THE MASS MEDIA AND CULTURE RELATIONSHIP’S ISSUE: TRENDS AND MODERNITY



 

Abstract. The main purpose of this article is observing of a connection between culture and mass media. Here are analyzed historical tendencies of mass media’s influence upon the society’s cultural and educational level. A problem of mass media’s influence upon cultural ideals within the society.

Key words: culture; pop culture; cultural ideal; mass media

 

Понятие «культура», появившееся в Древнем Риме, прошло долгий путь и стало обозначать самые разнообразные стороны человеческой жизни. От уровня технического и духовного развития общества, до определённых норм и правил поведения человека в этом обществе. Наиболее удачнее определение культуры было дано английским этнографом Э.Б. Тейлором. По его мнению, это «некое сложное целое, которое включает в себя знания, вероисповедания, искусство, мораль … и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества». Но к этому обширному термину стоит также добавить трактовку культуры, которую дают В.Н Савченко и В.П. Смагин в учебном пособии «Начала современного естествознания» – «В переносном смысле культура – уход, улучшение телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека». Совместив эти два определения, становится ясна цель и суть культуры. Будучи развитым институтом общества, включающим в себя различные духовные ценности, она должна быть всецело направлена на облагораживание человека. Проведем параллель с задачами культуроформирующей функции журналистики: «будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в обществе высоких культурных ценностей». Здесь возникает взаимосвязь СМИ и культуры.

Культуроформирующая функция журналистики, по мнению Прохорова, вытекает из идеологических задач СМИ, т.к. наравне с ней газеты, радио и телевидение через определённое отражение действительности вносит в массовое сознание какие-либо идеалы. Следует отметить, что понятие «идеала» необходимо понимать, как «представление о человеческом счастье и комфорте, о путях достижения гармонии личности с природой и социальным окружением»[126]. СМИ также являются площадкой, на которой происходит столкновение различных точек зрения, убеждений, обсуждение верных и неверных идеалов. Исходя из этого, специфический вклад журналистики в духовную жизнь общества заключается в поиске тех самых идеалов, и распространении их через различные каналы связи. Необходимо отметить, насколько важна подобная роль СМИ в обществе, ведь ни один его институт не имеет такого большого количества каналов связи и не обладает такой оперативностью.

Поскольку СМИ охватывают такое широкое пространство информационного поля, возникает явление «массовой культуры». Это говорит о существующей в наше время тенденции к унификации информации, которая должна соответствовать уровню его культуры общества, тем или иным признанным идеалам. Большую роль в массовой культуре приобретают задачи развлечения аудитории, а не совершенствования её моральных ценностей. Поэтому, одной из главных целей культуроформирующей функции журналистики является создание истинной массовой культуры.

Выполняя воспитательные функции, журналистика взращивает уважение к культуре, создает моральные нормы и идеалы при помощи трансляции культурных ценностей, культурных проблем и их комментировании. Вследствие этого происходит развитие творческих способностей человека, обогащение его культурного багажа.

Примеры распространения в общественном сознании тех самых культурных «идеалов» можно найти в истории отечественной журналистики. Дореволюционная пресса не отличалась широкой аудиторией и не ставила перед собой цель сформировать культурные ценности у народа. По мнению писателя и публициста М. Горького деятельность государства проходила «в форме всемерного стремления бюрократии задержать количественное и качественное развитие мыслящего вещества» Он также отмечает духовную нищету дореволюционной России, призывает к созданию учреждений и условий для развития интеллектуальных сил страны. Слова Горького обрели рефлексию, поэтому советскую прессу можно называть отправной точкой в формировании культурных идеалов общества. Первым шагом к расширению кругозора и развитию информационной грамотности у малообразованных крестьян стало создание в марте 1918 года правительственной газеты «Беднота». Будучи рассчитанной на малограмотных читателей, она содержала упрощённую информацию, специальные рубрики, направленные на интересы читателей. Вскоре подобное влияние на уровень культуры населения даст результаты. На страницах газеты «Труд», появившейся во второй половине 1920-х годов, станут появляться журналистские материалы обыкновенных рабочих и крестьян.

Справедливо будет отметить, что взаимосвязь культурных идеалов общества и СМИ проходят в обе стороны. Как газеты, радио и телевидение влияет на развитие общества, так и само оно влияет на содержание информации СМИ. Основой для формирования целевой аудитории того или иного издания служат субкультурные и контркультурные явления, вероисповедание, популярные в обществе формы проведения досуга. Таким образом, по уровню развития тематических изданий, их количеству и тиражу, можно сделать вывод о заинтересованности общества в тех или иных темах, о принятых и непринятых обществом идеалов.

Роль культурных потребностей общества в формировании тематики СМИ можно увидеть в отечественной печати конца XX века. Под влиянием растущих демократических идей, развитием у читателя запросов и интересов в различной информации, сложились необходимые условия для появления тематического разнообразия российских СМИ. Обществу оказались необходимы те «запретные» темы, которые избегала советская пресса. Возникают рекламные, развлекательные издания – «бульварные» газеты и журналы. Развивается «жёлтая пресса». Отвечая экономическим потребностям общества, растет и деловые издания («Коммерсант», «Деловой Петербург», «Финансовые ведомости» и другие). В печати шло бурное переосмысление роли церкви в обществе, а религиозная тематика выходила за рамки отдельных публикаций. После она воплотится в тематических изданиях, радио- и телепередачах («Православная Москва», «Воскресный день» «Православный Санкт-Петербург»).

Прохоров утверждает прямую связь культуро-формирующей функции с идеологическими задачами журналистики. Он утверждает, что идеология является составной частью культуры. Через пропаганду высоких культурных ценностей, способствуя всестороннему развитию человека[127]. Но важно отметить то, что цель её не только обогатить внутренний мир человека, но при этом предоставить ему самостоятельный выбор культурных ценностей.

 Культуро-формирующие функции журналистики находят своё начало в идеологических задачах СМИ. В отражении массовыми изданиями взглядов и идей, содержащих отношение тех или иных групп общества действительности, взращиваются те или иные культурные, социальные идеалы. Но далее они оказываются в прямой взаимосвязи с рекламно-справочной функцией. Удовлетворение интереса аудитории в справочной информации уже есть участие в развитии культурных ценностей на бытовом уровне.

Выбор идеалов, который дает СМИ своим читателям, влияет и на тематику и жанр журналистского материала. Это ещё раз подчеркивает взаимосвязь культуры и СМИ. Журналистика довоенного советского союза всецело носит литературный характер. Об этом свидетельствуют бурое развитие такого художественно-публицистического жанра, как фельетон и очерк. Николай Погодин, писатель и драматург, в своих воспоминаниях отмечает, что школа советской газеты «Правда» отмечалась именно фельетоном. Тематика изданий тех времен всегда касалась интересов миллионов читателей, ведь главной идеей всех журналистских текстов было строительство социализма. Мишенью советских фельетоном и памфлетов были бюрократы, воры[128].

Сегодня большую часть информации об окружающем мире человек получает через СМИ. Благодаря этому газеты, радио и телевидение обрели большую силу в формировании различных сфер жизни общества, став «четвертой» властью после законодательной, исполнительной и судебной. Но, мнению социолога Матецкой А.В, не смотря на это, средства массовой информации всё меньше обращают внимание на новости из мира науки и искусства, не ставя перед собой цель сформировать культурные идеалы у общества[129].

В этой тенденции заметно влияние и общества на СМИ. Сегодня, благодаря развитию технологий, современный человек живет в мире, перенасыщенном разнообразной информацией, которую СМИ предоставляют обществу. Зачастую она не упорядочена, лишена логической связности. Для человека актуальными становятся новости о чрезвычайных ситуациях и происшествиях.

Но вопрос о том, чья роль в этой взаимосвязи важнее и способны ли новости, предоставляемые сегодня СМИ обществу сформировать истинные культурные идеалы, остаётся открытым.

Список литературы:

1. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2007. 318 с.

2. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. 6-е изд. М.: Изд-во МГУ, 2005. 367 с.

3. Корконосенко С.Г. Социология журналистики. 2-е изд.,перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. 421с.

4. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917 ─ 2000). 3-е изд., испр. М.: Флинта: Наука, 2006. 640 с.

5. Матецкая А.В. Социология культуры. Ростов: изд-во Ростовского государственного педагогического университета, 2006. 256 с.

 


Т.А. Хугаева

ФГБОУ «Мурманский арктический

государственный университет»

г. Мурманск, Россия


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 74; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ