Петухова Татьяна Ивановна(Санкт-Петербургский государственный университет). Специфика вербальной репрезентации эстетической оценки в искусствоведческом дискурсе



В докладе представлены результаты исследования функционирования эстетической оценки как центральной категории искусствоведческого дискурса. Автор анализирует основные факторы индивидуального и социального порядка, оказывающие значимое влияние на формирование эстетической оценки, исследует особенности коммуникации, осуществляемой посредством искусства, выявляет рациональные и эмоциональные составляющие оценки. В докладе анализируется когнитивная деятельность реципиента произведения искусства, направленная на понимание заложенного художником смысла. В процессе восприятия красоты имеет место коммуникация особого рода, происходит взаимодействие между произведением искусства и реципиентом, формируется система эмоционально-насыщенных отношений. В докладе раскрывается суть механизма эстетической эмпатии как основы вербальной оценки в искусствоведческом дискурсе. Сопереживание, или эмпатия, предполагает тесное взаимодействие когнитивных и эмоциональных процессов, сопровождающих восприятие произведение искусства, и направленных на выявление мыслей художника, декодирование эмоциональных доминант созданного им произведения. На основании того, что при восприятии красоты в искусстве значимую роль играют возникающие у реципиента эмоции, в докладе обосновывается целесообразность использования такого инструмента анализа как когнитивно-эмотивная ситуация, в рамках которой происходит восприятие, оценка произведения искусства и вербальная репрезентация мнения и эмоций реципиента.

Тананыхина Алла Олеговна(Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена); Домрачева Светлана Андреевна(Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена). Лингвостилистические особенности сказочно-фантазийной картины мира в англоязычной рекламе        

В докладе рассматривается сказочно-фантазийная картина мира в англоязычной рекламе. В большинстве случаев авторы создают новые мини-сказки на основе прецедентных текстов. Рекламные мини-сказки обладают основными характеристиками сказки – действующими лицами, их функциями, атрибутами действующих лиц и мотивами. В силу ограниченности рекламного времени в рекламных мини-сказках представлены только главные герои, уменьшается и круг действий сказочных персонажей, сокращается количество мотивов рекламных текстов. Рекламный текст представлен одним, реже двумя мотивами, определяющими сюжет, мотивы соответствуют мотивам прецедентных сказок. Функции действующих лиц иногда заменяются на несвойственные им, что определяется изменение конечной цели рекламной мини-сказки (рекламе определенного товара), и, как следствие, появляется неожиданный финал. На лексическом уровне сказочность представлена в именах сказочных героев известных фольклорных, реже, литературных сказок, атрибутов действующих лиц сказок и слов-маркеров, имеющих отношение к волшебству. В рекламных сказочных текстах также присутствуют начальные и финальные формулы сказки. Если начальная формула сказки Once upon a time чаще всего остается неизменной, финальная формула Happily ever after претерпевает изменения.

Чемодурова Зинаида Марковна(Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена). Игровые стратегии построения биографического повествования в 20-21 веках

В последние десятилетия наблюдается повышенный интерес исследователей текста и дискурса к биографическому повествованию (БП), связанный, прежде всего, с изменением статуса и функций биографа—повествователя. Если ранее БП рассматривалось как жизнеописание — хроника, причем объективный биограф стремился реконструировать минувшие события с максимальной опорой на документальный материал, то в 20 веке биографический текст представляет собой «вид языковой игры», как справедливо отмечает В. Руднев [lib.ru/CULTURE/RUDNEW/slowar.txt], и БИО+ГРАФИЯ трансформируется скорее в БИО+ФИКЦИЮ. Разнообразные игровые стратегии изменяют соотношение фактологичности и фикциональности в БП в пользу фантазийно-игровой составляющей, превращая данное повествование в игровой монтаж биографического и автобиографического дискурсов. Поскольку соотношение реальности и вымысла стало одним из ключевых вопросов философии и литературы 20 века, то и в БП, созданном в эпоху модернизма и постмодернизма, биограф или «творит» жизнь своего объекта, комментируя невозможность создания достоверного жизнеописания и прибегая к рефлексивной игре (В. Вульф, В.В. Набоков), или намеренно выступает в качестве игровой маски, обнажающей постмодернистские принципы неопределенности и противоречивости, лежащие в основе построения повествования (Дж.Барнс, Дж. Кутзее).

Щербак Нина Феликсовна(Санкт-Петербургский государственный университет). Структурно-семантические особенности реализации пространственно-временных отношений в романе В.Набокова «Ада»

Изучение литературного текста лингвистами проводится не столько с точки зрения «субъективной ориентации» на говорящего (или слушающего), как при анализе обыденной речи, а с учетом «точки наблюдения». Художественный текст рассматривается с точки зрения «нарративной проекции», при которой происходит ориентация на литературного героя, от пространственно-временных координат которого идет отсчет времени и локализуется пространство. Пространственно-временные особенности художественного нарратива Набокова часто сравнивают с принципом временной обратимости или обратной перспективы. Подобная «свобода» реализуется в поздних романах Набокова посредством, например, а) безглагольной реализации, что указывает на нерелевантность временной соотнесенности, б) эффекта гетерогенности, полиязычия, лексической насыщенности, с) ненормативной пунктуации.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 287; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!