Страх при этом вовсе не означает какого-то угнетения ребенка, но означает подлинное понимание ребенком того, что наказание за проступок неотвратимо. 4 страница



Позже, когда Поль перешел на работу более высокого уровня, включавшую планирование систем, то нашел, что если он направляет свой ум на некоторую проблему в течение нескольких дней, то, изучая ее интенсивно со всех сторон, достигал пункта, где внезапно решение и план вспыхивали в уме полностью, во всех деталях. Эта окончательная программа часто включала вещи, которые он не изучал и не рассматривал раньше.

Как-то Поль был назначен на новую работу в системе планирования, и ему сказали, что надеются на завершение работы в течение шести или восьми месяцев. Через неделю он вручил своему начальнику полную программу для работы всей системы на этом объекте. Программа впоследствии была принята и использована. Но поначалу начальник растерялся и настаивал на том, что невозможно выполнить исследование и составить план за неделю, так как минимум времени на эту работу был пять или шесть месяцев” (Шафика Карагулла “Прорыв к творчеству: ваше сверхчувственное восприятие”, Минск, “Сантана”, 1992 г., стр. 70 – 73).

Данный пример, может быть, не самый характерный, но он, все-таки, иллюстрирует не только то, что человек действительно в состоянии “черпать” откуда-то принципиально новую для него информацию, в состоянии разбираться в деталях этой информации, передавать эту информацию другим в неискаженном виде. Главное в этом, как мне кажется, заключается в том, что конкретный человек в состоянии получать информацию извне и правильно ее интерпретировать. Это и будет отражать подлинный уровень талантливости или гениальности.

Но этот же пример иллюстрирует и то, что имеется где-то неисчерпаемое количество новой информации, которая может извлекаться оттуда, и служить людям. Для того чтобы была обеспечена возможность получения этой информации конкретным человеком, необходимым условием является не только готовность этого человека получать информацию, но и особая “подключенность” души к этому кладезю информации. К сказанному следует добавить, что эту “подключенность” души у человека можно и нужно воспитывать с самого раннего детства. Именно в этом заключается глубочайший смысл слов академика Таболина о том, что все дети, по крайней мере, талантливые от рождения.

Наша – взрослых – задача состоит в том, чтобы сохранить и укрепить данное от природы, от Бога свойство быть подключенным к этому информационному пространству. Но для этого необходимо понять, что основой такого свойства является именно сформированная функция запечатления, развивающаяся и укрепляющаяся в дальнейшем.

Если вспомнить, что психологической основой любви является именно импринтинг, то оказывается, что основой гениальности также является любовь.

7. ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

В понятие “способности” входят и как неотъемлемые компоненты такие составляющие, которые названы интеллектом и творческими способностями.

В главе о мышлении (см. в книге “Психология живого мира”) в общих чертах творческое мышление было рассмотрено. Было сказано, что главным (преобладающим) образом оно свойственно именно человеку, поскольку жизненные ситуации, как правило, не только не требуют творческого мышления, но и во многих случаях оно просто вредно. Жизнь не позволяет менять правила игры в процессе самой игры.

Здесь уместно только сказать, что творческие способности также можно развивать у воспитуемых. Это достигается путем формирования “потребности в новом”, т.е. путем создания условий, когда воспитуемому будет интересно решать какие-либо задачи нетривиальными способами, по-новому. Это, таким образом, есть разновидность потребности в информации, которую можно развивать, воспитывать.

Для этого необходимо развивать логику. При этом в рассуждениях, благодаря логике, становится возможным отыскание неточностей или несовершенства в имеющихся решениях или даже в системе знаний. Для этого необходимо также обеспечить несформированность “фрустрационного комплекса авторитета”, т.е. развивать и всемерно уважать определенную независимость в суждениях. Развитие творческих способностей возможно и при помощи достаточно простых приемов. Например, учащемуся ставят проблему - решить ту или иную задачу возможно большим числом способов. Смысл таких упражнений состоит в том, чтобы учащийся увидел новые пути, не дававшиеся при объяснении материала.

Как видим, развитие творческих способностей - процесс сложный и многогранный. И задача воспитателя заключается в том, чтобы не погасить в воспитуемом заложенную потребность в информации, но напротив - развить ее многократно.

Совсем иное дело - интеллектуальные решения. Такого рода мышление является необходимым всегда, поскольку ситуации в жизни не могут в точности повторяться, но в каждой жизненной ситуации для индивида сохраняется главная цель - выживание. Правда, для человека эта задача не всегда является актуальной, но интеллектуальное решение жизненных задач от этого не исчезает.

“Сегодня большинство психологов согласны именно с этим определением интеллекта, который рассматривается, как способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде” (Ж. Годфруа “Что такое психология”, пер. с фран., М. “Мир”, 1996 г., т. 1, стр. 415).

Ранее (см. книгу “Психология живого мира”) было показано, что интеллектом следует называть способность принимать решения на основе неполных исходных данных, имеющихся в распоряжении и содержащих определенный уровень ошибочности, при неясном исходе от предпринимаемых усилий.

В соответствии с этим определением интеллектуальное решение жизненных задач сопровождает жизнь практически любого живого организма в течение всей его жизни. Как видно, концепция сущности интеллекта, принятая психологами, близка к той, что была принята в данной работе, но здесь под адаптацией понимается более широкий круг вопросов, в итоге чего понимание интеллекта становится более конкретным. Можно даже сказать, что измерение интеллекта при таком подходе становится вполне возможным, если удастся создать ряд задач различной степени неопределенности, но с определенной целью решения при условии многовариантности решения.

Например, исходная позиция в шахматах обладает наивысшей неопределенностью исхода борьбы двух соперников, а какая-либо промежуточная позиция - существенно более определена. В промежуточной позиции ресурсы сторон ограничены, ситуация вполне конкретна, но исход в большинстве случаев зависит от того, кто из соперников будет ходить первым. Поэтому, я полагаю, в ряде случаев шахматные композиции могут дать возможность измерить уровень интеллекта. Это возможно при условии, что в качестве искомого в композиции будет не решение двух-, трех-, четырехходовых комбинаций, а то или иное присуждение результата испытуемым исхода в конкретной композиции при том или ином изменении исходных данных.

Например, в конкретной композиции необходимо присудить исход борьбы для черных при первом ходе черных; в этой же композиции присудить исход партии для черных при первом ходе белых и так далее. В каждой такой композиции, естественно, возникнет несколько вариантов решения, что и позволит как-то оценить интеллект. Задача такого рода близка к жизненной ситуации и не сводится к чисто логическим вычислениям. Но логика при этом не только будет присутствовать, но и развиваться. Действительно, уровень неопределенности при указанных условиях решения вариантов сходной задачи все-таки будет меняться при изменении начального хода сторон.

Задачи по измерению уровня интеллектуальности должны быть интересными, не должны решаться только путем логических построений или вычислений по определенным алгоритмам. К числу такого рода задач следует отнести большинство интеллектуальных карточных игр, упомянутые шахматы и так далее. Мне представляется возможным также использование различных установок типа тренажеров (например, того типа, которые используются для подготовки пилотов или водителей), где также можно создать полную имитацию неопределенности решения при разных создаваемых помехах.

Короче говоря, развитие и измерение интеллектуальных способностей можно обеспечить только в тех условиях, когда человеку предоставляется возможность найти решение в условиях неполноты исходных данных и при неясном исходе, что и было положено в определение сущности интеллекта.

И как заключение к сказанному, измерение интеллекта может быть осуществлено исключительно в относительных единицах, т.е. путем сопоставления интеллектуальных способностей одного индивида с таковыми же у другого, проведенного в совершенно одинаковых условиях. При этом оказывается возможным измерять уровень интеллектуальности (в сравнении с другими людьми) в любом возрасте, соотносить интеллектуальность у людей разного возраста и так далее.

Я не собираюсь перечислять все возможные виды умственных задач-упражнений, с использованием которых можно измерить не сам интеллект, а только его относительный уровень в сравнении с другими испытуемыми. В реальной жизни помимо неопределенности ситуации в условия решения задачи вмешиваются, например, временные ограничения, различные помехи, разная степень актуализации конкретной потребности в решении конкретной задачи и так далее, что делает решение более сложным. Уровень интеллектуальности решения в таких условиях должен оцениваться выше.

Главными требованиями, предъявляемыми к содержанию задач по измерению и развитию уровня интеллектуальности, являются следующие.

1. Все задачи должны быть приближены к жизненным обстоятельствам, т.е. к таким, какие возникают в реальной жизни. Все задачи, заранее просчитанные кем-либо, должны иметь достаточно много различных решений, отличающихся по уровню эффекта, достигаемого от того или иного принятого решения.

2. Все задачи должны быть “доступны” испытуемым, не должны вызывать страха перед возможностью провала. Можно также пойти по пути дифференциации уровня сложности задач, т.е. разбивать задачи на группы, отличающиеся уровнем сложности; при этом последовательное решение испытуемым задач с возрастающей сложностью будет отвечать в этом случае условию развития интеллекта.

3. Испытания целесообразно проводить сразу для нескольких испытуемых с целью выявления таких параметров, как время решения, количество найденных вариантов и так далее, т.е. всего того, что можно сопоставить.

4. В состав задач на измерение и развитие интеллекта нельзя включать тестовые задачи, особенно с использованием так называемых программированных задач, когда испытуемому предлагается несколько вариантов ответов.

Задачи, удовлетворяющие приведенным выше требованиям, позволят не столько измерить сам интеллект, сколько позволят определить относительный уровень интеллектуальности, соотносимый с другими испытуемыми.

Этому условию совершенно не отвечают тесты Айзенка (Г. Дж. Айзенк “Узнай свой интеллект”, издательство “АЙ КЬЮ”, 1996 г.). Они являются исключительно логическими задачами. Задачи такого типа вообще сами по себе принципиально отличаются чрезвычайно низким уровнем интеллекта самого составителя задач и соответствуют самому неэффективному процессу - процессу обучения.

Тесты Айзенка решаются не за счет интеллекта, а за счет определенной тренированности к подобного рода задачам, когда испытуемый будет иметь тем больший успех при прохождении теста, чем больше он упражнялся в решении подобных задач, когда уяснил принципы составления тестов, т.е. ход рассуждений составителя.

8.ПРИРОДА СПОСОБНОСТЕЙ. ГЕНЫ ИЛИ ВОСПИТАНИЕ?

Поскольку в определении личности Годфруа имеется упоминание о влиянии на свойства личности генетического наследия, то теперь необходимо определенным образом высказаться и в отношении того, что (насколько) в человеке идет от генетического наследия и что (насколько) - от социума.

Ответ на этот вопрос можно найти, если обратиться к историческим аспектам возникновения человека как вида, а также к появлению у него речи. Данный вопрос рассмотрен мной в книге “Человек и человечество. Психологические законы происхождения”. В этой книге я постарался обосновать неслучайность появления человека как биологического вида.

При этом доказывается, что схема эволюции по Дарвину является не более чем скелетом, показывающим последовательность и варианты изменений видов животного мира и фауны. Обоснована также невозможность появления новых видов за счет так называемой пластической перестройки. Этот вид преобразования обуславливается наличием так называемых прыгающих генов, которые могут в небольших границах видоизменять отдельные свойства организмов. Причем при изменении условий жизни данный вид преобразований стремится возвратиться к прежнему состоянию. Такой механизм пластической эволюции имеется в каждой клетке любого организма и предназначен для пластической подстройки параметров организма к изменяющимся условиям жизни.

Другой вид эволюционных преобразований, названный мной микроэволюционным, обуславливается мутагенным действием вирусов и микробов. За счет этого механизма происходит такая необратимая эволюция организмов, которая не приводит к обратному преобразованию вида при изменении жизненных условий. За счет действия такой микроэволюции из лошади мог возникнуть, например, осел (или наоборот), но никак не принципиально новый вид живых организмов. Этот вид эволюционных преобразований является случайной формой преобразования и не затрагивает основного генотипа организма.

Третий вид эволюции, названный мной как макроэволюционный, являет собой планомерное и одновременное масштабное изменение генотипа организма, при котором одновременно происходит плановая перестройка основ генотипа, приводящая к появлению принципиально новых видов организмов. Именно по этой причине я сделал заключение, что происхождение абсолютно всех видов организмов происходило по замыслу и по плану Всевышнего. Для подтверждения такой возможности и обосновании такого заключения приводится материал по опытам некоего Цзяна Каньчженя, который с использованием своей специальной установки смог передавать генетическую информацию, например, от кукурузы на пшеницу (и наоборот). Поскольку видоизменение флоры и фауны на Земле происходило масштабно и синхронно по разным видам организмов, такое видоизменение могло быть осуществлено лишь Свыше. И в этом я не вижу ничего сверхъестественного.

В той же книге я обосновал совершенно по-новому механизм появления речи у человека. Этот механизм обусловлен свойствами души, которые смог заметить еще (по крайней мере) неандерталец. Как только неандерталец смог заметить действие души, у него возникли первичные религиозные представления. Именно за счет использования свойств души неандерталец смог заряжать особой энергией некоторые орудия (палочки), которые помечал красной охрой. Наличие таких “заряженных” палочек позволяло жрецу племени передавать охотнику особое орудие труда, которое использовалось тем при условии воспроизводства особых мыслеформ и произношения конечного возгласа, после которого из “заряженной” палочки извергалось пламя на такое большое расстояние, что могло поражать любое (даже очень больших размеров) животное. Именно таким образом удалось преодолеть исторически существовавший барьер психической депривации. Следовательно, своим происхождением речь человека, труд и особая форма социализации возникли за счет появления религиозности. Я постарался показать, что никакой иной механизм не мог привести к появлению возможности создания второй сигнальной системы и, соответственно, труда и особой формы социализации.

Все это достаточно подробно рассмотрено в указанной книге. Более того, без учета психологических законов, действующих неумолимо и всегда, невозможно вообще понять в жизни человека хоть что-то. Все остается на уровне фантазий на заданную тему, что и характеризует современную психологию.

Сейчас, как итог сказанного в отношении этих феноменов человека, а также как итог анализа условий онтогенетического развития психики и всего, что связано с развитием способностей личности, следует сделать однозначный вывод, что на генетическом уровне человек не получает ничего, кроме способности развивать свои способности.

Может быть, это и очень решительное заявление, но этому свидетельством является определенная историческая константность (в морфологическом смысле) мозга и относительная “простота” превращения человека в животное (мауглизация) путем социальной или сенсорной изоляции (депривации) в раннем детстве.

Не опровергают этого вывода и наблюдения над разобщенными с момента рождения однояйцовыми близнецами. Одинаковость привычек и пристрастий которых объясняется вовсе не генетическим кодом, а однотипностью организации их душ. Это и позволяет им “синхронизироваться” в жизни практически всегда благодаря тракту биополя, даже если братья (сестры) об этом и не догадываются, о чем мы уже говорили ранее. При отсутствии учета наличия и действия души в подобных исследованиях рождались ошибочные выводы, неверно интерпретировались результаты.

9. Я-КОНЦЕПЦИЯ

В довершение анализа определения личности, данного Ж. Годфруа, скажу, что при анализе влияния фрустрационных комплексов и набора потребностей здесь фактически уже обсуждены вопросы, связанные с установками личности и нравственными законами, которые, как очевидно, вытекают из выше сказанного и определяются, как и ранее, набором потребностей и суммой фрустрационных комплексов. Таким образом, мы проанализировали все составляющие понятия “личность” в трактовке Годфруа.

Однако является ли данная характеристика достаточно полной для организации целостного воспитания ребенка? Дело в том, что все определения этого понятия сами по себе не нужны, если не будут использоваться в процессе управления развитием психики ребенка. Поэтому необходимо уяснить степень полноты данного определения.

Например, к числу параметров личности обычно относят еще один фактор, получивший название “Я-концепция”, т.е. то, что позволяет индивиду идентифицировать самого себя для себя и самого себя для общества. Это свойство обнаруживается в какой-то мере и у высших приматов, но только у человека оно приобретает определенно значимое содержание. Это позволяет сказать - Я-концепция, несомненно, то свойство, которое вместе с религиозностью выделяет человека из всего остального живого мира.

“Я-концепция - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Я-концепция - целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий компоненты:

- когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. (самосознание);

- эмоциональный - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т.д.;

- оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д.

Я-концепция - предпосылка и следствие социального взаимодействия, определяется социальным опытом. Ее составляющие: реальное Я (представление о себе в настоящем времени); идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы); динамическое Я (то, каким субъект намерен стать); фантастическое Я (то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным) и др.” (“Краткий психологический словарь”, М., ИПЛ, 1985 г., стр. 419).

Для того чтобы взглянуть на проблему наличия и существования Я-концепции с несколько иной стороны, рассмотрим структуру этой категории в том варианте, как ее предложил Роберт Б. Бернс (Р. Бернс “Развитие Я-концепции и воспитание”, М., “Прогресс”, 1986 г., стр. 82), представленную здесь на рисунке 3.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!