VI. Глубинное направления в КП



Глубинная психология (ГП) включает в себя фрейдизм и неофрейдизм; индивидуальную психологию А.Адлера; аналитическую психологию К.Г. Юнга; экзистенциальный анализ Л.Бинсвангера, а также гештальт-психологию (М.Вертгеймер).

Основной тезис глубинной психологии - за поверхностью сознания скрыты неизвестные побуждения, установки и тенденции поведения индивида, неотреагированные эмоции и неудовлетворенные желания, внутренние конфликты и комплексы, которые могут проявиться совсем неожиданно как для окружающих, так и для самого индивида, а также могут обусловливать невроз.

Глубинная психология возникла в противоположность структурной: кроме сознания есть бессознательная сфера, есть психические феномены, есть их психологический механизмы. Люди стремятся поступать рационально, нравственно, культурно, но их поведение часто обусловлено иррациональностью, импульсивностью за счёт неосознанных побуждений, желаний и неосознанных потребностей, исходящих из глубин психики.

Первыми исследователями бессознательного были фр. Пьер Жане и У.Джеймс (амер. психолог, автор теории эмоций Джеймса – Ланге, связь эмоций  с соматическими ощущениями и глубинными чувствованиями).

У.Джеймс (1842-1910) считал, что сознание, как и вся психика, не должны члениться на элементы или сферы. Это сплошной поток, начинающийся в глубинах организма и достигающий уровня личностного Я.

Пьер Жане (1859-1947) – фр. психиатр, психолог, философ. Он свою теорию называл «психологией поведения» и при этом в психике выделял на 2 уровня: сознания и бессознания. В основе всей психической деятельности, по Жане, лежит энергия – психическая сила, психическое напряжение, активность, деятельность.

Жане был психиатром - неврологом и считал, что невротические расстройства появляются именно из-за утраты психической силы. При лечении больных неврозами он применял методику психического зондирования, т.е. проникновения в глубинные механизмы психики. Это было предтечей психоанализа.

З.Фрейд (1856-1939) – один из наиболее ярких представителей глубинной психологии. Выступил против отождествования личности с сознанием и самосознанием, или с её психофизиологическими особенностями (в т.ч. с типами высшей нервной деятельности по И.П. Павлову).

Психологические процессы, с точки зрения З.Фрейда [28], рассматриваются в трех аспектах – топическом, динамическом и экономическом:

1)топический подход означает пространство душевной жизни, т.е. её три слоя – «оно», «Я» и «Сверх-Я»;

2)динамический подход – это выяснение как проявляются влечения и потребности и как взаимодействуют между собою структурные компоненты личности;

3)экономическое рассмотрение душевной деятельности направлено на изучение энергетического обеспечения познания и адаптации, т.е. на выяснение особенностей основных инстинктов жизни: либидо – влечения к жизни или танатоса – влечения к смерти.

Альфред Адлер (1870-1937) – ученик З.Фрейда, создавший школу индивидуальной психологии. Движущей силой развития личности, по мнению Адлера, является преодоление в себе комплекса неполноценности и стремление к успеху, совершенству, превосходству, но с чувством общности и готовности сотрудничать с другими людьми - всё с целью самоутверждения!

Недоразвитие благорасположенности, коммуникабельности, эмпатии и чувства общности ведет к межличностным конфликтам и разным формам социальных и психопатологических отклонений.

Другой ученик З.Фрейдаосновал аналитическую психологию. Основал её К.Юнг. Он ввёл понятие коллективного бессознательного: человек рождается с определенным «архетипом» - носителем модели общечеловеческого поведения, всеобщей схемой поведения, которая в реальной жизни индивида наполняется конкретным содержанием.

Архетипы у людей – это фундамент духовной жизни. Они пронизывают культуру, религию, фольклёр. Понятия экстраверсии и интроверсии относятся к типологии характеров, а личность, по К.Юнгу, имеет сложную структуру включающую в себя коллективное и индивидуальное бессознательное; вытесненные представления о себе (Я - тень); самопознание смысла жизни (Самость); суждения о себе и реальности (Анимус); сферу влечений и удовольствий (Анима); сферу «Маски» - актёрство, игра.

Энергия (либидо) человека может быть направлена преимущественно в тень, а может быть преимущественно в маску. Если в «маску» - то это человек внешней ориентированности, конформная личность, подстраивается к другим в зависимости от ситуации. Жизнь его проста: оглянуться и сделать, как другие. Крайний вариант «маски» – потеря «Я» (истерия – «маска»); (чрезмерная экстраверсия – тоже крайний вариант, «маски»).

Если личность ориентирована в «тень» то ослаблена конформность. Такие люди идут на поводу своих внутренних побуждений, тенденций, делают в первую очередь то, что хочется им самим, без оглядки на других. Но этому противятся окружающие, приходится уступать, взвешивать. Крайние варианты – либо конфликтность и сверхэгоизм, либо социальная отгороженность (пассивный негативизм или аутизм, избегание).

Аналитическая психология К.Г. Юнга – это глубинный анализ психики: понять архетипы, выяснить, что определяет поведение (тень, маска)? Если на первый план выступает самость, то индивид чрезмерно гордый, самостоятельный, независимый.

К.Гольдштейн (1878-1965), прожил - 86 лет. По образованию – он невролог и психиатр, в 1935 г. эмигрировал из Германии в США. Стал основоположником организмической теории в психологии и психотерапии.

Суть этой теории: человек является изначально организованной системой в единстве психического и соматического. Это так называемый холический подход  (холизм с др.греч.- полный, целостный, завершенный). В организме нет ничего плохого от самой природы. Плохое в человеке появляется в случае плохих условий жизни и плохого влияния, а также, когда окружение препятствует свободе реагирования здесь и сейчас, когда личность вынуждена подавлять и вытеснять в тело неотреагированные эмоции, когда вообще препятствуют свободному развитию личности. Свободное развитие, по идее, должно приводить к совершенствуно только в том случае, когда свобода истинная, а не ложная - манипулятивная.

По мнению Гольдштейна, в критических ситуациях важно не просто снять напряжение в организме, но необходимо выровнять его, т.е. прийти в согласие как с самим собою так и с окружением. Ни в коем случае не надо избегать, уходить, прятаться… Надо общаться и выравнивать отношения.

Следующий представитель глубинной психологии - Макс Вертгеймер (Вертхаймер) (1880-1943гг.) - основоположник генштальт-психологии. Придерживался принципов холизма. Этот немецкий психиатр и психолог экспериментально доказал, что сознание строится из целостных образов (гештальтов), неразложимых на отдельные сенсорные элементы (образ – не есть простая сумма частей).

Разделение психического на части возможно только искусственно (Гегель в диалектике познания: познание состоит в разделении единого целого на части, но это деление – искусственное). На этой основе целостности в конце 19-го - начале 20-го веков в философии утвердилось феноменологическое направление (Гуссерль), подхваченное К.Ясперсом (первое издание его «Общей психопатологии» вышло в 1913г.): то, что представляет собою феномен (явление),  является целостным.

Учеником Гуссерля был М.Хайдеггер – философ феноменалист, повлиявший на развитие экзистенциального направления в психологии.

И.М. Вертгеймер и К.Ясперс считали, что предшествующая психология, а именно структурная психология В.Вундта, – рассматривала психику как строение из кирпичей и цемента. Затем появилась психология функциональная (Рибо, Ланге, Вудвортс), которая тоже выступила за системную целостность психики. Однако М.Вертгеймер стал первым, кто применил феноменологический метод в психологии, а К.Ясперс - первым применил этот метод в психопатологии. По их концепции, феномен – это не просто явление, а являющиеся посредством чего-то события, процессы, изменения. Данное положение становится хорошо понятным при анализе проявлений молнии и грозы. Они не есть феномены, это признаки электрических разрядов. Сам же разряд – это событие, собственно феномен, который является миру посредством грозы и молнии. Аналогично и в человеческом организме и в психике любые изменения представляют целостное внутреннее состояние, неразделимое на части, а признаки этого состояния следует находить и по ним (признакам) судить о состоянии - феномене.

М.Вертгеймер первым применил метафору, которую приписывают НЛПистам: «Территория и карта этой территории – это не одно и это же»; «Поле невозможно познать с помощью карты, на которой изображено это поле».

Феномен – это ноэма, т.е. сущность чего-то. Одно место мы назовём полем, другое – лугом, третье – пашней, четвёртое – огородом. Но в каждом случае сущность мы будем узнавать по внешним проявлениям, но феномен – это не внешнее проявление, а сущность.

Так и в медицине, и в психологии необходимо находить признаки и по признакам судить о феноменах или, выражаясь языком гештальтистов, - судить о гештальте (фигуре) в целом.

Подвижное глубинное познание предполагает центрирование, т.е. инсайт – как постижение, как схватывание целого, целостного смысла, целостной значимости. Инсайт – это выход на мгновенное схватывание отношений в воспринимаемом поле, схватывание сути. У врачей – это «чувство сути болезни у пациента» по первым признакам…

Вольфганг Кёлер (1887-1967) – немецко-американский психолог – один из лидеров гештальт-психологии. В 1917г. опубликовал результаты экспериментов, в которых доказал роль инсайтов в любой интеллектуально-познавательной деятельности.

Сущность выхода на инсайт состоит именно в том, что происходит восприятие ситуации (проблемы) в целом; видение или понимание ситуации, её чувствование превращается в гештальт. Тогда изменяется характер приспособительного поведения: наряду с привычными навыками появляются новые формы реагирования и новые стратегии поведения.

К.Левин (1890-1947) – немецко-американский психолог - известен в психотерапии как исследователь группы: групповых ролей, групповой динамики, конфронтации, сплочённости групп. Но начинал он с гештальт-психологии, а именно – с того, что к гештальтам отнёс не только образы познания, но также переживание потребностей и квази потребностей (намерений). Гештальт закрыт, когда потребность удовлетворена, и открыт – когда она вновь появляется. Проблема не решена – гештальт открыт, проблема решена – гештальт закрыт.

Так К.Левин перешёл на изучение мотивов поведения, заложил основные исследования уровня притязаний личности, а уже потом всё это стал изучать применительно к группе. Он также ввёл понятие «феномен незавершенного действия» и сформулировал теорию поля (поле – это тотальность и взаимосвязанность всех сосуществующих фактов). У А.Р.Лурия встречается близкое к сказанному понятие «поле факторов».

Фредерик Перлз (1893-1970) – создатель «гештальт-терапии». Врач – психиатр, работал врачом у Гольдштейна в институте черепно-мозговой травмы, увлёкся идей целостности, а затем – психоанализом.

Свой психотерапевтический метод построил на многочисленных заимствованиях:

- из гештальт-психологии взял принцип фигуры и фона, принцип целостности внутреннего состояния как субъектного переживания здесь и сейчас; сущность переживания потребностей; феноменологический подход;

- у К. Левина – теорию поля, феномен завершенности и незавершенности действия, границы контактов, осознание контактов;

- у К.Гольштейна – принцип целостности из холической теории личности, т.е. из организмической теории;

- у В. Райха, у которого Перлз учился и который проводил ему сеансы психоанализа, Перлз взял ориентацию на тело, как аккумулятора энергии эмоций, характера, энергии мыслей, потребностей, инстинктов (все потребности по Перлзу – это организменные состояния);

- из философии - феноменологический и экзистенциальный подходы, в частности, такие принципиальные проблемы, как вопросы жизни и смерти; свободы и выбора, вопрос собственной ответственности за себя. В этом смысле можно считать, что гештальт-терапия относится к направлению экзистенциально-гуманистическому. Однако это условно, так как в основе гештальт-терапии не лежат концепции собственно экзиститенциально-гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса, Л. Бинсвангера, Р.Мея, В.Франкля, Г.Олпорта.

Гештальт – терапию, как основанную на гештальт - психологии, следует отнести, скорее,  к феноменологически – экзистенциальному направлению. Но и это относительно, потому, что в действительности метод Ф.Перлза является собою пример эклектичной, синтезированной психотерапии. Наиболее значимое место в ней принадлежит психоанализу, точнее – психоаналитической ориентации: это терапия ориентированная на инсайт, на осознание ранее неосознаваемого, на коррекцию механизмов психологической защиты (проекции, интроекции, слияния, ретро – и дефлексии).


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 255; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!