Послание соглядатаев. Бунт народа и наказание Божие (Чис. 13–14)



Из пустыни Фаран Моисей послал двенадцать согля­датаев (по одному представителю от каждого колена) в землю ханаанскую. В перечислении соглядатаев делается ударение на Иисусе Навине, которого рань­ше звали Осия. К этому времени Иисус Навин уже отличился как военачальник (Исх. 17) и как слуга Моисея (Чис. 11:28). За сорок дней соглядатаи осмотрели два района земли Ханаанской: округ Негев на юге и холмы к северу (13:18). Возвратившись, они единоглас­но сообщили как о великолепии страны, так и о могущест­ве и страшном виде ее жителей. Стоит отметить, что в своих словах Моисею «земля, в которую ты по­сылал нас» они не упоминают о том, что это Господь послал их, не вспоминают о Его обетованиях. Ханаан описан ими как «земля, где течет молоко и мед» (13:28). Молоко – продукт животноводства, мед – дар природы. Обилие этих продуктов указывает на то, что Ханаане были все условия для оседлого образа жизни. В египетских текстах Ханаан также описывается как земля, изобилующая природными богатствами и продуктами человеческого труда.

В отношении завоевания Обетованной земли между ними не было согласия. Десять соглядатаев заявили, что о захвате не может быть и речи, и подстрекали народ возвратиться назад в Египет. Причиной для этой паники послужил страх перед силой местного населения: «народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых мы видели там» (13:29). Очевидно, что многие израильтяне все еще не верили в Господа, несмотря на то, что ранее были очевидцами Его могущества. Лишь двое – Иисус Навин и Халев – уверяли народ, что с Божьей помощью завоевание возможно. Однако возобладало мнение большинства. Здесь можно отметить ту мысль, что мнение большинства в человеческом обществе далеко не всегда отражает волю Божию (чаще всего как раз наоборот). Народ, не желая верить, что Бог, Который только недавно избавил их из египетского рабства, способен также помочь им завоевать обетованную землю, превратил­ся в бунтующую толпу, грозившую побить Иисуса Навина и Халева камнями. В отчаянии они даже возроптали на Господа и отвергли Моисея.

Бог в наказание был готов уничтожить мятежный Изра­иль. Обращение Бога к Моисею начинается с указания на то, что суть преступления Израиля – неверие. Израильтяне отказались поверить Богу и вызвали Его гнев (14:11). «Не верующий в Бога представляет Его лжи­вым» (1 Ин. 5:10). Вина Израиля состояла в том, что он считал Бога неспособным сдержать Свое слово. В ответ Господь обещает истребить народ. Узнав об этом, Моисей начал ходатайствовать за свой народ и получил прощение. Тем не менее десять неверных соглядатаев умерли от язвы, а всему народу от двадцати лет и старше, за исключением Иисуса Навина и Халева, было от­казано во вступлении в Ханаан. Все, ис­численные при Синае и возроптавшие на Господа, должны умереть в пустыне, как того и по­желали. Их дети должны выдержать ис­пытание пустыней в течение сорока лет. Здесь мы видим пример того, как грехи отцов отражаются на судьбе их детей. Пройдет сорок лет, прежде чем они вступят в запо­ведные пределы. За время странствования Израиля по пустыне (15:1 – 20:13) умерло целое поколение. По сути, это было исполнением их безумного пожелания умереть в пу­стыне (14:2).

Кроме того, что 40-летнее странствование стало наказанием за неверие, в этом событии можно видеть другой мотив: за сорок лет должно было умереть поколение рабов, уделом которых был страх. Только свободные люди, не знавшие рабства, были достойны завоевать землю Обетованную.

В 14:39-45 мы видим, что израильтяне захотели исправить положение и предприняли на­падение на Ханаан. Переполошившись от смер­ти десяти соглядатаев и от приговора о продлении срока странствий по пустыне, народ сразу же исповедал свой грех. Однако они потерпели неудачу – были поражены амаликитянами и хананеями. Почему? Во-первых, в дан­ном случае сокрушение о преступлении слишком запоздало. Это напоминает сте­нания Исава послетого, как он продал свое первородство и утратил благословение. Наказание следовало принять со смирением, а не пытаться своими усилиями преодолеть его. Во-вторых, израильтяне и в этой ситуации презрели слово Божие, Который повелел им вернуться в пустыню (14:25). Сле­довательно, когда они отправились в Ха­наан, они пошли туда одни, Господа с ними не было, ковчег завета не оставлял стана (14:42, 44), потому их и постигла неудача.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 588; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!