих потребностей, которые, человек стремится удовлетворить:

1.Потребности первичные, они же фундаментальные или базовые. Их тем труднее удовлетворить, чем они выше в иерархии.

Например, все реализуют свои физиологические потребности, хотят жить в безопасности и быть любимыми, но далеко не все могут по настоящему любить и ещё меньше людей, которые способны реализовать свои задатки и таланты.

2.Метапотребности.Кроме первичных существует множество вторичных потребностей – метапотребностей: в свободе, в справедливости, в равенстве, в красоте, в доброте, в совершенстве, в нравственности и т.д. Данные потребности у многих становятся личностными ценностями и даже возможна зависимость личности от них (например, фанатичный борец за справедливость, борцы за свободу, движения за равенство и т.п.).

При неудовлетворении метапотребностей развиваются метарасстройства в форме личностных изменений: депрессия, апатия, аномия, отчуждение, аутизм, ненависть, цинизм, агрессия, диссоциальное поведение, алкоголизация, наркотизация, суициадьность.

При массовом неудовлетворении метапотребностей развивается болезнь общества, которую можно излечить только социальными гуманистическими методами, сочетая с психотерапией методом самоочищения, самопереформирования, самоизменения.

Карл Роджерс (1902-1980) развивался параллельно как гуманистический психолог и психотерапевт. Его основной тезис каждый человек от рождения заряжен на позитивное развитие, если будет позитивной окружающая среда; человек рождается «принцем», но может стать «лягушкой» из-за неблагоприятных условий жизни и плохого к нему отношения.

Чтобы личность развивалась позитивно, необходимо, по К.Роджурсу, чтобы в ней формировались:

-позитивная «Я-концепция» (с самого раннего детства-положительная самооценка, положительное самоосознавание [главное здесь – безусловная родительская любовь])

-конгруэнтность (соответствие своих слов и дел своим чувствам и отношениям, личностное состояние убеждённости, цельности)

-зрелость личности (ответственный ко всему подход)

-эмпатия (сочувствие пациенту и понимание его)

-ПФЛ (полноценное функционирование личности- с преобладанием подлинно адаптивных стратегий совладающего поведения).

К.Роджерс разработал на данной основе метод «Центрированной на клиенте терапии». Этот метод близок к методу психологического консультирования в кризисных ситуациях.

Главное положение терапии по К.Роджерсу - психологу или врачу следует соответствовать выше названным свойствам личности, т.е. иметь их в своей личности, а затем эти свойства формировать у пациента.

Гуманистических принципов в психологии придерживались также Г.Олпорт и Э.Фромм.

Г.Олпорт (1897-1967) разработал системный подход к изучению личности и определил, что главным стремлением личности является самоактуализация, основанная преимущественно не на биологических потребностях, а на социальных мотивах.

Э.Фромм (1900-1980) считал, что сущность личности человека заключается в единстве как самим собою, так и со всем миром. Это единство формируется под влиянием любви - как основной формы межчеловеческих отношений, что обеспечивает адекватность сосуществования и чувство его целостности.

С наступлением в мировом сообществе систематических кризисов 21-го века иссякает гуманизм и в психологии, и в социуме, и в политике. Это обусловливает в целом регресс интересов человечества с духовно-социальных мотивов и потребностей в сторону биологических основ существования - выживания.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 264; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!