Глава 9. Об амодааьности смысла 2 страница
Идеализированный объект существует только в рамках теории, поэтому логические конструкции, гипотезы, законы, все то, что составляет онтологию теоретического знания, приложимы только по отношению к нему.
Теоретическое описание сознания — это представление о сознании идеального субъекта. Именно поэтому такое описание дает возможность понять эффекты работы сознания эмпирического субъекта.
Автором предлагаются разные основания классификации законов: по способу вывода, степени формализации, диапазону объяснительных возможностей.
Построение теоретического знания — это процесс устранения научных аномалий.
История психологии представляет собой направленный поиск первичных единиц анализа психического. На разных этапах развития научно-психологической мысли, в качестве единиц анализа предлагались: «ассоциация», «ощущение», «функция», «гештальт», «рефлекс», «реакция», «действие» или «живое движение», «установка», «схема», «архетип», «переживание», «значащее переживание» и т. д. Выбор единицы анализа определяет содержание и объяснительные возможности психологической теории. Развитие представлений относительно единицы анализа обогащает науку новыми экспериментальными и теоретическими данными, помогая лучше понять многообразие проявлений психики.
Теоретическое представление о сознании должно включать в себя знание о материале, структуре и функциях сознания.
|
|
Выбор единицы анализа носит произвольный характер и во многом зависит от интеллектуальных пристрастий ученого. Вместе с тем этот выбор должен соответствовать критериальным требованиям, которые призваны играть роль методологических фильтров, ограничивающих сферу поисков. Предложено считать, что в качестве таких требований могут выступать пять принци-
14
Основы смысловой теории сознания
пов определения единицы анализа психического: принцип неразложимой целостности, принцип первичности психического материала, принцип гетерогенности, принцип необходимого развития, принцип психологической гомогенности.
В качестве единицы анализа человеческой психики предложено рассматривать реальность смысла. Психика, включая сознание, имеет смысловое содержание.
Амодалъность смысла — есть следствие анализа того факта, что мир является узнаваемым для эмпирического субъекта, хотя в каждый момент времени психические продукты уникальны. Вместе с тем их единственность в актуальный момент времени не делает невозможным обнаружение, различение, идентификацию, опознание, другими словами, процессы познания.
Основные положения теории сформулированы в виде трех базовых постулатов, четырех определений и 17 следствий. Согласно принятым допущениям, психика как идеально предназначенная эволюцией система познания установлена на организме, а сознание как многофункциональный аппарат понимания работает на памяти, если последнюю рассматривать в аспекте сохранения информации.
|
|
Сознание всегда работает в актуальном режиме (на линии текущего настоящего). Соответственно, содержание сознания — это содержание сознания «здесь и сейчас».
Структуру текста сознания образуют познавательные контуры: аффективный, сенсорно-перцептивный, контур представления, мыслительный контур и рефлексивный контур. Познавательные контуры сознания есть формы смыслообразования или частные виды понимания.
Сознание оперирует смыслами.
Смысл в сознании формируется актом его понимания.
Понимание — родовая функция сознания.
Понимание в любом функциональном состоянии сознания неустранимо. Непонимание всегда обнаруживается как осознанный результат акта понимания непонимания (негативное понимание).
Память запечатлевает и хранит смысл.
Явления памяти дифференцируются на бессознательные явления (сохранение) и явления сознания (запоминание, узнавание, воспроизведение).
|
|
Бессознательное — это память в аспекте сохранения информации.
Вместо вступления
Процедуры понимания осуществляются только в рамках актуализированных мнемических контекстов,
Если содержание сознания тождественно содержанию мнемического контекста, — текст сознания не осознается (эффект неосознаваемого мистического контекста).
Изменение в состоянии взаимодействия между сознанием и внешней реальностью является необходимым условием сохранения осознаваемого (явленного) содержания сознания.
Специфической характеристикой психического времени является обратимость.
Отражение времени включает в себя необособимые друг от друга эффекты отображения длительности, последовательности и одновременности.
Парадоксальная отнесенность событий прошлого и событий будущего к прошлому и будущему времени, при их актуальной представленности в психике в наличный момент времени — есть опознавательное свойство памяти как психического феномена в отличие от других видов сохранения и воспроизведения информации.
При сохранении всех мнемических следов, способность к их воспроизведению зависит от отношения интенсивности следо-образования ко времени интервала удержания следа в памяти (закон тотальной сохранности мнемических следов). Человек помнит все, даже если не помнит, что помнит.
|
|
Структуру бессознательного образуют три мнемические зоны. В отношении к воспоминанию (осознанию) эти зоны (зона открытого доступа, зона частичного доступа, зона закрытого доступа) характеризуются разной степенью доступности содержания памяти.
Зависимость между временем, необходимом для эффективного запоминания, и объемом запоминаемой информации носит экспоненциальный характер (экспоненциальный мнемический закон).
Сознание по своей функциональной природе есть самосознание, понимающее себя сознание.
Факты сознания дифференцируются на осознаваемые и неосознаваемые явления.
Содержание процессов сознавания (латентное содержание) сознанием не осознается.
Процессы сознавания предшествуют эффекту осознания. Процессы сознавания участвуют в установлении конечного эффекта
16
осознания как результата принятого сознанием решения о необходимости осознания.
Эффекты осознания фигуры определяются неосознаваемой семантикой фона (закон превосходства фона). Человек в каждый момент времени сознает все, хотя не все осознает.
Работа сознания в мыслительном контуре начинается с понимания непонимания.
Рефлексивный контур сознания выполняет мнемическую функцию по отношению к текущему настоящему. Позволяя помнить о настоящем, рефлексия реализует понимание позитивного понимания, в каких бы формах последнее ни выражалось.
Содержание рефлексивного контура в каждый момент времени тождественно содержанию активного познавательного контура сознания, поэтому рефлексивное понимание неосознанно.
Рефлексивный контур сознания отвечает за субъективную очевидность осознанных переживаний.
Часть I
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЯ
Глава 1
ИДЕАЛЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ЗНАНИЯ,
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
И ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ
У науки, и в частности у психологии, в отличие от любой другой сферы человеческого познания, есть одно несомненное достоинство — присущая ей рациональность. Рациональные образцы знания, технологии логических обоснований, конструирование идеальных объектов (к которым относится, кстати говоря, и сознание), мысленный эксперимент, а также выработанные в естественных науках императивы опытной проверки теоретических построений — все эти завоевания западно-европейской мысли характеризуют специфику научной онтологии и позволяют выделять научный дискурс среди прочих путей познания: житейского, практического, интуитивного, художественного, религиозного, мистического.
Наука представляется увлекательным и осмысленным предприятием в той степени, в какой ограниченный человеческий разум способен претендовать на поиск истинного знания. И потому главной целью научного творчества является постижение реальности в том качестве, в котором она существует независимо от пристрастий, психобиографии, интеллектуального вкуса ученого. В этом смысле между естественно-научным и гуманитарным способами познания существует принципиальное сходство: ученый, какой бы парадигмы он ни придерживался, стремится приблизиться к достоверному пониманию природы изучаемой реальности. Собственно, наука и есть попытка разгадать правила игры, которую ведет с нами природа. Другое дело, что естественники и гуманитарии используют разные способы обнаружения этих правил, по-разному ведут себя в этой игре и применяют совершенно разные критерии для оценки собственного успеха.
20
Часть I. Методология научно-психологического исследования сознания
Естественно-научно ориентированный исследователь выигрывает только в том случае, если он разгадал, хотя бы в общем виде, правила, которыми руководствуется природа. Но поскольку природа по своей разумности во много раз превосходит человека, на долю последнего выигрыш выпадает не часто. Поэтому в естественных науках не так много фундаментальных законов. Открытие закона — это выигрыш ученого в игре с природой. Если закон трактовать как правило, установленное природой, то понятно, что законы могут только открываться, а не придумываться, поскольку они уже есть до того момента, когда в игру включается ученый.
Гуманитарий никогда не проигрывает в этой игре. Он искренне верит в свой собственный блеф (если он настоящий ученый) и убежден, что придуманные им правила игры на самом деле являются руководящими принципами, которым следует изучаемая реальность. Если же гуманитарий не претендует на научную истину, он просто не осознает себя ученым. Логическая целостность теории и признание ее научным сообществом — два важнейших критерия оценки результатов гуманитарной игры. Отсутствие законов в гуманитарных науках, и в гуманитарной психологии, в частности, является демонстрацией равнодушия природы по поводу амбиций гуманитарно настроенного ученого. Это не говорит о том, что гуманитарная теория не может быть правдоподобной. Просто специфика гуманитарного знания не позволяет выслушать мнение природы. Это мнение выражается в экспериментальном факте. Гуманитарий, не имея возможности эмпирически проверить рациональную модель реальности, может только приписывать собственную логику самой природе (в частности, природе психического). Природа в ответ игнорирует желание исследователя получить надежные доказательства правдоподобности своей теории. Гуманитарию ничего не остается, как признать свой выигрыш. Он вынужденно оказывается прав.
Естественные науки ориентированы на поиск причин явлений (ищут ответ на вопрос «Почему?»), гуманитарные — приписывают исследуемой реальности смысл (отвечают на вопрос «Зачем?»), но, так или иначе, любая наука стремится понять основания феноменов. Почему есть что-то и почему нет ничто! Как возможно явление? Что делает его необходимым? Наука — это дорога для тех, кто ответы на подобные вопросы ценит несравненно дороже любого результата всех других игр, в которые играют люди.
Глава I. Идеалы рационального знания
21
Научное знание, и в особенности, естественно-научное, является рафинированно рациональным, ибо оно выражено в таких способах описания и объяснения природы явлений, которые являются понимабельными на всем пространстве корреспонденции знаний. Рационализм есть наиболее надежное, хотя и не единственное, основание разработки научной теории, в рамках которой описывается феноменология и формулируются законы, Действующие в предметной области познания. Безусловно, эмпирика дает нам материал для познания, но форма понимания эмпирических феноменов, угол зрения задаются рациональными моделями знания. Поскольку же научная рационализация есть не больше, но и не меньше, чем теоретическая проекция изучаемых явлений, она не может быть абсолютно верной, поэтому и существуют альтернативные пути познания, которые дополняют собой применение научных методов. Наука не просто может себе позволить, но, как отмечает Ф. Франклин, она «обязана выносить за скобки многомерность реальности, отграничивать реальность... Поэтому проекция (с реальности) более чем оправдана. Она необходима. Ученый должен сохранять видимость, будто он имеет дело с одномерной реальностью» (Цит. по: РозинБ.М., 1994. С. 50). Любое теоретическое сооружение есть модель исследуемой реальности, а не ее точная копия, хотя бы в силу того тривиального факта, что теория строится средствами языка. И понятно, что не только история философии есть критика языка. Язык является естественным ограничителем наших представлений о реальности, в том числе, и о психической реальности. По сути, то, что мы можем сформулировать в виде рациональных положений, и составляет наше знание. Во всяком случае, только такое знание подлежит критическому осмыслению, а следовательно, и процедурам верификации. Кроме того, не все научные аномалии могут быть рационализированы. Многие фундаментальные проблемы науки, как то: происхождение Вселенной, строение микромира, проблема пространства—времени, происхождение жизни на Земле, возникновение многоклеточного организма из оплодотворенной клетки, проблемы старения, сознания, свободы воли и т. д. — до сих пор при всей колоссальной мощи современной науки остаются нерешенными. По мнению автора революционной теории в лингвистике Н. Хомского, научные вопросы можно разделить на два вида: проблемы, которые потенциально можно разрешить, и тайны, которые всегда останутся тайнами. «Уче-
22
Часть I. Методология научно-психологического исследования сознания
ные, — констатирует Хомский, — не добились совершенно никакого прогресса, исследуя такие вопросы, как сознание и свободная воля. ...У нас нет даже плохих идей» (Цит. по: Дж. Хорган, 2001. С. 247). Некоторые теории не выдерживают эмпирической проверки, другие же не допускают такой проверки. Неизбежным следствием ограниченности нашего знания являются релятивистские настроения даже в среде физиков. Отсутствие эмпирической проверки состоятельности теории уже не выступает в качестве однозначной причины ее игнорирования. И все же... Невозможность абсолютной рационализации реальности, наличие очевидных, а в некоторых областях науки неустранимых, пробелов в нашем знании не упраздняет саму возможность научного познания. И хотя рационализм имеет свои ограничения, научное знание является наиболее надежным, наиболее правдоподобным.
* * *
Характеризуя состояние современной отечественной психологии, можно выделить несколько тенденций в ее актуальном развитии.
1. Центробежная тенденция, связанная с дальнейшей дифференциацией психологического знания, дроблением предметной области психологии, размыванием ее границ, что сопряжено с увеличением количества локальных, узконаправленных эмпирических исследований, результаты которых, подобно элементам плохо выполненной мозаики, не укладываются в целостную картину научно-психологического знания. На сегодняшний день сильная теория в психологии отсутствует. А именно она могла бы служить системообразующим ядром отраслей психологического знания. Диффузия предметной области грозит психологии потерей ее собственных оснований, оснований, которые имеет любая полноценная наука. Сомнительные альянсы, «внебрачные связи», в которые сегодня охотно вступает психология, производят на свет экзотические вещи наподобие астропсихологии, ведической психологии, виртуальной психологии и т. п. Множится количество прикладных направлений. Возникают дисциплины, производные от прикладных. Видимо, не следует удивляться, если завтра заявят себя как самостийные психологические направления «психология игры в гольф» или «психология токарного дела». Легкость образования новых ответвлений психологической науки порой оборачивается конфузами. Так формально возникает
Глава 1. Идеалы рационального знания
23
новое «направление», и при этом многие хотят его представлять, ио не знают, как именно им этого хотеть.
Справедливости ради следует отметить, что такое положение дел сложилось «не вдруг». Еще Л. С. Выготский предостерегал от распада психологии на различные типы наук (Выготский Л. С., 2000). Когда Выготский писал о том, что «психология беременна общей дисциплиной, но еще не родила ее», он фактически призывал к систематизации накопленных психологией эмпирических фактов и ревизии исследовательских подходов на почве общетеоретической дисциплины (Выготский Л. С., 2000. С. 18-20). Правда, в отличие от 20-х годов XX века, в настоящее время уже не наблюдается тендирования прикладных отраслей психологии в сторону общепсихологической дисциплины, что Л. С. Выготский расценивал в качестве симптома кризиса в психологии. Доминирование дифференциации психологического знания над интеграцией очевидно, и на сегодняшний день заметно невооруженным взглядом. Создается впечатление, что чем быстрее прогрессируют прикладные области психологии, тем глубже становится методологический кризис. Сейчас, наверное, никто не отважится с уверенностью утверждать, что психология еще продолжает вынашивать свою общепсихологическую дисциплину.
2. Инерционное действие в сознании нынешних академических психологов теоретических постулатов классиков отечественной науки выражает собой суть второй тенденции. Прежде всего, я имею, конечно, в виду С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, А. Н.Леонтьева и Б. Г.Ананьева, чей вклад в отечественную, да и в мировую науку неоспорим. По-прежнему ученики и ученики учеников стремятся развивать ставшие уже каноническими положения их теорий. Казалось бы, в чем здесь порок, если ученые идентифицируют себя с той или иной научной традицией, с определенной психологической школой? Беда состоит в том, что полноценное, а не аномальное развитие науки возможно только при условии появления новых теорий, построенных на новых основаниях, теорий с более сильным объяснительным потенциалом. Без сомнений, новое знание должно строится на базе достижений прошлого. В противном случае едва ли было возможно само развитие научной мысли. Но только новые теории задают вектор развития науки, определяют доминирующее направление и специфику интеллектуальных поисков. Вообще говоря, любая наука в своей онтологии представлена теориями, концепциями,
24
Часть I. Методология научно-психологического исследования сознания
парадигмами исследований. Много ли теорий получили известность в последней четверти XX века? Этот вопрос сам по себе очень симптоматичный, ведь как без методологии, которую в отечественной психологии долгие годы подменял собой марксизм, не существует науки, так и без науки, реализуемой в образцах теоретического знания, не может строиться практика, в том числе, естественно, и психологическая практика. Взаимоотношения между психологической наукой и психологической практикой — тема отдельного обсуждения. Эти взаимоотношения очень сложные, тонкие, парадоксальные. Без научных теорий профессиональная деятельность психологов-практиков невозможна. И вместе с тем никакое научное знание не определяет позитивные результаты деятельности психологов, в том числе и тех, кто практикует психотерапевтические интервенции.
Вместе с тем очевидно, что психология представляет собой двухэтажное здание, правда, в настоящее время непонятно кем населенное. Фундаментом его являются методологические основания науки как общие принципы ее построения. Именно в рамках общей методологии психологии должны быть разработаны проблемы границ научно-психологического познания, проблемы определения предмета, исследовательских парадигм и собственного статуса дисциплины в системе научного знания. Первый этаж этого здания — теоретическая психология, воплощенная в подходах, концепциях, теориях. Второй этаж занимает психологическая практика, задача которой очевидна и предельно проста (правда, ее решение является исключительно сложным и многовариантным), — оказание реальной психологической помощи.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 218; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!