Идеи Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения по организации



Внеурочной воспитательной работы

В концепции ФГОС второго поколения подчеркивается, что организация занятий по направлениям внеурочной деятельности должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса, она «позволит в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».[1]

В этой связи кратко рассмотрим основные положения, идеи концепции стандартов, которые необходимо учитывать и при организации внеурочной деятельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты - это один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека на образование. Установление федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) представляет собой конституционную норму. В статье №43 Конституции России, излагающей содержание и гарантии права на образование, говорится о том, что Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Государственные образовательные стандарты вводятся в систему нормативно–правового обеспечения развития образования на основе закона Российской Федерации «Об образовании». Образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт РФ, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы.

В основе ФГОС лежит общественный договор – новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей). Поэтому стандарт приобретает характер конвенциальной нормы.[2]

Федеральный государственный образовательный стандарт создает условия для максимально полной реализации интересов всех участниковобразовательного процесса с учетом региональной (национально-региональной), этнокультурной, социально-экономической и иной специфики.

Основные функции стандарта:

- обеспечение права на полноценное и качественное образование для каждого гражданина;

- обеспечение единства образовательного пространства страны;

- обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального;

- критериально-оценочная, т. е. определение ориентира для оценки образовательных результатов;

- повышение объективности оценивания.

  Принципиальное отличиеобразовательных стандартов второго поколения в том, что они ориентированы на результат образования, как системообразующий компонент конструкции стандартов.

    Цели общего образования предъявляются в виде системы ключевых задач, содержание которых отражают направления формирования качеств личности и в совокупности определяют результат общего образования.

Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью, мобилизацией и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Личностное развитие— готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала
в духовной и предметно-продуктивной деятельности., высокой
социальной и профессиональной мобильности на основе не­
прерывного образования и компетенции «уметь учиться»;
формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентации
и нравственных оснований личностного морального выбо­ра; развитие самосознания, позитивной самооценки и само­
уважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою по­зицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности
к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответ­ственности за их результаты, целеустремленности и настойчи­вости в достижении целей, готовности к преодолению труд­ностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости
к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здо­ровью и безопасности личности и общества, и умения проти­водействовать им в пределах своих возможностей.

Социальное развитие — формирование российской и граж­данской идентичности на основе принятия учащимися демо­кратических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Познавательное развитие — формирование у учащихся на­учной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логи­ческого, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Коммуникативное развитие — формирование компетент­ности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся
на позицию других людей как партнеров в общении и совмест­ной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии
с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное
сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овла­дения вербальными и невербальными средствами коммуника­ции, позволяющими осуществлять свободное общение на рус­ском, родном или иностранных языках.[3]

Достижение указанных результатов обеспечиваются учебной и внеучебной деятельностью детей при реализации соответствующих подходов. В концепции ФГОС обозначен прежде всего системно-деятельностный подход: «личностное, социальное, познавательно-коммуникативное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности...»[4]

Системно-деятельностный подход является определяющим в построении образовательного процесса, и его содержание раскрыто в Стандарте. Один из основателей системно–деятельностного подхода, А.Н. Леонтьев, определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения, как процесс трансформации через деятельность существующих в культуре ценностей, идеалов в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения детей. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.

Деятельностный подход определяет и новый ориентир для определения показателей эффективности образования, обуславливает изменение общей парадигмы образования, что нашло отражение в переходе:

-от определения цели школьного обучения как усвоения зна­ний, умений, навыков к определению цели как формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;

- от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;

- от стихийности учебной деятельности ученика к ее целена­правленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий;

- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.[5]

Применительно к организации воспитания и социализации школьника, системно–деятельностный подход имеет свои особенности. Этот подход выступает методологической основой организации уклада всей школьной жизни.

Воспитание как деятельность принципиально не может быть сведено к какому-то одному виду деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды деятельности: учебной, познавательной, трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др. Важна системная организация различных видов деятельности школьника в образовательном учреждении.

Другая особенность применения системно-деятельностного подхода обусловлена утратой семьей и школой монополии на воспитание и социализацию ребенка. На него, а также на родителей и учителей оказывают мощное воспитательное и социализирующее влияние (не всегда позитивное) СМИ, Интернет, телевидение, иные источники информации, религиозные и общественные организации, молодежные сообщества и др. Уже в младшем школьном возрасте ребенок тем или иным образом включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. В этой связи системно-деятельностный подход предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть согласована. В Концепции ФГОС эта идея выражена в форме общественного договора, а механизмами ее реализации в Концепции духовно-нравственного воспитания являются национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей, принимаемых всеми субъектами воспитания и социализации.    

Основные документы, определяющие  ФГОС, пронизывает аксеологический подход, который находит свою конкретизацию в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

«Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства».[6]

Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценность есть у человека только тогда, когда она принимается через совместную с другими людьми деятельность. Принятие ценности – ключевой фактор человечности, обеспечивающий устойчивость существованию человека. Система ценностей определяет содержание основных направлений воспитательной работы школьников. Аксиологический подход также является определяющим для выстраивания внеурочной работы и формирования всего уклада школьной жизни.

В Концепции духовно-нравственного воспитания сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, определены задачи воспитания, которые необходимо учитывать при организации внеурочной воспитательной работы.

В сфере личностного развития воспитание обучающих­ся должно обеспечить:

готовность и способность к духовному развитию, нрав­ственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному пове­дению;

• готовность и способность к реализации творческого по­тенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе мо­ральных норм, непрерывного образования и универсальной ду­ховно-нравственной установки «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе, воле; и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

• формирование морали как осознанной личностью необходи­мости определённого поведения, основанного на принятых в об­ществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

• развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные
обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, тре­бовать от себя выполнения моральных норм, давать нравствен­ную самооценку своим и чужим поступкам;   

• принятие личностью базовых национальных ценностей,
национальных духовных традиций;

• готовность и способность выражать и отстаивать свою об­щественную позицию, критически оценивать собственные на­мерения, мысли и поступки;

• способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивости и достижении результата;

• трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способ­ность к преодолению трудностей;

• осознание ценности других людей, ценности человеческой! жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

• свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью
личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поко­лениями; 

• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 367;