Благословение исполнителям Закона и проклятие нарушителям Завета (Втор. 28)
Здесь речь Моисея следует образцу древних межплеменных договоров, в которых подобные благословения и проклятия часто были побудительными мотивами верности договору. Отметим, что Втор. 28 – не единственное место в Пятикнижии, содержащее изложение заветных благословений и проклятий, сходное построение имеет Лев. 26.
Этот текст также можно рассматривать сквозь призму полемики с языческими культами. В основе всех древних религий лежит стремление людей избежать голода, разрухи и рабства и в то же время обеспечить плодородие земли и победу над врагами. В своих благословениях (и, конечно, проклятиях) книга Второзаконие стремится показать, что только один Господь гарантирует благоденствие. В важнейших вопросах жизни и смерти решающее значение имеет беспрекословное повиновение слову единого истинного и праведного Бога, в то время как надежды на магические ритуалы и идолопоклонство являются тщетными.
28:1-14. Благословения занимают сравнительно небольшую часть главы, однако они адекватно отражают любовь Бога, Который по Своей благости непрестанно хочет благословлять народ. Использование в описании благословений многочисленных параллелизмов (ст. 3: «в городе и в поле», ст. 5: «житницы и кладовые» и др.) создает впечатление, что народ как бы окружен благословениями Бога со всех сторон.
Все приведенные здесь благословения соотносятся с тремя важными обетованиями Второзакония: избрание Богом Израиля, победа над врагами и изобилие материальных благ. Во-первых, неоднократно подчеркивается особый статус Израиля и его избрание Богом, говорится о святости народа (стт. 1, 9-10, 13). Во-вторых, наградой за верность Израилю будут победы над врагами (ст. 7) и господство над другими народами: «Сделает тебя Господь Бог твой главою, а не хвостом» (ст. 13). Наконец, подробно говорится о благоденствии Израиля: обещаются многочисленное потомство, обильные урожаи, приплод скота (3-6, 8, 11-12). Богатство Израиля будет настолько велико, что израильтяне смогут выступать в роли заимодавцев: «будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы» (ст. 12).
|
|
28:15-68 Проклятия.Известно, что есть три причины исполнять заповеди: страх наказания (самая низкая ступень), желание награды от Бога и по любви к Богу (высшая ступень). Проклятиям во Второзаконии уделяется значительно больше места, нежели благословениям, в первую очередь потому, что сами израильтяне по своему жестокосердию не готовы были исполнять Закон только ради любви к Богу или ради стяжания милостей Божиих, но нужны были проклятия для устрашения народа. Именно в этом духе объясняет данную особенность блаж. Феодорит Кирский: «рабам лукавым не столько полезны обещания свободы, сколько угрозы наказаний». Кроме того, наличием многочисленных проклятий подчеркивается, насколько серьезные последствия влечет за собой нарушение Завета.
|
|
Проклятия являются, по сути, противоположностью обещанным ранее благословениям; это всеобъемлющее изображение человеческого горя.
Первая группа проклятий (15-19) составляет как бы зеркальное отражение первой группы благословений (стт. 3-6). Взамен благоденствия семьи всегда и во всем за нарушения Завета наказаниями станут нищета, страдание, несчастья в обычной жизни, неудовлетворенность основных потребностей.
В стт. 20-24 говорится о внезапном разорении, болезнях и засухе. Толкователи обращают внимание на используемые в ст. 23 образы медного неба (бездождие) и железной земли (бесплодие почвы).
В стт. 25-37 обещается нашествие врагов, в результате которого погибнет множество народа (ст. 26). Народ, отступивший от Бога, не только лишается Его покрова, но Сам Господь предает народ в руки врагов. Господь не только не носит Свой народ на руках, как отцы носят своих детей, Он энергично враждует с ним, вызывая среди сынов Своих те несчастья, от которых однажды спас (27-29). Стихи 30-35 фокусируют внимание на невозможности вследствие поражения от врагов наслаждаться теми радостями жизни, которые являются естественными для человека; другим будет дано наслаждение женой, детьми, домом, виноградником, стадами крупного и мелкого скота.
|
|
В стт. 38-46 изображаются всевозможные лишения, связанные с разрушительным действием сил природы: саранча уничтожит урожай, червь съест плоды, маслина осыплется раньше, чем созреют ее плоды. Также здесь рисуется картина бедности, противоположная ранее обещанным благословениям: иноплеменник «будет давать тебе взаймы, а ты не будешь давать ему взаймы; он будет главою, а ты будешь хвостом» (ст. 44).
Венцом проклятий и наказаний Божиих станут грядущие исторические потрясения, которые последуют за грехопадением всего народа. Здесь в центре внимания находится поражение и рассеяние народа. Стт. 47-57 рисуют ужасы осады и падения городов Израиля, когда люди опускаются до каннибализма. Рассеяние – наихудшее из возможных заветных проклятий – рассматривается в стихах 58-63 как полная отмена всех обещанных благословений завета и всего того, что Господь завоевал для Своего народа. Обратим внимание на то, что поражает Господь Израиль теми же язвами, какие Он посылал на Египет в свое время; т.е. казни египетские, от которых однажды Израиль был избавлен (Втор. 7:15), теперь наводятся на него (стт. 59-60). Обетование о многочисленности народа в его земле ныне отнято (стт. 62-63; ср.: Быт. 15:5,7). Жизнь Израиля с Господом была тесно связана с землей обетованной, потому утрата земли – самое страшное проклятие.
|
|
В конце главы изображаются несчастья, связанные с самим рассеянием (стт. 64-68). Оно рассматриваются метафорически в виде возвращения в Египет, хотя в действительности жители большей, северной части Израиля будут выселены с родной земли вследствие нашествия Ассирии, а южной – в результате вторжения царя Вавилонского Навуходоносора.
В заключение темы отметим, что благословения и проклятия утверждают важную концепцию библейской историософии. Народы вокруг Израиля верили в непредсказуемость мира, в котором множество богов стараются влиять на течение событий и могут делать это произвольно, не опираясь на моральные критерии. Израиль в завете с Богом знал, что только Господь управляет течением истории, всеми возможностями и случайностями в человеческой жизни, и что Он всегда будет действовать согласно Своей природе. Проклятия дают возможность знать, что может произойти с человеческим обществом, предугадать ход истории. Хотя это знание связано со страхом, оно в то же время дает некоторую надежду, которая недоступна язычникам: надежду на то, что данных бедствий можно избежать, если пребывать в верности Богу.
Тема награды и наказания рассматривается не только в Ветхом Завете, она лежит и в основе учения Христа (Мф. 5:17-30; 25:31-46); особенную параллель с 28-й главой Второзакония представляют «заповеди блаженства» в Евангелии от Луки (6:20-26), где сначала также идут благословения, а затем – обетования «горя».
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 618; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!