Содержание и формы внеурочной воспитательной работы в сельской школе



 

Содержание внеурочной воспитательной работы отражает цели и задачи воспитания и направлено на их достижение.

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, навыков, способов деятельности, отношений, качеств и черт личности, которыми должны овладеть дети в соответствии с поставленными целями и задачами.

В связи с разнообразием современных отечественных концепций воспитания, разными подходами к определению целей и задач воспитания в последнее десятилетие сложились и разные подходы к рассмотрению содержания воспитания.

С точки зрения развития индивидуальности и личности ребенка содержание воспитания определяется развитием сфер индивидуальности.

Мы используем описание сущностных сфер, предложенное в книге О.С.Гребенюка [13]в интерпретации М.И. Рожкова.

По мнению О.С. Гребенюка, наиболее перспективной моделью воспитания представляется та, которая вычленяет социальные (познавательный, поведенческий и др.) аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности.

В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральные идеалы, принципы, нормы поведения (гуманность, солидарность, любовь, представления о долге, справедливости, скромности, самокритичности, честности, ответственности за себя). В ценностно-смысловых образованиях содержатся нравственное значение общественных явлений и ориентиры поведения, которые выступают основаниями нравственных оценок. Благодаря им регулируются и организуются поведение и деятельность личности. Но можно ли в воспитании личности ограничиться развитием только интеллектуальной сферы? Дело в том, что формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений и способов действий. Ведь здесь речь идет о таком усвоении, в результате которого происходят формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т.п. А достичь этого простым усвоением нельзя. Поэтому необходимо подумать, что необходимо формировать в рассматриваемом аспекте в мотивационной сфере.

В мотивационной сфере целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов; стремление к идеалу; правдивость; нравственные установки; цели жизни; смысл жизни; отношение к своим обязанностям, потребность в «другом», в контакте с себе подобными. Развитие названных элементов мотивационной сферы является главной движущей силой формирования и развития личности. Но при этом необходимо формировать не так называемые знаемые мотивы, а реально действующие. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться, – не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться. Новые мотивационные образования возникают не в процессе усвоения, а в результате переживания, или проживания. Этот процесс происходит только в реальной жизни человека, когда он сопровождается эмоциями. Поэтому развитие мотивационной сферы никогда не происходит без подключения к нему эмоциональной сферы.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Воспитание личности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту. Объяснение этому положению дали психологи: тот предмет (идея, цель, отношение), который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив. Если общение со взрослым идет плохо, безрадостно, постоянно приносит огорчения, то весь механизм не работает, новые мотивационные образования у ребенка не возникают, правильного воспитания личности не происходит. Это говорит о том, что личность выбирает тот способ удовлетворения своих потребностей в общении и деятельности, который соответствует ее жизненным ценностям. Она овладевает и своими потребностями, и своими чувствами, а не влечется за ними. И здесь важное для индивида место занимает воля. Личность по Д.Н. Узнадзе начинается там, где она соотносит свои потребности не с ситуацией ее удовлетворения, а с другими людьми, когда она проявляет волю для управления своих потребностей и чувств.

В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации нравственных поступков: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важно не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их реализует, на что пойдет личность ради достижения целей. Принятие решений – это не только выбор альтернатив на рациональной основе, но и волевое разрешение противоречий, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности, психическая устойчивость по отношению к трудностям. Проявление активности в необходимой форме, инициатива, требовательность к себе суть особые качества личности, возникающие на волевой основе. Поэтому психологи отмечают, что именно в той деятельности, за осуществление которой индивид целиком берет на себя ответственность, происходит развитие личности. В то же время личность может проявлять активность в ситуации, когда деятельность или общение не отвечают ее мотивам и чувствам: в ситуациях неуспеха, неподкрепления. В этих случаях вступает в действие сфера саморегуляции, когда в качестве оценивающего выступает сам субъект и параметры оценки являются субъективными.

В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими людьми, добропорядочность, самоконтроль, рефлексию и др. Саморегуляция осуществляется в соответствии с известной формулой С.Л. Рубинштейна о преломлении внешнего через внутреннее: саморегуляция осуществляется как система внутреннего обеспечения направленности действия при наличии множества внешних условий, возможностей, задач. В процессе саморегуляции раскрывается организация активности субъекта, ее системный характер. Саморегуляция, по мнению
    К.А. Абульхановой-Славской, есть следствие не обособленности и замкнутости субъекта деятельности, а необходимости субъекта целостным образом соотносить свои действия с действиями других, с поставленными задачами и событиями. В этом случае начинается увязка условий деятельности (общения) и возможностей самого субъекта, устанавливается единство познавательных, чувственных, смысловых, мотивационных и волевых моментов. Но все это должно подкрепляться индивидуальными способностями личности.

В предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, проявление честного и добросовестного отношения к действительности; умение оценить нравственность поступков; умение оценить поведение современников с точки зрения моральных норм. Психологи отмечают, что не всякая деятельность развивает способности и не все возникшие способности приводят к развитию личности в целом. Личность выбирает тот способ применения своих способностей, который выражает ее готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способ этот, в свою очередь, зависит от сформированности экзистенциальной сферы.

В экзистенциальной сфере требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души; понимание морали в себе. Эта сфера помогает человеку вступать в определенные отношения с другими людьми. Она характеризуется умением человека управлять своими отношениями. Позиции и ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, определяют суть его экзистенциальной сферы. Эта сфера выполняет функцию отбора идей, позиций, взглядов и ценностных ориентаций. Среди целей развития этой сферы немаловажными являются: обеспечение развития позитивной Я-концепции и самоуважения; развитие способности чуткого уважения к людям; формирование навыков социального взаимодействия; формирование признаков плодотворной ориентации.

При данном подходе к определению содержания воспитательной работы мы исходим из того, что индивидуальность является фундаментом воспитания личности.

Содержание внеурочной деятельности учащихся складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом образовательного учреждения совместно с социальными партнерами – учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта.

В Федеральном стандарте предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей (общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное).

Для проектирования и построения системы внеурочной деятельности школьников возможно использование научно-методических разработок отечественных исследователей по классификации видов деятельности. Например, избрав основанием для классификации возникающие в процессе деятельности субъект-объектные отношения, профессор Н.Е. Щуркова выделяет следующие виды деятельности: познавательную (субъект познает объект), преобразовательную (субъект преобразует объект), ценностно-ориентировочную (субъект оценивает объект), художественную (субъект воспринимает художественный образ), коммуникативную (субъект взаимодействует с другим субъектом). Создатели методического конструктора внеурочной деятельности Д.В. Григорьев и П.В. Степанов считают, что в школе целесообразно предусмотреть такие виды деятельности:

- игровую деятельность;

- познавательную деятельность;

- проблемно-ценностное общение;

- досугово-развлекательную деятельность (досуговое общение);

- художественное творчество;

- социальное творчество (социально преобразующую добровольческую деятельность);

- трудовую (производственную) деятельность;

- спортивно-оздоровительную деятельность;

- туристско-краеведческую деятельность.

При определении содержания внеурочной воспитательной работы также следует учитывать Концепцию духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России[14], где изложены базовые национальные ценности.

В документах ФГОС второго поколения, а также пособиях, раскрывающих положения организации внеурочной воспитательной работы, предлагаются различные формы внеурочнойдеятельности детей. Многообразие этих форм подтверждается наличием классификаций на основе следующих признаков:

- количество участников (массовые, групповые, индивидуальные);

- виды деятельности (формы познавательной, трудовой, художественно-эстетической, игровой, спортивно-оздоровительной, ценностно-ориентационной, коммуникативной деятельности);

- затраты времени для подготовки (экспромтные и требующие предварительной подготовки);

- способы передвижения участников (статичные, статично-динамичные, динамично-статичные);

- характер включения учащихся в деятельность (формы, предусматривающие обязательное участие, и формы, предполагающие добровольное участие);

- способ организации (организуемые одним человеком, или группой участников, или всеми членами коллектива);

- взаимодействие с другими коллективами и людьми («открытые», проводимые совместно с другими, и «закрытые», проводимые внутри своего коллектива только его членами);

- способ влияния педагога (непосредственные и опосредованные);

- степень сложности (простые, составные, комплексные).

Хорошим помощником при определении содержания и форм деятельности с учетом достижения воспитательных результатов является пособие Д.В. Григорьева и П.В. Степанова.

Чтобы не повторяться, рассматривая основные направления и формы внеурочной воспитательной работы в сельской школе, особое внимание обратим на специфичные для сельской школы аспекты воспитательной деятельности. При этом за основу определения направлений внеурочной деятельности взята Примерная программа воспитания и социализации обучающихся для начального общего образования.[15]

    Отметим, что в реальном воспитательном процессе все направления и формы тесно взаимосвязаны и их выделение весьма условно. В предлагаемом варианте акцент сделан на начальную ступень обучения, хотя в сельской школе любая внеурочная деятельность предполагает участие почти всех детей, при этом старшие учащиеся выступают в роли организаторов деятельности младших.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

В процессе работы по данному направлению формируются:

- представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;

- представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

- представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

- представления о правах и об обязанностях гражданина России;

- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

- уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;

- представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

- представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;

- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;

- стремление, потребность активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

- любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;

- уважение к защитникам Родины;

- представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;

- умение отвечать за свои поступки;

- отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Среди особых разделов внеурочной работы в сельской школе по данному направлению следует выделить краеведческую работу, которая является неотъемлемой частью воспитания гражданственности и патриотизма. Школьное краеведение помогает воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине. Изучение краеведения способствует глубокому осознанию исторических процессов. Показ исторических событий через призму местных материалов позволяет наиболее наглядно и убедительно рассказать о многих фактах, облегчить детям восприятие истории. Знакомство со знаменитыми земляками воспитывает гордость за свою Родину, родной край. Работа по краеведению объединяет всех: детский сад, предприятия, школу, клуб и т.д.

Воспитание в сельской школе неразрывно связано с языком, культурой, традициями, обрядностью народа. Подлинно народная школа укрепляет связи между поколениями, воспитывает любовь к родному дому, краю, стране, развивает чувство принадлежности к народу, ответственности за продолжение и честь своего рода, использует в воспитании народную песню, музыку, танец, одежду, развивая традиционные промыслы, изучая историю, проявляя заботу о родной природе, памятниках старины.

Следует помнить, что краеведение не должно становиться самоцелью. Несомненно, и детям, и взрослым интересно изучать историю родного края, его культуру, быт. В то же время «законсервированные» в школьном музее, грамотно описанные и разложенные в папки или помещенные на стенды, материалы теряют свою воспитательную значимость. Только будучи сплетенными с настоящим (через родословные семей, проведение аналогий с сегодняшним днем и другими способами), они становятся эффективной основой и средством воспитания гражданина.

Краеведческая работа способствует возрождению русского национального характера, российской духовности, воспитанию чувства «малой Родины». Примером же тщательного изучения истории своей малой родины может служить опыт, имеющийся в Полянской сельской школе. Учащиеся этой школы совершили ряд археологических раскопок на месте бывшей усадьбы известного рода Карновичей. Из найденных предметов быта XVII – XVIII вв. в школе составлена выставка, материалы которой регулярно используются как на уроках, так и на внеурочных занятиях с детьми. Учащиеся школы регулярно ухаживают за огромным парком усадьбы, поддерживая его задуманную спиралевидную форму. Кроме этого тщательно изучена история этого места, а также биография наиболее видных представителей рода Карновичей.

Краеведение является неотъемлемой частью внеурочной воспитательной деятельности педагогов, работающих по программе «Русская школа». Могут вводиться программы дополнительного образования: «Родиноведение» (1–4 классы); «Русский фольклор» (1–8 классы); «В мире русских сказок» (1–4 классы); «Русская душа» (5–9 классы); «Светочи России» (7–9 классы); «Русская усадьба» (8–9 классы); «Литературное краеведение» (8–9 классы); «Математика в быту» (5–6 классы); «Ведение домашнего хозяйства» (5–9 классы); «Декоративно-прикладное искусство» (1–9 классы); «Ремесло» (5–9 классы). Формы проведения занятий разнообразны: беседы, экскурсии, семинары, лекции, тематические вечера, конкурсы, творческие путешествия, поисковая работы, проектная деятельность, уроки-концерты и др.

Рассмотрим некоторые формы краеведческой работы.

Ознакомление учащихся с годовым циклом крестьянских праздников и связанных с ним обычаев, традиций, примет и обрядов. План внеурочной воспитательной работы школы может включать проведение народных праздников (Покров, Рождество и т.д.). Каждый класс, группа детей выбирает задание собрать материал по истории возникновения того или иного праздника, о традициях, обычаях, приметах, связанных с ним, и оформить этот материал в виде презентации. Учащиеся знакомятся с этой информацией, разыгрывают театрализованные представления, воссоздающие какой-либо народный обряд или обычай, касающийся данного праздника. Сам праздник может выйти за стены школы и быть организован для всего села. В традиционный цикл могут быть включены и другие праздники, такие, как «Деревенские посиделки», «Праздник Урожая», символизирующие определенные традиции или этапы крестьянской жизни.

Краеведческие исследования. Ученики могут заниматься изучением общей истории края или конкретной темой. Можно изучать историю конкретных деревень – восстановить планы населенных пунктов в конкретный исторический период (например, на начало ХХ века), исследовать подробности из истории деревни, составить наиболее интересные биографии селян, записать песни, легенды, обычаи земляков, собрать необходимый материал для музея. Частью исследовательской работы является работа в архивах, библиотеках, интернет. Учащиеся приобретают опыт систематического научного исследования, навыки работы с литературой, архивными материалами, электронными ресурсами,развивают навыки общения.

Большой интерес у детей вызывают операции «Бабушкин сундучок», «Удивительные россыпи талантов», «Знакомство с чудо-мастерами». Исследовательская работа школьников опирается на личные наблюдения жизни, труда и быта населения. Она выводит учащихся за рамки урока, за пределы школы, тем самым расширяет их связи с окружающим миром, обеспечивает их адаптацию, активность в условиях современной жизни, повышает культурный и образовательный уровень детей.

Рефераты и устные сообщения. Ученики старших классов могут самостоятельно или с помощью взрослых подготовить исследовательские работы по темам истории, экономики родного края, изучить биографии выдающихся людей и т.д. Они могут проиллюстрировать свои сообщения фрагментами из литературы, репродукциями живописных полотен, музыкальными отрывками.

Походы и экспедиции по родным местам. Экспедиции и походы, как правило, становятся частью исследовательской работы. Успех их полностью зависит от предварительной подготовки, которая включает в себя изучение архивных материалов, беседы со специалистами, составление плана и т.д. Тематика походов может быть различной – исторической, литературной, этнографической, историко-экологической и другой.

Туристско-краеведческие конференции и фестивали. Школа (или несколько школ) готовит выступающих, которые оформляют альбомы, выставки, находки. В ходе конференций проводятся открытые занятия, проходит обмен опытом. На круглых столах составляются совместные туристические маршруты.

Создание и работа школьных музеев. Музей – это место документирования и сохранения истории, быта, обычаев родного края, место, где зафиксирована незримая связь поколений, поэтому школьный музей не только выполняет культурно-просветительскую функцию, но и является местом встреч разных поколений: подростков, молодежи и ветеранов. Во многих школьных музеях создаются службы экскурсоводов – учащихся 6–11 классов, они сами готовят материал для экскурсий, обсуждают его с руководителем музея, сами проводят экскурсии для учеников школы.

Ученики Терютинской школы помогли восстановить историю колхоза «Вперед», представили списки руководителей хозяйства, ветеранов труда. Существенную помощь в сборе экспонатов оказало и местное население, предоставив много фотографий из семейных альбомов.

Например, базой для проведения внеурочной работы стал школьный краеведческий музей в Бармановской основной школе Любимского МР, который открыт в 1980 году как экспозиционный. В нем около 200 экспонатов, все подлинные. Музей поддерживает связь с Любимским народным краеведческим музеем, школьным музеем Бедаревской школы. Фонды музея располагаются в двух классных комнатах. Музей состоит из четырех отделов, пяти экспозиций. Имеется книга учета экспонатов. Представлены документальные материалы, свидетельства очевидцев, воспоминания в виде настенных планшетов (информационного материала по каждому отделу); альбомных материалов (обобщение по какому-либо разделу); экспозиционного пояса, подиумов для размещения экспонатов. Содержание отделов: «Экономика», «Культура», «Быт», «История села Троицы и его края», «Сельское хозяйство», «Ремесло и промысел», «Торговля», «Образование», «Медицинское обслуживание».

Коллективом школы за последние годы выполнена следующая работа:

- установлены имена погибших земляков;

- развернуты экспозиции «Крестьянская изба», «Общая экспозиция» (орудия труда, фотографии, документы, стенды, выставки);

- выяснены история и возраст села Троица, приблизительное время появления первой церковно-приходской школы;

- создана экспозиция произведений местного Троицкого ремесла;

- установлены названия деревень и места нахождения специализаций по отдельным ремесленным отраслям, местонахождение первой деревянной церкви в Троицком приходе;

- составлено описание бывшей дворянской усадьбы в сельце Соболево, принадлежавшей помещикам Макаровым, столбовым дворянам;

- оформлены материалы о первых колхозах и их первых председателях; собраны орудия труда, использовавшиеся при обработке льна, при производстве ткани; в состав экспозиции входят почти все орудия труда, применявшиеся в земледелии и при обработке зерна;

- развернута экспозиция, посвященная развитию и становлению Бармановской школы;

- собран материал по народному образованию (учебники, тетради, книги, журналы и т.п.) дореволюционного и послереволюционного периода, воспоминания бывших учителей, учеников школы;

- оформлены экспозиции о ветеранах войны и тыла;

- ведется поисковая работа по направлениям «Дети войны», «История забытых деревень».

Создание родословной является, пожалуй, одной из самых распространенных форм работы. Детям любого возраста интересно изучать материалы, касающиеся истории своей семьи, ближе узнавать жизнь бабушек и дедушек. Такая работа сближает всю семью. Дети и родители могут создать герб своей семьи, отражающий ее особенности.

Написание сочинений, стихов о родном крае, проведение музыкальных, литературных конкурсов, организация программ, посвященных людям, живущим рядом (например, программа «От всей души»), способствуют воспитанию гуманизма, любви к Родине.

Активной формой воспитания может стать освоение детьми народных промыслов на уроках труда и во внеурочное время – на занятиях кружка или клуба по интересам. Интересен для детей опыт освоения резьбы по дереву, древнейшего вида русского народного искусства, изготовления деревянной игрушки и др. Важно ознакомить учащихся с наследием художественной обработки дерева в каждом районе промысла, прививать им любовь к традиционному ремеслу, обучать практическим навыкам резьбы по дереву, учить создавать собственные творческие композиции в традициях местного художественного промысла.

Работа по краеведению может объединять всю школу, педагогов, учащихся, родителей, селян. Через краеведческую работу можно включить детей в различные виды деятельности: поисковую, проектную, трудовую, художественную и др., обеспечивая решение комплекса воспитательных задач, обозначенных в ФГОС.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 257;