Глава 9. Об амодааьности смысла 6 страница




Глава 4. Проблемы психологии сознания как теоретические аномалии


51


 


са построены из иного материала, нежели физический. Эти про­дукты, в том числе и перцептивный образ, не обладают свойства­ми физического мира. Из чего же состоит образ?

Топология воспринимаемой реальности и пространство само­го физиологического органа перцептивного отражения (глаз, ухо, рука или кожная поверхность участка тела, мозг) никогда не явля­ются тождественными. Однако это не делает невозможным постро­ение метрически-инвариантного образа предметной реальности. «Наши очи малы, но безбрежность мира меряют собой и в себя вмещают» (Цит. по: Веккер Л. М., 1974). Кардинальное различие метрики самого субъекта восприятия, пространства его телесной организации и метрики отображаемого объектного мира не стано­вится ограничением для адекватного восприятия пространства и отражения пространственной локализации объектов. Чтобы вос­принять объект, необходимо вместе с тем воспринять то место, ко­торое занимает он в пространстве, то есть, иначе, «переместить» объект в пространство носителя образа. Несмотря на то что размеры объекта могут значительно превышать метрику телесного органа, мы воспринимаем место, занимаемое объектом в пространстве отражения, соответственно топологической организации внешнего пространства, а не метрики физиологического органа субъекта восприятия. Способность воспроизведения места, которое занима­ет реальный объект в пространстве отражения, Л. М. Веккер назы­вает «уникальным и таинственным свойством» перцептивной проекции... Место в системе отсчета является монопольной при­надлежностью каждого данного объекта... Разные объекты не мо­гут обладать одним и тем же местом. Ибо обладать местом — зна­чит находиться в нем. Поэтому воспроизвести в одном объекте местонахождение другого можно, только заняв его место. Между тем именно такое воспроизведение места одной вещи — объекта в другой вещи — органе (носителя образа. —А. А.), но без того, чтобы это место реально занять, как раз и составляет самое существо описываемого феномена проекции» (Веккер Л. М., 1974). Иными словами, объект, «занимая место» в пространстве субъекта отра­жения (но осознаваемый как внешний объект, а не как его копия), реально в нем не локализован. Вместе с тем если бы объект не был представлен в субъекте и, следовательно, не имел своего местона­хождения в нем, становилось бы невозможным не только осозна­ние принадлежности этого объекта к внешнему предметному миру, но и его обнаружение,


52


Часть I. Методология научно-психологического исследования сознания


Условием формирования перцептивного образа является на­личие соответствующего функционирующего физиологического органа. Понятно, что видящий глаз есть условие зрения, ухо — условие восприятия звука, а тактильно-кинестетическая чувстви­тельность руки необходима для построения осязательного обра­за при ощупывании предметов. Если физиологический орган не­обходим как средство, механизм или условие (в данном случае не столь важна терминологическая точность) формирования перцеп­тивного образа, если орган участвует только в качестве условия построения, образа, то посредством чего  мы «видим» этот образ? Аналогичное недоумение испытывает Аллахвердов, спрашивая: «... Кто же смотрит на расположенный в мозгу экран?. . Пусть даже существует... некое загадочное внутреннее «Я», однако как это внутреннее «Я» может смотреть на экран? У него есть что-то на­подобие глаз? И тогда внутри него тоже есть экран?.. Но кто же тогда смотрит на этот экран?» (Аллахвердов В. М., 1998).

Иллюзии или ошибки восприятия, обусловленные влиянием установки субъекта, также относятся к аномальным фактам вос­приятия. Эти факты еще раз доказывают огромную роль памяти в построении перцептивного процесса. Перцептивные гипотезы, проверяемые в опыте восприятия, служат своего рода основанием для интерпретации имеющихся сенсорных данных. Тем самым ос­мысленность воспринимаемого объекта во многом определяется самим субъектом и часто вопреки тому, чем является объект на са­мом деле. Поэтому видеть можно одно, а воспринимать при этом нечто совершенно другое. Случаи иллюзорного восприятия явля­ются убедительным тому доказательством. По этому поводу крас­норечиво высказался Роже де ля Тай: «Сколько раз дерево прини­малось за продолжение дороги, а тень от скалы — за поворот? Страховые компании располагают статистикой, доказывающей, что от зрительного образа до реальности — целая пропасть...»

Парадокс восприятия картин. Картины, по выражению Р. Л. Гре­гори, «ведут двоякое существование» и сами по себе, как физи­ческие объекты, заключают в себе парадоксальность. В чем же она состоит и каким образом человек, воспринимая картину, спо­собен видеть одновременно сразу две принципиально отличные друг от друга сферы отражаемого? За видимым на картине откры­вается реальность незримого по отношению к тем линиям, кон­фигурациям, хроматическим переходам и светотени, то есть ко всему, что определяет картину в ее физическом, объективирован-


Глава 4. Проблемы психологии сознания как теоретические аномалии


53


 


ном виде. С одной стороны, можно видеть только то, что видишь. Но при восприятии картин мы встречаемся с удивительной спо­собностью, которая, по всей видимости, является прерогативой только человека; воспринимать актуально невозможное и даже несуществующее в актуальном времени и в пространстве зримо­го. М. Мерло-Понти в своем эссе, посвященном анализу воспри­ятия живописи, писал: «...У меня вызвал бы значительные зат­руднения вопрос о том, где находится та картина, на которую я смотрю. Потому что я не рассматриваю ее, как рассматривают вещь, я не фиксирую ее в том месте, в котором она расположена, мой взгляд блуждает и теряется в ней, как в нимбах Бытия, и я вижу, скорее, не ее, но сообразно ей или с ее участием» (Мерло-Понти М, 1989). Восприятие по ту сторону визуальных данных и составляет существо парадоксального видения картины.

Картины, в большинстве своем, это отражение или проекция трехмерного объектного мира на плоскость холста или бумаги. Человек, воспринимая картину, «бессознательно умозаключая» о существовании еще одной размерности за пределами воспри­нимаемой плоскости, фактически осуществляет операцию, об­ратную той, которую совершал художник. На примере зритель­ного восприятия картинных изображений можно показать, что перцептивное моделирование представляет собой поиск наилуч­шей интерпретации имеющейся сенсорной информации, так как действительные объекты, изображенные на картине, могут быть совсем иными, нежели они являются в проекции. Более того, ни одно изображение действительного объекта не является точно выполненной проекцией этого объекта, что совсем не мешает нам осмысленно воспринимать видимое и даже испытывать при этом эстетические переживания. Восприятие живописи таит в себе немало тайн, которые пытается разгадать «разумный глаз». М. Мерло-Понти указывал: «Сущность и существование, вооб­ражаемое и реальное, видимое и невидимое, — живопись смеши­вает все наши категории, раскрывая свой призрачный универсум чувственно-телесных сущностей, подобий, обладающих действи­тельностью, и немых значений» (Мерло-Понти М., 1989).

Р. Грегори в своей работе выделяет несколько разновидностей парадокса картин.

1. Все картины парадоксальны в силу того, что каждая из них есть — физически — узор на плоскости, но — зрительно — по­мимо узора на плоскости содержит еще и трехмерное простран-


54


Часть I. Методология научно-психологического исследования сознания


ство объемных объектов. В этом заключается двойственная ре­альность картин, делающая их уникальными предметами зритель­ного восприятия.

2. Картины могут содержать несовместимые указания на глу­
бину пространства. Поскольку художник свободно выбирает при­
емы и планы, которыми пользуется для передачи глубины, он
волен создавать большое число разных вариантов возможного пара­
докса этого рода. Но в мире объектов такой парадокс невозможен.

3. Картины могут оказаться парадоксальными случайно или
направленно — когда у наблюдателя создается впечатление, при­
водящее к выбору неверной перцептивной гипотезы вместо той,
которая необходима, чтобы дать правильную интерпретацию, то
есть увидеть картину в соответствии с законами нормального
объективного мира (Грегори Р. Л., 1972).

Картины, которые содержат несовместимые элементы или противоречивую информацию, могут быть однозначно «прочи­таны» путем выбора такой перцептивной гипотезы, которая бы позволяла снять противоречие, разрешив тем самым парадокс. Однако это не всегда возможно. Известные гравюры Мориса Эшера — яркий пример неразрешимых парадоксов. Ни одна перцептивная гипотеза, ни один вариант интерпретации изобра­жения не позволяют совместить не просто невозможное, а про­странственно несоединимое. Сама композиция таких картин по­строена на совмещении в одном пространственном контуре разноплановых фрагментов изображения. Поэтому восприятие целостности глубинного строя картины встречает непреодолимое противоречие.

4.3. АНОМАЛИИ ПАМЯТИ

Что из себя представляет мнемический след? Какова его при­рода?

Если все продукты психической активности, начиная от эле­ментарных сенсорных образов и заканчивая мыслительными и эмоциональными гештальтами, существуют только в рамках ак­туального времени, значит, они не могут сохраняться в памяти в том виде и качестве, в каком они существуют, когда пережива­ются в сознании. Память хранит информацию о прошлых со­бытиях, то есть о том, что когда-то случилось. Понятно, что не все содержание памяти осознается в ходе текущего познаватель-


Глава 4. Проблемы психологии сознания как теоретические аномалии


55


 


ного процесса. И все же, безусловно, согласимся с тем, что, не имея в определенные моменты времени в качестве предмета осознания свое собственное имя, мы, тем не менее, не переста­ем помнить его. Не означает ли это, что огромный массив ин­формации, хранящейся в памяти, есть бессознательное содер­жание? И можно ли столь скандальную в психологии проблему бессознательного рассматривать в плоскости психологии мне-мических процессов?

Вопрос о том, что из себя представляет мнемический след, имлицитно заключает в себе проблему опознания или же, в тер­минах метафизических спекуляций, проблему узнаваемости мира. Акты идентификации и опознания возможны только вследствие работы механизма сличения. Если актуально существующий про­дукт, например, перцептивный образ, который одним из четырех определяющих его свойств имеет константность, сличается со следом в памяти, то возникает вопрос о том, каким образом это возможно, ведь:

а) в памяти не может храниться образ (равно как и мысли, пе­реживания), поскольку он есть, когда он есть, то есть только в
актуальный момент времени, следовательно, актуальный образ
не сличается с образом, который якобы хранится в памяти;

б) в рамках текущего настоящего в перцептивном познаватель­
ном контуре сознания присутствует только один образ и нет ни­
какого другого, с которым можно было бы его сопоставить и на
основании этого сопоставления принять решение о характере и
качествах воспринимаемого. Из чего же тогда состоит память? Из
чего и как она сделана, что процедура узнавания (осознавания)
становится возможной, ведь без участия памяти не может про­изойти ни одного сознательного события в психической жизни?

Происходит ли стирание мнемических следов и если проис­ходит, то каким образом? Что в психике может выступать крите­рием, на основании которого могла бы происходить селекция информационного материала памяти? Что значимо и что полез­но будет для нас завтра, нам не известно сегодня, поэтому или никакая информация из памяти не исчезает, или стирание сле­дов зависит от действия других факторов, а не от фактора полез­ности информации.

Примером классической аномалии в психологии памяти мо­жет служить известный феномен «на кончике языка». Желая вспомнить «забытое» имя или какое-либо слово, человек зачас-


56


Часть I. Методология научно-психологического исследования сознания


 


тую не способен актуализировать в сознании нужную информа­цию, хотя при этом он не может не помнить то, что тщетно пыта­ется вспомнить. Если помнит (а в этом нет сомнений, ведь когда человек пытается и не может воспроизвести искомое слово, он всегда способен назвать любое слово, которое «забытым» не яв­ляется), что же тогда блокирует доступ к нужному содержанию памяти? Почему, будучи уверенным (будучи абсолютно субъек­тивно уверенным) в том, что информацию, которую я безуспеш­но пытаюсь вспомнить (актуализировать в настоящем), я действи­тельно помню, я тем не менее, воспроизвести не могу?

Почему, осознавая ошибочность результатов воспроизведения некоторого информационного материала, зная, что я воспроиз­вожу неверно, я не воспроизвожу безошибочно? Чтобы знать, что я неточно воспроизвожу, я должен знать, как надо воспроизводить точно. Почему же тогда я воспроизвожу неточно, ведь мне извес­тен правильный результат, я о нем помню, почему же тогда вспо­минаю не то, о чем помню? (На эту аномалию обратил мое вни­мание В. М. Аллахвердов.) Этот вопрос можно сформулировать иначе: «Отчего происходят мнемические ошибки?» Как содержа­нием воспоминания становится то, что не хранилось в памяти?

Почему я трачу достаточно много времени для того, чтобы что-то вспомнить, хотя само воспроизведение сопровождается чув­ством субъективной уверенности в том, что мое воспоминание верно (хотя в действительности оно может оказаться ошибо*ч-ным)? Для чего я тратил столько времени, чтобы вспомнить то, что я и так помню?

Разрешение этих мнемических загадок возможно, на мой взгляд, только в том случае, если нам станет понятным психо­логика работы сознания. В рамках модели функционирования сознания мы могли бы понять, почему память устроена так, а не иначе, ведь любая форма познания опирается на память.

4.4. АНОМАЛИЯ МЫШЛЕНИЯ

Как известно, отправным пунктом мышления является осоз­нание субъектом проблемной ситуации. Та ситуация, по опреде­лению, считается проблемной, которая несет в себе неопре­деленность, содержит дефицит информации. Собственно, мышление и есть движение мысли от осознания неопределен­ности связей и отношений между элементами в структуре про-


Глава 4. Проблемы психологии сознания как теоретические аномалии


57


 


блемной ситуации к пониманию как результирующему эффекту
мыслительного процесса. Таким образом, снятие неопределен­ности, преодоление энтропии, порождение смысла является ко­нечной целью мышления. Для того чтобы понимание состоялось,
необходимо исходное непонимание. Без начального непонима­ния мышление невозможно. Оно определяет подготовительный
этап мышления. Обнаружение собственного непонимания мож­но расценивать как старт психической активности мысли. Узна­вание собственного непонимания также требует от человека ког­нитивных усилий. Выявление, «опознание» своего непонимания,
в свою очередь, происходит только вследствие его понимания.
Непонимание выступает в качестве продукта акта понимания как
следствие понимания. Не понимая что-либо, человек при этом

всегда понимает свое непонимание и только таким o6наруживает последнее.

Сознание можно рассматривать как механизм смыслопорож-дения. И те смыслы, которые служат эффектами понимания (в том числе и смысл понимания того, что является непонятным), представляют собой продукты активности рефлексирующего со­знания. Если смысл обнаружен, то в момент «завершения геш-тальта» субъект знает об этом. Поэтому понять — означает по­нять свое понимание.

То понимание, к которому стремится мышление, не прира-щаясь в ходе мыслительного процесса, а возникая всегда как «ага-переживание», как симультанное целостное узнавание, как «эврика», в качестве соответствующего искомому дефициту ин­формации, принимается сознанием за такой образец понимания, который соответствует решению мыслительной задачи. Итоговое, понимание всегда должно быть оценено самим сознанием в ка­честве пригодного варианта решения проблемы. В чем же состо­ит аномалия? Ведь в формуле понимания: «я понимаю свое понимание непонятного», не содержится ни малейшего проти­воречия? Второй стороной парадокса понимания является факт того, что всякая мысль, порождаемая в мышлении, является но­вой мыслью. Мышление совсем было бы не нужно, если бы не требовалось разрешать проблемную ситуацию, которую разре­шить можно только новым способом, иначе бы она не была про­блемной. Если итоговое понимание — понимание качественно новое, каким образом субъект может узнать его (ведь он понима­ет, что он понимает) и, следовательно, признать пригодным? Если


58


Часть I. Методология научно-психологического исследования сознания


понимание в качестве решения проблемы субъектом узнается, то выходит, что это понимание существовало априорно, и уже до момента его узнавания было человеку знакомо. Тогда что? Мысль невозможна? Платон прав?

4.5. АНОМАЛИЯ СВОБОДНОЙ ВОЛИ

Человеческая психика есть совокупность систем с избыточным количеством степеней свободы. Каждый с определенностью мо­жет утверждать, что способен вспомнить все, что пожелает (или, по крайней мере, способен все что угодно пожелать вспомнить), обратить свое внимание на то, что захочет, представить и помыс­лить все, что угодно... В самом простейшем, элементарном виде свободная воля выражается в идеомоторном акте. Каждый строит свой внутренний мир по собственному усмотрению. Избыточность степеней свободы есть непременное условие относительной адек­ватности познания мира, точности в работе когнитивных механиз­мов. По выражению И. М. Сеченова, человек всегда способен действовать «на много ладов». Психическая активность — по оп­ределению — активность свободная. Ни физиология организма, ни социология окружения, ни физика предметного мира не устанав­ливают законы психической деятельности человека. Человек сам способен инициировать свою активность. Что же является причи­ной свободного выбора субъекта? Да и как возможно свободное, а значит недетерминированное, поведение живой системы? Очевид­но, что сам свободный выбор, оставаясь свободным, с необходи­мостью должен иметь причинные основания. Если бы таких осно­ваний не существовало, не было бы возможным прогнозирование поведения человека, предвидение последствий его действий. Да и само существование психологии как научной дисциплины было бы невозможным. Если свобода замыкается на самой себе, явля­ясь «возможностью еще большей свободы», значит, человек не не­сет ответственность за совершенное, так как беспричинная свобо­да может существовать лишь в сфере случайного. Не неся ответственность за проявления своей свободной воли, человек ста­новится несвободным в возможности свободного выбора.

То, что человеку представляется свободным желанием, свобод­ным поступком есть проявление действия факторов, которые сам человек не осознает, но которые выступают причинными осно­ваниями мыслей, переживаний, представлений, волевой актив-


Глава 4. Проблемы психологии сознания как теоретические аномалии


59


 


ности и т. д. Свободная воля (которая, исходя из определения, не имеет причины вне себя) оказывается детерминированной. Пси­хология должна описывать и объяснять каузальные связи в орга­низации психического опыта. На основании того, что психичес­кая деятельность — свободная активность, одной из важнейших задач теоретической психологии является определение характе­ра причинности свободы.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!