КОНЦЕПЦИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ



Аннотация: В статье представлен обзор литературы, рассматривающей понятие концепции СМИ, раскрыто понятие концепции, выделены подходы к классификации концепций.

Ключевые слова: концепция СМИ, классификация концепций, структура концепции.

V.A. Shatetskaya

FSBEI HE “Murmansk Arctic State University”

Murmansk, Russia

 

THE CONCEPT OF MASS COMMUNICATION

Annotation: The article presents an overview of literature on the notion of the media concept, defined the notion of the concept, highlighted approaches to classification of concepts.

Keywords: media concept, classification of concepts, the structure of the concept.

 

Системный взгляд на создание и производство СМИ — необходимая компетенция для современного журналиста. Для издателя и редактора необходимо также умение формализовать этот взгляд — в том числе и с помощью моделирования СМИ, создания и описания их концепций.

В настоящее время мы имеем достаточно разработанные подходы к моделированию традиционных СМИ, среди исследований, посвященных СМИ можно назвать работы Д. Георгиева, И.Е. Дзялошинского, В.Л. Иваницкого, В.Ф. Олешко и др.

Понятие «концепция» означает определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений.

Степень реализации различных миссий СМИ неразрывно связана с моделью рассматриваемого СМИ. По степени свободы журналистики выделяют четыре основные концепции:

Американская: СМИ ни от кого не зависят, согласно 1-й поправке, ни Правительство, ни Конгресс не имеют права влиять на СМИ. Кроме того, СМИ все больше становятся экономическим предприятием, а не просто средством распространения идей, и поэтому в США все СМИ подчиняются также Закону об экономических предприятиях;

Английская концепция: близка к американской, но в The Bill of Rights говорится, что Парламент имеет право влиять на СМИ, и СМИ должны подчиняться решению Парламента. Кроме того, Парламент назначает комиссии, которые контролируют деятельность СМИ. Комиссий всего четыре:

1. по жалобам на радио (Radio Complaints Commission);

2. по жалобам на прессу (Press Complaints Commission);

3. по жалобам на рекламу (Advertising Complaints Commission);

4. независимая комиссия по ТВ (Independent TV Commission) – рассматривает очень большое количество ТВ-программ, имеет право штрафовать каналы-нарушители на суммы до 500 тыс. $;

Французская концепция: СМИ подчиняются Конституции (принята в 1881); и Правительство, и Парламент имеют право воздействовать на СМИ;

Немецкая концепция: СМИ подчиняются федеральным законам.

Однако классифицировать концепции СМИ возможно и в несколько ином ключе.

Исторически сложились три концепции юридической стороны свободы печати и журналистской дея­тельности: авторитарная, полной свободы и ответственной свободы[30].

Авторитарная (лат. auctoratas «власть, влияние») – и как ее крайнее выражение тоталитарная – концепция исходит из того, что пользоваться свободой информационной деятельности могут лишь власть предержащие. Разумеется, власть при этом исходит из интересов представляемых ею по­литических, экономически и идеологически господствующих сил. Поэтому практически неограниченную власть получают СМИ, выпускаемые этими си­лами. Инакомыслящие же либо вовсе не допускаются в область журналис­тики, либо их издания и программы подвергаются цензуре той или иной степени жесткости, всякого рода экономическим ограничениям с целью ис­ключить или крайне ограничить плюрализм взглядов и добиться макси­мально возможного влияния на аудиторию в интересах властных структур.

Выделяют:

- «мягкий» авторитаризм, когда, например, в условиях «молодой» демократии победившим на выбо­рах силам хочется утвердить свои программные цели, а для этого надо «надавить» на оппозицию, сузить возможности ее влияния на общественность, установить преграды для нападок на деятель­ность властей независимо от меры их справедливости;

- «грубому» авторитаризму присуще желание лю­быми способами завоевать и сохранить власть над умами путем жестких цензурных преследований, вплоть до применения силы, подавить оппо­зицию, не допустить ее влия­ния на решения государственных институтов.

Концепция полной свободы печати возникает как ответ на авторитарную концепцию.

Исторически соответствующее юридичес­кое требование – лозунг свободы печати – был сформулирован в XVII ве­ке и стал одним из основных требований революционно-демократических сил XVIII века, боровшихся с феодально-монархическим абсолютизмом, придерживавшимся идеи авторитаризма в сфере печати. В странах, где ан­тифеодальное движение развернулось в XIX и XX веках, лозунг свободы печати, выдвинутый борющимися с феодализмом си­лами, по сути, требовал свободного рынка идей.

При этом смысловое содержание лозунга свободы печати было, если можно так выразиться, «чистым» – речь шла вовсе не о праве на вседоз­воленность, аморализм, антигуманность и т.д.

Идеологи того времени провозглашали следующие тезисы:

1. Свобода для публикации всех воззрений и мнений, чтобы на рынок идей были вынесены разнообразные идеи.

2. «Ветры всевозможных учений» должны достигать всех, кто участ­вует в общественной жизни, кто составляет действующие политические силы.

3. Если общественность сможет познакомиться с широким спектром взглядов, с их обоснованием и будет присутствовать при борь­бе аргументов и контраргументов, то нет никаких сомнений, что, посколь­ку истина сильна сама по себе, аудитория присоединится к правильной точке зрения, а ложь и несправедливость будут посрамлены и потерпят поражение.

Концепция ответственной свободы СМИ – по мере развития гражданского общества и правового государ­ства стало обнаруживаться, что при сохранении принципиальных основ свободы массово-информационной деятельности требуется правовое регу­лирование деятельности журналистики. Это означает, что законодательная власть имеет право издавать законы и тем самым регламентировать рамки свободной де­ятельности СМИ, бороться против злоупотребления ими свободой слова.

В Германии, например, Конституция сразу же после провозглашения свободы слова возвещает, что границы этих прав указываются предписаниями общих законов.

В США, несмотря на конституционный за­прет издавать законы, ограничивающие свободу печати и слова, существует множество актов, опре­деляющих границы использования свободы слова.

Современные международные документы органично соединяют свобо­ду и ответственность.

Европейская конвенция по правам человека (ст.10) провозглашает:

П. 1. Каждый имеет право на свободу выражения своего мнения.

П. 2. Осуществление этих свобод, посколь­ку это связано с обязанностями и ответственностью, может быть предметом таких формальностей, условий, ограничений или штрафных санкций, какие предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной це­лостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения бес­порядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности, защиты ре­путации или прав других людей, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) в статье 19 так же налагает ограничения на использование свободы слова: «… 3. Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами («свобода слова») налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:

· для уважения прав и репутации других лиц;

· для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».

Современные СМИ придерживаются последней концепции, позволяющей совмещать свободу слова и ответственность.

В Российской Федерации юридическая свобода гарантируется Конституцией (ст. 29):

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Что касается моделирования новых СМИ, и прежде всего конвергентных СМИ, новых радиостанций, СМИ в Интернете, мы можем говорить скорее об относительно небольшом опыте, особенно применительно к России.

Интернет по своей природе не несет каких-либо ограничений, принуждающих издателя или редактора к написанию и строгому соблюдению концепции СМИ. Его «резиновость» и «всеядность» провоцирует недостаточно критичный отбор материалов и достаточно широкий взгляд на тематику и формат предлагаемых материалов. Нет, казалось бы, необходимости в строгой периодичности обновления сайта, в большинстве ограничений, накладываемых бумагой. Между тем именно система ограничений в большей части и создает формат. Чем строже ограничения — тем чище формат, тем точнее нацеленность на аудиторию.

Структурированность, регулярность, строгий отбор и внятная концепция необходимы профессиональным СМИ для отстройки от «всего остального» с его стихийностью и неупорядоченность. То есть по сути это вопрос профессионализма или даже выживания профессии.

На практике мы пока достаточно редко видим примеры целенаправленной подстройки к определенной аудитории и гораздо чаще имеем дело с успехом, который сами его создатели объясняют с трудом, с проектами, часть из которых — как будто бы чудом — попала в цель. Однако попытки запуска новых СМИ, в том числе качественных, нацеленных на достаточно четкую аудиторию, и обладающих как минимум очевидной и понятной, а иногда и сложной и глубоко проработанной концепцией, предпринимаются все чаще.

Отталкиваясь, с одной стороны, от подходов к созданию концепций традиционных СМИ, с другой — от имеющегося на данный момент опыта создания и проектирования интернет-СМИ, с учетом практики проектирования сайтов, не являющихся СМИ, мы рассмотрим индукционный подход к созданию концепции современного СМИ.

В интернете граница между «СМИ» и «не СМИ» достаточно размыта и не всегда может быть легко проведена лишь на основании наличия/отсутствия регистрации. Главным критерием отнесения проекта к СМИ является превалирование контентной составляющей над сервисной.

Поскольку современные СМИ развиваются очень динамично, все разделы концепции должны иметь возможность дополнения.

Для некоторых пунктов разделов может оказаться достаточной конкретизация на уровне да/нет. Например, отказ от покупки трафика либо наличие/ отсутствие пользовательского контента для некоторых СМИ может быть концептуальным.

Необходимо определить «вес» каждого из отдельных разделов концепции — например, для молодежной целевой аудитории дизайн, как правило, более важен, поэтому и значение раздела «Оформительская модель» повышается. Нередки случаи, когда уникальность СМИ основывается на отдельном параметре издания — например, на принципе подбора авторов или принципе работы с аудиторией.

Изучение и описание потенциальной или существующей аудитории СМИ — необходимое условие высокого качества концепции. Аудитория при этом изучается и описывается не только по «классическим» параметрам — таким как социально-демографические признаки, стиль жизни, интересы. Необходимо также иметь четкое представление об опытности пользователя в сети Интернет, типе доступа (широкополосный, мобильный и т.д.). Уже при формировании этого раздела концепции мы видим существенные отличия аудитории от интернет-аудитории. Так, мы вынуждены учитывать не только «человеческие», но и «машинные» параметры. При этом часть параметров могут отчасти зависеть друг от друга (возраст — опытность в интернете, тип доступа — уровень доходов и т. д.).

Интерактивность — одно из базовых свойств современного СМИ. Степень интерактивности, ее качество во многом определяют лицо большинства медиа. Подробно разработанная модель взаимодействия с пользователями становится необходимой составляющей концепции СМИ. Это мощное средство формирования аудитории, а если это необходимо — и фильтрации по определенному признаку.

Часть основных элементов содержательной модели СМИ унаследованы у традиционных СМИ: это тематика и жанровое расписание, которые отражаются в рубрикаторе. В концепции СМИ необходимо также указать типы контента и их соотношение (например, больше музыки и видео — для молодежной аудитории). Необходимо описать требования к пользовательскому контенту.

Подстройка содержательной модели к целевой аудитории производится практически по всем параметрам работы с целевой аудиторией.

 Один из важнейших элементов подстройки – повестка дня. «Человек потребляет медиа не потому, что ему нечего делать, у него выработаны определенные рефлексы – в определенное время смотреть телевизор, читать газету, бродить по интернету, ходить на митинги оппозиции или в театр... Все эти регулярные и не очень события определяют его отношение к наиболее внятному продукту СМИ – информации как таковой. Но без актуальности, без привязки к дневному-недельному-месячному циклу жизни потенциального потребителя – это не продукт СМИ, который обязан поступать к человеку часто и, насколько возможно, по его желанию», – считает медиааналитик Василий Гатов[31].

Тематика — один из важнейших элементов концепции СМИ. Не случайно, именно тематические, и даже узкотематические программы, рубрики, страницы являются наиболее быстрорастущим сегментом. Для создателей узкотематического контента главным параметром аудитории, к которой осуществляется подстройка, являются ее интересы. Однако и медиа «общего интереса» имеют перспективу.

Особенно успешными могут быть региональные СМИ, охватывающие широкий тематический спектр. В качестве примера можно привести такие региональные СМИ, как радиостанция «Север-FM», муниципальная газета «Североморские вести» и телевидение Северного флота.

Жанровое расписание следует продумать по всем типам контента. Например, видеоконтент может быть представлен новостными сюжетами, интервью, клипами и т.д.

Стилевые требования к отдельным типам контента требуют особого внимания и соотнесения с другими разделами концепции. Так, если одним из требований формата является высокий уровень грамотности текстов, на уровне организационной модели может быть предусмотрено наличие корректора и количество редакционных и корректорских читок до выхода материала. Также может быть необходимым решить в этом разделе вопрос о допустимости либо недопустимости слэнга (слэнг, при правильном употреблении — достаточно мощное средство подстройки к аудитории, воспринимается более естественно, однако в ряде случаев его употребление может противоречить концепции издания. Иногда имеет смысл четко определить, где он допустим (например, в журналистских блогах), а где нет (например, в материалах постоянных рубрик).

Структура и оформление СМИ находятся в тесной взаимосвязи. Эти элементы концепции работают на юзабилити – в данном контексте на разговорный язык этот термин можно перевести как удобство для пользователя, основанное на интуитивной понятности интерфейса.

Формирование данного раздела концепции целесообразно начать с навигации, продумав меню интернет-формы СМИ, рубрикатор, теги.

Рубрикатор – часть структурно-оформительской модели, которая наиболее всего пересекается с содержательной моделью.

Чаще всего в его основе — тематический принцип, однако часть рубрик может быть названа и по жанровому принципу («Интервью», «Колонки», «Фичеры» и т. д. ).

Для большинства СМИ характерны короткие, ясные, «тематические» названия рубрик, программ, страниц, часто состоящих всего из одного-двух слов, обозначающих тему.

При работе с концепцией СМИ особое внимание следует уделять технологической модели интернет-СМИ. Она должна включать следующие элементы:

· Тип аппаратного и программного обеспечения, хостинга.

· Система управления контентом: стандартная или собственная, если стандартная — какие необходимы дополнения.

· Наличие собственных дополнительных сервисов.

· Взаимодействие с внешними сервисами.

· Сервисная составляющая проекта.

· Наличие приложений для различных платформ.

Технологической моделью может быть, например, предусмотрено, размещается ли видео-контент непосредственно на сайте либо на внешних площадках, например, Youtube.

Технологическая модель – наиболее изменчивая часть концепции. Она не только подстраивается под содержательную часть, но и наоборот: новые возможности диктуют необходимость в обновлении содержательной части.

Организационные модели новых медиа, по сравнению с традиционными, отличаются большим разнообразием вариантов, большей гибкостью. При моделировании устройства редакции следует cделать выбор: штат либо фриланс, офис либо удаленная работа, определить необходимость в конвергированном ньюсруме, в наличии навыков мультимедийной журналистики у сотрудников, продумать отбор авторов, в т.ч. блогеров, требования к их профессиональному уровню и авторитету, обеспечение оперативности, организация редакционных процессов.

Организационная модель не всегда прописывается в концепции, но отдельные ее элементы так или иначе закреплены в других документах, в частности, в штатном расписании. Оргмодель должна быть увязана с другими разделами концепции. Так, если предусматривается активная работа с пользователями, в штате могут появится такие специалисты, как комьюнити-менеджер, модератор и т. д. В организационной модели издания может быть предусмотрена и отдельная структурная единица для работы с пользовательским контентом. Технологическая модель диктует необходимость (или ее отсутствие) в наличии собственных программистов и других технических специалистах.

При описании концепции необходимо обратить особое внимание на модель продвижения СМИ, для этого следует прежде всего определить уровень «разборчивости» в отношении источников трафика. Он тем выше, чем уже целевая аудитория. Конкретизироваться это может, например, в правилах создания тизеров. Пока еще не редкость ситуация, когда вполне респектабельное деловое издание привлекает аудиторию «желтыми» тизерами, однако ситуация постепенно меняется.

При продвижении в социальных сетях есть много ограничений в использовании техник, которые сетевой общественностью могут быть расценены как спамерские. Особенно осторожным следует быть в случае с проектами, претендующими на респектабельность.

Так, когда интернет-СМИ OpenSpace.ru. вместо обычной кнопки Like (Мне нравится) от Фейсбук под статьей (назначение кнопки — поделиться ссылкой на конкретную статью с друзьями) поставили такую же на вид кнопку, делающего пользователя фанатом странички OpenSpace.ru, это было тут же замечено и обсуждалось с привлечением представителей Фейсбук, которые подтвердили некорректность такой практики. Позже этот же прием повторили «Ведомости», за что также подверглись осуждению. Редакция OpenSpace.ru достаточно быстро отреагировала на критику и поставила две кнопки, правда, та, что вела на страничку осталась гораздо более заметной, чем кнопка, с помощью которой можно отметить сам материал.

Как правило, проект может так или иначе продвигаться одновременно в нескольких социальных сетях, однако в большинстве случаев необходимо выбрать главного, ключевого партнера для более глубокой интеграции. Так, для «Коммерсанта» таким партнером стал Живой Журнал, для «Частного корреспондента» — ЖЖ, затем Фейсбук. Главным критерием выбора является пересечение аудитории.

Экономические параметры должны быть включены в концепцию, поскольку наличие той или иной рекламы, платность/бесплатность контента во многом определяют имидж издания и лояльность аудитории.

Работа над концепцией одна из очень важных задач в системе управления СМИ. Она не может находиться в стагнации и все время должна адаптироваться под новшества. В создании и модификации концепции СМИ должно участвовать все СМИ, а не какие-то его отдельные подразделения.

 

Список литературы:

1. Гатов В. Мысли о медиапроектах. Для студентов и интересующихся [электронный ресурс] // Редакторский портал. URL:http://redactor.in.ua/ru/actual/663.Misli_o_media-proektah_Dlya_studentov_i_interesuyushchihsya_Chast_1. (дата обращения: 01.10.2016)

2. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика». Изд. 5-е, испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2003. 367 с.

 


УДК 070.15 / ББК 76.01

Л.Г. Мхитарян

ФГБОУ ВО «Мурманский арктический

государственный университет»

г. Мурманск, Россия

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ЛОНГРИДА

Аннотация. В статье определяются факторы развития жанров интернет-журналистики под влиянием информационно-коммуникационных технологий. Рассматривается понятие «лонгрида» как нового жанра сетевой журналистики, а также его особенности, способы создания. Также в статье рассматриваются примеры подобных публикаций в интернет-изданиях Северо-Западного федерального округа.

Ключевые слова: лонгрид, интернет-СМИ.

 

L.G. Mkhitarian,

FSBEI HE «Murmansk Arctic State University»

Murmansk, Russia


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 3239; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!