LIVE-ACTION FILMS IN POLYARNY



Abstract. The article discusses live-action films that were filmed in Polyarny (Murmansk region) and analyzes the representation of this town in cinema.

Key words: live-action films, films in Arctic region, films about submariners, films about the Great Patriotic War.

   

 

Полярный находится вдали от киноиндустрии. Если в Москве и Санкт-Петербурге фильмы снимаются ежедневно, то для маленького закрытого городка киносъемки – это событие редкое и даже экзотическое. В то же время, хотя общее число снятых в Полярном художественных фильмов невелико, здесь практически не было случайных, «проходных» картин. Как правило, место действия играло настолько важную роль, что город моряков и подводников сам становился одним из главных героев фильма.

В XXI веке внимание кинематографистов к Полярному возросло настолько, что съемочные группы стали появляться в нашем городе ежегодно. Полярнинцы стали привыкать к присутствию в городе людей с киноаппаратурой. Что же привело съемочные группы так далеко на север, в очень непростые для их работы условия? Почему именно в XXI веке наблюдался такой всплеск интереса кино к Полярному? Каким предстает этот город на экране?

Ответы на эти вопросы дают нам в первую очередь местные средства массовой информации, в которых мы можем найти архивные материалы, репортажи со съемок, интервью с режиссерами, операторами, актерами, местными жителями, принимавшими участие в съемках, отзывы кинозрителей и критиков, а также сами фильмы.

Всего, по подтвержденным данным, в Полярном проходили съемки девяти художественных фильмов.

По-видимому, первой художественной лентой, снятой в нашем городе, была черно-белая «Повесть о “Неистовом”« (1947 год). Режиссером и исполнителем главной роли выступил один из самых известных актеров советского кино Борис Бабочкин – Чапаев из одноименной картины братьев Васильевых. За роль Чапаева Б.А. Бабочкин был удостоен Государственной премии СССР. Кроме того, актеру в разные годы были присвоены звания народного артиста, Героя Социалистического труда[83]. В фильме «Повесть о “Неистовом”« он сыграл командира корабля, сопровождающего полярные конвои [84]. В качестве эсминца «Неистовый» в съемках участвовал корабль Северного флота «Баку». Также в этой ленте сыграли другие знаменитые актеры: Михаил Глузский (с 1983 года – народный артист СССР) [85], Иван Кузнецов («Семеро смелых», «Два бойца», «Смелые люди»), заслуженный артист РСФСР[86]. Фильм был завершен в рекордно короткие сроки. Первым съемочным днем стало 23 июня, а к 22 ноября лента была окончена [87]. Режиссер Б.Бабочкин писал: «Мне хотелось сделать их типичными, подчеркнуть в них не столько различие их индивидуальностей, сколько черты, общие для всех советских моряков. Такими чертами, по-моему, являются преданность родине и долгу, чувство коллектива, скромность, душевность и полное отсутствие сентиментальности» [88]

Для жителей Полярного эта картина имеет особое значение: мы можем увидеть город таким, каким он был во время Великой Отечественной войны, поскольку «Повесть о “Неистовом”« снималась в первые послевоенные годы. Действие фильма происходит на фоне существующих и поныне Циркульного дома, Штаба флота, госпиталя. Но нам дается возможность рассмотреть и не сохранившиеся до наших дней приметы Полярного: здание Мурманской морской биологической станции и знаменитые полярнинские «линии» (застройка двухэтажными деревянными домами, осуществленная в конце 30-х годов).

В 1972 году вышел на экраны ещё один фильм о полярных конвоях (наиболее широко представленная тема в «полярнинском кинематографе») – «17-ый трансатлантический». Лента режиссёра и сценариста Владимира Захаровича Довганя, Заслуженного деятеля искусств Украинской ССР, рассказывала о трагедии союзнического каравана PQ-17, большая часть кораблей которого погибла, не достигнув Мурманска [89]. Оператор картины – Верещак В.С., также Заслуженный деятель искусств СССР [90], работавший вместе с В. З. Довганем над несколькими фильмами («Трое суток после бессмертия», «Гибель эскадры»). К сожалению, в фильме нет кадров с Полярным, снимались в основном корабли Северного флота (а съемки сцен в порту проводились в Мурманске).

 До недавнего времени наиболее известным фильмом, снятом в Полярном, был «Командир счастливой “щуки”» (1973 год). Режиссёром этой картины является Борис Израилевич Волчек, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР[91]. Сценарий написал В.А. Валуцкий, и раньше работавший с Б.И. Волчеком. Фильм рассказывал о подвиге экипажа советской подводной лодки в годы Великой Отечественной войны. Главную роль – капитана Алексея Строгова (в образе которого соединены черты героев-подводников Ф.Видяева, И.Фисановича, С.Колесниченко) сыграл Петр Вельяминов, всего лишь за год до этого пришедший в кино с фильмом «Тени исчезают в полдень». А в 1979 году он получит Государственную премию СССР за телефильм «Вечный зов».

Вот как позже он вспоминал о своей работе над ролью Строгова: «Первой мыслью было: «Справлюсь ли?» Не шутка – командир подводного корабля! Ведь зритель, особенно из числа специалистов не потерпит ни малейшей фальши. Для начала перечитал мемуары командиров подводных лодок. А потом, когда прибыли для съемок в Заполярье, подолгу беседовал с подводниками… Не скрою, на меня, Донатаса Баниониса, других артистов, режиссеров, операторов огромное впечатление произвели подводники. Нелегкая у них служба, суровы условия Заполярья. И как просто, без тени геройства делают они свое дело. Нас поразили их повседневное мужество, ярко выраженное чувство долга и какая-то особая житейская мудрость»[92].

Кроме того, в «Командире счастливой “щуки”« снимался Донатас Банионис, народный артист СССР, один из самых популярных актеров 70-х годов [93]. Свою первую роль в кино сыграл совсем юный Константин Райкин.

«Я побывал в Заполярье, – рассказывал режиссер Б.И.Волчек, – и решил: снимать будем здесь. Здесь сама обстановка, сама природа способствуют раскрытию героической темы»[94].

Для жителей Полярного фильм дорог не только воплощением темы героизма подводников в военное время, но и тем, что кинопленка сохранила нам виды еще одной не сохранившейся до наших дней достопримечательности города – Дома офицеров (ДОФа) 1936 года постройки. В его стенах вручалась первая звезда Героя Советского Союза на Северном флоте, впервые исполнялась песня «Прощайте, скалистые горы», работал Театр Северного флота под руководством В.Н. Плучека, бывали К. Симонов, В. Каверин, Л. Кассиль, Ю. Герман и многие другие известные люди[95]. ДОФ был центром культурной жизни Полярного во время войны и в послевоенное время, но в 1990 году здание сгорело. Сейчас мы можем увидеть его только на фотографиях и в фильме «Командир счастливой “щуки”».

Наверное, единственным фильмом, который никак не был связан ни с войной, ни с военными, стала для Полярного картина «Я за тебя отвечаю». Рассказывалось в ней о жизни молодой работницы автомобильного завода. Почему этот фильм приехали снимать в Полярный, и каким образом съемочной группе удалось сюда попасть – на эти вопросы найти ответ нам не удалось. Картина вышла на экраны в 1985 году, поставил её Борис Владимирович Яшин[96]. Возможно, разгадка в том, что до 1956 года он был офицером-подводником. Сценарий написал Валерий Мнацаканов. Актеры, игравшие в фильме, известны и популярны. Это Людмила Зайцева, Александр Пашутин, Михай Волонтир, Борис Щербаков, Александр Галибин и другие.

В картине можно увидеть район Полярного под названием Красный Горн, тогда это были новостройки.

Но особый интерес к Полярному возник у кинематографистов в начале XXI века.

В 2002 году в наш город приехал известнейший режиссер Владимир Хотиненко. Его картины, начиная с самой первой – «Зеркало для героя», становились яркими, заметными событиями. «Мусульманин», «По ту сторону волков», «Макаров» – все они запомнились и зрителям, и критике. Поэтому тот факт, что Полярный станет основным местом действия следующей картины В. Хотиненко, не мог полярнинцев не радовать. Сам режиссер отзывался о замысле своей картины так: «Подводники – люди с фантастическим чувством юмора. Ведь это не просто про военных картина. Про моряков. Особенный народ. Замечательный. Захотелось для этих людей сделать картину. Внутри лодки всегда жарко, узко, тесно. Человек с малейшим намеком на клаустрофобию погибнет там мгновенно. Но люди служат. Живут. Помню, все тогда про «Курск» расспрашивали. И один капитан второго ранга спокойно заметил: «Да что вы, елы-палы, мы ж знаем, куда идем, когда в поход отправляемся. Это произошло с «Курском». Но каждый поход, хоть в Америке, хоть в Англии, – всегда риск»[97].

Съёмки фильма по произведениям Александра Покровского о моряках-подводниках шли осенью 2002 года и запомнились Полярному невиданным дотоле размахом. Многие жители города попали в «массовку» (к сожалению, большинство этих сцен в фильм не вошли). Снова, как это было в 1984 году, на улицах города можно было «запросто» встретить известных артистов: Марата Башарова, особенно популярного после сериала «Граница. Таежный роман», Владислава Галкина – «звезду» фильмов «В августе 44-го» и «Дальнобойщики», Сергея Гармаша, Игоря Ливанова, и т.д. В картине «72 метра» (первоначально он должен был называться «Прощание «Славянки») Полярный был показан как никогда подробно стараниями оператора Игоря Демина. Жилые дома, здание краеведческого музея, гостиница, пешеходный переход в Старый Полярный, площадь, которая позднее получила имя Двух капитанов, Циркульный дом, подплав – по сути, маленький закрытый город подводников стал одним из действующих лиц картины.

«Честно, такого роскошного материала у меня за всю биографию не было», – рассказывал Владимир Хотиненко. – «По тому, как это снято <…>, по фактуре, по драматизму. Чтобы получить разрешение снимать на атомном крейсере «Петр Великий», я встречался с командующим флотом Сучковым, с Куроедовым. Поразило вот что. Высшему командованию сценарий не понравился. Было много возражений. Тем не менее они помогли все снять, и команда «Петра Великого» строго выполняла указания режиссера. Говорят, кино – искусство потерь. Но, наверное, это первая картина – обретений»[98].

И потому нам особенно приятно, что фильм «72 метра» получился удачным. Об этом говорили создатели картины, зрители. А в 2005 году подтвердили и кинокритики, объявив «72 метра» лучшим фильмом России и удостоив его премии «Золотой Орёл».

Вслед за этим Полярный принял еще две съемочные группы. Для первой из них – команды режиссера Александра Котта – выбор места съемок был обусловлен местом действия. Телефильм «Конвой PQ-17» основывался на книге Валентина Пикуля «Реквием каравану PQ-17» и должен был рассказать о трагических событиях Великой Отечественной войны, о знаменитых морских караванах, которые доставляли военную помощь СССР из Англии.

Александр Котт во ВГИКе учился у В. Хотиненко, а еще раньше – на семинаре в Кракове – у знаменитого польского режиссёра Анджея Вайды. Первый полнометражный фильм А. Кота «Ехали два шофёра» на фестивале «Киношок-2001» был награжден призом «За лучшую режиссуру»[99]. Заказчиком 8-серийной ленты выступило московское объединение «Дом–фильм», а вёл съёмки продюсерский центр «Медиа–Стелс», работающий на базе «Ленфильма».

Фильм включал несколько сюжетных линий, поэтому география съёмок развернулась от кромки льдов Белого моря до пригородов Санкт-Петербурга.

Действие фильма происходит в Северном и Баренцевом море, в Мурманске и Полярном. Но Мурманск почти не сохранил примет военного времени, и снять все нужные сцены проще оказалось в Полярном. Сьёмочный период на территории «закрытых» городов был согласован со штабом Северного флота и Арктическим региональным управлением Федеральной пограничной службы России [100]. Заместитель директора картины «PQ-17» Игорь Капустник уже бывал в наших краях: после училища подводного плавания он служил офицером в Мурманске-130. Потом, как выразился Игорь, «позвало» кино. Согласился на работу в картине, по его словам, только ради того, чтобы вновь вернуться на Север[101].

Сценарий, написанный петербургским драматургом Вадимом Вардунусом и одобренный женой Валентина Пикуля – Антониной Ивановной, отличался от книги. Как объяснял режиссёр, в нынешних условиях нет возможности в точности воспроизвести события, описанные Пикулем. И акцент был сделан не на боевых действиях, а на человеческих взаимоотношениях в интернациональных по своему составу союзных конвоях[102].

Но, по словам заместителя директора фильма В. Михалева, написанный к фильму сценарий грешил серьезными историческими неточностями. Поэтому для доработки сценария и осмотра объектов пришлось заранее приехать туда, где будут проводиться съемки будущего фильма, на Север. Группа продюсерского центра посещала музеи в поселке Сафоново, городах Североморске и Полярном, в которых ещё сохранилось оружие военного времени, изучила архивные документы и побеседовала с музейными работниками[103].

 В фильме в основном старались задействовать малоизвестных актёров, что стало «изюминкой» ленты. Главное требование к актёрам – быть похожими внешне на людей 1942-1943 годов. Второй режиссер Наталья Чаликова исколесила полстраны в поисках типажей «людей войны». Так на съемочной площадке оказались актёры из провинциальных драматических театров. Всего в эпизодах и на вторых ролях задействовано более 60-ти актёров, среди них немало мурманчан[104]. Это актёры областного драматического и кукольного театров Мурманска, администратор театра Северного флота и 29 полярнинцев (в основном – сотрудники городского центра культуры «Север» и члены их семей)[105]. Съёмочной площадкой стал причал 5-ой бригады тральщиков. В Полярном снимались эпизоды погрузки золота на английский крейсер «Эдинбург»; сцену традиционного посвящения молодых рыбаков в матросы; эпизод налёта «юнкерсов», которые бомбили военный склад; возвращения в родную базу лодки «К-21»[106]. Над фильмом работали оператор Петр Духовский, художник студии «Ленфильм» Андрей Васин. «На мой взгляд, пройдёт лет 5, и снять подобный фильм станет уже невозможно», – посетовал заместитель режиссера И.Капустник. – «Если в России с такой скоростью военные корабли будут резаться, консервироваться, то фильмы о Великой Отечественной придется снимать в Германии»[107].

В 2004 году Полярный стал съемочной площадкой и для картины режиссера Василия Чигинского «Первый после Бога». Рабочее название «Капитан» решено было изменить: подводники убедили руководство съемочной группы, что в военном флоте на корабле может быть только командир. Вторым рабочим названием стала аббревиатура «КМ» – капитан Маринин [108]. В основе сюжета – события 1944 года. Главные герои фильма – командиры-подводники Маринин и Галиев. В них без труда угадываются прототипы – А. Маринеско и М. Гаджиев.

Маринин – собирательный образ советского командира подводной лодки, человек с проблемной анкетой и сложным характером. Прототип героя – подводник Балтийского флота Александр Маринеско, но образ решено было сделать собирательным, используя факты из биографии Гаджиева, Фисановича, Лунина. Да и съёмки были перенесены с Балтики на Север. Маринина сыграл актер Дмитрий Орлов, в 1996 году закончивший ВГИК (мастерская М.А. Глузского). Актер стал известен зрителям по фильмам «Сестры» и «Небо. Самолет. Девушка». Также в картине снимались Виктор Сухоруков, Владимир Гостюхин, Нина Усатова, Лиза Боярская, грузинский актер Михаил Голиашвили и шведская актриса Анна Берклайнд[109].

Работа в Полярном продолжалась с 31 августа по 21 ноября 2004 года. Сценарий фильма был написан задолго до начала съемок на Северном флоте. В Полярном съемочную группу консультировали настоящие подводники – последний командир «К-19» Олег Адамов и офицер отдела воспитательной работы полярнинской бригады, историограф полярнинского подплава Павел Стежко. Кроме них, в корректировке сценария и создании фильма принимали участие: бывший подводник Виктор Герасименко, заместитель начальника штаба Северного флота контр-адмирал Алексей Буриличев, командир 161-ой бригады подводных лодок Кольской флотилии Олег Голубев, командир ПЛ «Вологда» Сергей Кузнецов[110].

 Съемки были непростыми. Актерам пришлось сниматься в экстремальных условиях. Сцены на воде походили при минусовой температуре. Специально для съемок был построен макет лодки 1944 года. Проект передела подводной лодки типа «Варшавянка» под лодку С-13 , на которой ходил Александр Маринеско, разработал проектный институт, а воплощали его в жизнь 20 полярнинских рабочих. Перед ними стояла задача менее чем за месяц «обшить» рубку и корму подводной лодки «Вологда» листами железа таким образом, чтобы по силуэту она была похожа на рубку и нос С-13. Рабочим приходилось работать в две смены ив выходные дни. Но самой большой сложностью, по их мнению, было вручную перенести металлические листы на борт корабля, ведь общий вес металла без малого 13 тонн[111]. Пирс для съемок специально обшили досками.

 Работой группы костюмеров руководила Людмила Романовская. Многие из костюмеров приезжали в 2002 году на съемки фильма «Караван-PQ-17» и вернулись в Полярный снова[112].

Продюсер картины Михаил Калатозишвили (внук режиссёра М.К. Калатозова (Калатозишвили), постановщика фильмов «Валерий Чкалов», «Летят журавли» и других) пообещал привезти фильм на премьеру в Мурманск накануне 9 мая 2005 года[113].

Актер Дмитрий Орлов пояснил свое отношение к фильму так: «Оба моих деда воевали в Великую Отечественную. Праздник Победы в моей семье – святой день. И съемки этого фильма – это некий случай, шанс как-то приблизиться, почувствовать то, что чувствовали наши отцы, деды»[114].

Следующим по времени фильмом, снятым в Полярном, стала 8-серийная картина «На всех широтах» (рабочее название – «След перископа»). Фильм задумывался как история о любви и нелегкой службе моряков-подводников в восьми сериях. Действие картины начинается на сломе времен, в начале перестройки. Прототипом главного героя, командира подводной лодки Егорова, стал капитан I ранга Игорь Мохов, служивший в 4-й эскадре дизельных подводных лодок. Вот что писал о Мохове Николай Черкашин: «Он умер в День Победы перед строем бригады – при полном параде с кортиком на боку. Сердце не выдержало запредельных нагрузок. Наполеон бы воскликнул: «Какая красивая смерть!» Но у Мохова была красивая жизнь, невероятно трудная, но – красивая»[115].

В сценарии трагический финал был заменен более жизнеутверждающим: герой остается жив, сын продолжает его дело.

Режиссером фильма выступил Виталий Лукин, поставивший такие картины как «Прорыв» и «Черная акула». Съемочная группа «Открытого театра Юлия Малакянца» приступила к работе над фильмом под рабочим названием «След перископа» в Полярном в августе 2008 года. В проходящих в Мурманской области съемках были задействованы актеры театра Северного Флота. Полярнинцы также поучаствовали в массовке во многих сценах фильма, привлекались и военнослужащие Кольской флотилии. В картине можно увидеть сцены, снятые не только в городе (въезд в Полярный, Циркульный дом, улицы города), но и территорию соединения подводных лодок – преемника легендарной эскадры. «Для подлинности сюжета отобраны реальные подводные лодки, находящиеся в Полярном. Также съемки проходят на улицах и в домах города», – рассказывал продюсер и один из сценаристов фильма Юлий Малакянц[116].

Главные роли в фильме сыграли актёры, известные зрителю по многим популярным сериалам: Александр Василевский, Анна Горшкова, Александр Пашков. Интересно, что А. Пашков уже был в нашем городе на съёмках фильма «72 метра», где исполнял роль старшины Тураева[117].

В 2010 году были закончены съемки сериала «Робинзон» – самого недавнего по времени фильма, снимавшегося в Полярном. Сценарист Аркадий Казанцев взял за основу повесть Александра Покровского «Робинзон», о, по словам режиссера Сергея Боброва, от произведения в сценарии осталось немного – лишь рабочее название и основная сюжетная линия[118]. Действие фильма начинается в 1985 году. В маленьком северном городке живут трое мальчишек, мечтающих стать подводниками. Спустя годы, когда друзья заканчивали школу, военная служба многим уже не казалась столь престижной, ценности менялись, а подлодки ржавели…Только один из троих друзей остается верен юношеской мечте и связывает свою жизнь с морем – становится подводником. В фильме сыграли известные и популярные актеры: Игорь Петренко, Игорь Лифанов, Мария Миронова, Светлана Ходченкова, Михаил Ефремов, Юрий Кузнецов, Игорь Скляр и другие.

Съемочная группа постаралась сделать фильм как можно более достоверным в деталях. Ассистент художника по костюмам Ольга Крюкова по прибытии в Полярный первым делом направилась в костюмерную гарнизонного Дома офицеров. Здесь и в Театре Северного флота она нашла недостающий реквизит для массовых сцен. В «массовках» снимались 80 полярнинцев и около 35 военнослужащих Кольской флотилии. Командование Кольской флотилии оказало помощь в организации съемок на территории воинской части, так что причалы бригады подводных лодок на несколько дней также превратились в съемочную площадку[119].

Есть в истории кино в Полярном и загадки. Так, в различных источниках встречается упоминание, что здесь проходили съемки известного фильма «Торпедоносцы»[120]. Но подтверждения этой информации нам найти не удалось ни в местных СМИ, ни в интервью членов съемочной группы, ни в рассказах местных жителей – участников выставки в городском историко-краеведческом музее «Полярный кинематографический», проходившей в сентябре 2016 года [121]. Напротив, во всех источниках упоминается, что съемки проходили в Сафоново и Североморске.

В кинематографической судьбе Полярного есть и досадные моменты. Наш город остался в стороне от съёмок самого «полярнинского» произведения – экранизации романа В. Каверина «Два капитана». Первый фильм, односерийный 1956 года, был поставлен режиссером В. Я. Венгеровым, народным артистом СССР, учеником С. Эйзенштейна [122] по сценарию замечательного сценариста Е.И. Габриловича при участии самого В.А. Каверина. Габрилович был соавтором таких популярных лент, как «Два бойца», «Коммунист», «В огне брода нет», ему присвоено звание Героя Социалистического труда[123]. В той первой экранизации Саню Григорьева играл Александр Михайлов, а Ромашова – Евгений Лебедев, впоследствии – Народный артист СССР. Кроме них, в фильме снимались Н. Дробышева, Т. Пельтцер, Е. Максимова, Б. Фрейндлих и др.[124]. Музыку к картине написал О. Каравайчук.

Тот фильм снимался всё же где-то на Севере, правда, не в Полярном[125]. А вот новый (1976 года) телефильм режиссера Евгения Карелова по сценарию В. Каверина, Е. Карелова, В. Савина с молодыми актерами Борисом Токаревым (Саня Григорьев), Екатериной Прудниковой (Катя Татаринова), Юрием Богатыревым (Ромашов) обошелся без арктических съемок. И, несмотря на все достоинства этой картины, «полярнинские» сцены получились, на наш взгляд, недостаточно убедительными. Если бы авторы фильма приехали в наш город, их произведение стало бы более достоверным – ведь многие места в Полярном оставались почти такими же, какими их видел Каверин. Циркульный дом, госпиталь, стадион, причалы, а в 1976 году ещё и ДОФ, помнивший писателя... Жаль, что этого не случилось.

Итак, большая часть картин, снятых в Полярном, посвящена событиям Великой Отечественной войны, подвигам военных моряков и лётчиков. Это пять фильмов из девяти.

Пять фильмов рассказывают о жизни подводников, как в военное, так и в мирное время.

Таким образом, в художественном кинематографе нашла своё отражение в первую очередь героическая история Полярного, который в годы войны был главной базой Северного Флота, а также специфика его как военного городка подводников. Наш город предстает на экране суровым дальним гарнизоном, где несут свою нелегкую службу настоящие защитники Отечества. Повышение интереса кинематографистов к Полярному в XXI веке связано, как нам кажется, с попытками найти образ героя современности среди военных, в особенности – среди моряков-подводников, для которых патриотизм, взаимовыручка, самопожертвование – не громкие слова, а сама жизнь.

Полярнинцы знают, что жителям других регионов России зачастую известно об их городе лишь то, что в нем находится база подводных лодок, да еще что Каверин описал его в романе «Два капитана». Хочется надеяться, что кинофильмы, снятые в нашем городе, смогут расширить это представление.

 

Список литературы:

1. Хотиненко В. «Такого роскошного материала у меня за всю жизнь не было» // Северная субботняя газета. – 2002. – 19 декабря.

2. Воробьева О., Головина Л. «Киноналёт» на подплав // Полярный вестник. 2003. 13 июня.

3. Головина Л., Орлов Д. «Актерство – это не профессия» // Полярный вестник. 2004. 24 сентября.

4. Головина Л. «След перископа» в Полярном [электронный ресурс] // Мурманский вестник: электрон. версия газ. от 21.08.2008. URL:http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=200808211749 (Дата обращения: 28.12.2016).

5. Головина Л. Чудесное превращение «Вологды» // Полярный вестник. – 2004. 27 августа.

6. Ермолаев Д. Мурманское кино. На экране – флот. [электронный ресурс] // Мурманский вестник: электрон. версия газ. от 08.08.2008. URL: http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=200808081664. свободный (дата обращения: 25.12.2016)

7. Заикин В. Кино по Пикулю наполовину делают компьютеры // Северная субботняя газета. – 12 марта.

8. Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. М.: Советская энциклопедия, 1987.

9. Кубликова Е. Архив раскрывает тайны // Северная субботняя газета. 2004. 16 апреля.

10. Кубликова Е. Киногерои одной ночи // Северная субботняя газета. 2003. 13 июня.

11. Кубликова Е. Конвой PQ -17 возвращается в Полярный // Северная субботняя газета. 2003. 19 марта.

12. Кубликова Е., Курганов И. Фильм снимался на грани экстрима // Северная субботняя газета. 2004. 26 ноября.

13. Липинская В. Звезды сериалов в Полярном // Полярный вестник. 2009. 23 октября.

14. Михова А. Мурманская область в кинофокусе: какие фильмы снимали в Заполярье? // Еженедельник «Аргументы и факты». 2011. 27 июля. С.30.

15. Науменко С. Документальная трагедия // Северная субботняя газета. 2003. 30 мая.

16. Науменко С. Кино по Пикулю // Северная субботняя газета. 2003. 30 апреля.

17. Память о прошлом город хранит: Справочник-путеводитель. СПб: Дитон, 2014. 239 с.

18. Писатели нашего детства: Биографический словарь. В 3 ч. Ч. 2. / Главный редактор альманаха С. Самсонов; Координатор проекта И. Линкова; Автор-составитель О.Н. Воронова и др. М.: Либерея; Российская государственная детская библиотека, 2000. 512 с. (Альманах «Приложение к журналу «Библиотека»)

19. Полярный вновь стал большой съемочной площадкой // Би-порт новости: [электронный ресурс]. URL: http://www.b-port.com/news/item/20162.html?tmpl=component. (дата обращения: 25.12.2016)

20. Полярный кинематографический //Городской историко-краеведческий музей город Полярный [электронный ресурс].   URL: http://museum-polar.ru/polyarnyj-kinematograficheskij/. (дата обращения: 25.12.2016)

УДК 304.2 ББК 76.02

Кондратьев Андрей,

ФГБОУ ВО «Мурманский арктический

государственный университет»

г. Мурманск, Россия

 

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ СМИ И КУЛЬТУРЫ:

ТЕНДЕНЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

 

Аннотация: Целью данной статьи является рассмотрение взаимосвязи между культурой и СМИ. Рассматриваются исторические тенденции влияния СМИ на уровень культуры и образованности общества. Ставится проблема современного влияния СМИ на культурные идеалы в обществе.

Ключевые слова: культура, массовая культура, культурный идеал, СМИ.

Kondratev Andrei,

FSBEI HE «Murmansk Arctic State University»,

Murmansk, Russia


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 95; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ