Ветхозаветные священные времена и праздники



Согласно синайскому законодательству, одной из обязанностей народа было точное соблюдение суббот, празд­ников и субботних лет (Исх. 23:10-19).

Суббота

Впервые суббота («шаббат») как священный день покоя упоминается в Исх. 16:23-30, так что появившаяся впоследствии 4-я заповедь Декалога «помнить день субботний» (Исх. 20:8-11) есть фиксация уже установленного ранее обычая соблюдать субботу. Отдых или прекращение труда были связаны с покоем Бога в седьмой день после оконча­ния творения, потому покой человека – приобщение к образу Божественного бытия. Соблюдение субботы было также знамением, напоминавшим, что Бог избавил Израиль от египетского рабства и ос­вятил его для Себя как Свой святой народ (Исх. 31:13; Втор. 5:12-15). Освободившись от уз и рабства, Израиль мог посвя­щать один день каждой недели Богу, что не было возможно тогда, когда он служил своим египетским господам. Даже слуги и рабы должны были соблюдать суббо­ту. Суровое наказание ожидало каждого, умышленно нару­шавшего субботу (Исх. 35:3; Чис. 15:32-36). В то время как ежедневное жертвоприношение Израиля состояло из одного овна, в субботу в жертву приносилось два (Чис. 28:9, 19). Также в субботу священники полагали новые двенадцать хлебов предложения на стол в скинии собрания (Лев. 24:5-8).

Новолуние и праздник Труб.

Израильтяне торжественно отмечали начало каждого месяца (новолуние или «новомесячие»). Обычно начало нового месяца возвещал звук трубы (Чис. 10:10), вместе с этим полагалось дополнительное жертвоприношение и праздничная тра­пеза из мяса и вина (Чис. 28:11-15). С особенной торжественностью праздновали начало нового года, в Библии это празднование называется «праздник Труб». Нужно учитывать, что в Израиле было два календаря: религиозный и гражданский. Религиозный год начинался с месяца авив (нисан), в который праздновали Пасху (Исх. 12:2). В то же время седьмой месяц по религиозному календарю («тишри»), в который праздновали День Очищения и праздник Кущей, был начальным месяцем гражданского года. Именно с месяца тишри начинались субботние и юбилейные годы, отсчитывали годы правления царей и другие события гражданской жизни. В первый день этого месяца вместе с новолунием отмечали и Праздник Труб (т.е. начало Нового года), и в этот день приносились дополнительные жертвы (Лев. 23:23-25; Чис. 29:1-6).

Субботний год

С идеей субботнего покоя тесно связаны постановления о субботнем годе, которым считался каждый седьмой год. В субботний год запрещалось обрабатывать землю, т.е. этот год был временем отдыха для земли. Если же что-то пригодное для пищи вырастало в этот год самостоятельно, то этот данный Богом урожай считался общим достоянием. Эти плоды не следовало собирать, но необходимо было оставить их в поле, на деревьях и на винограднике, чтобы ими могли питаться в равной степени хозяева, слуги, пришельцы и скот (Лев. 25:1-7; Исх. 23:10-11). Еще раз отметим, что акцент делается на покое земли в субботний год, т.е. возбраняются только работы, связанные с земледелием, тогда как на другие работы запрет не распространяется.

Так как соблюдение субботнего года связано с оседлым образом жизни, то это предписание Закона вступало в силу только по­сле поселения израильтян в Ханаане. Следует заметить, что соблюдение субботнего года требовало от народа сильной веры в Бога. Люди должны были верить обещанию Бога, что урожая, собранного в шестой год, хватит на два года (т.е. на оставшуюся часть шестого года, весь субботний год и большую часть восьмого года вплоть до нового урожая, см. Лев. 25:20-22). Впоследствии именно недостаток веры стал причиной того, что на протяжении всего периода монархии заповедь о субботнем годе не выполнялась, потому вавилонский плен стал наказанием народа в том числе и за нарушение заповеди о покое субботнего года (Лев. 26:34-35; 2 Пар. 36:21). Однако в послепленный период иудеи осознали важность этой заповеди и стали соблюдать субботний год (1 Макк. 6:49, также о субботних годах упоминает Иосиф Флавий).

Другая важная особенность субботнего года отмечена в Втор. 15:1-11. В субботний год кредиторы должны были прощать долги евреев-бедняков, накопивши­еся за прошедшие шесть лет (в отношении долгов иноплеменников никаких снисхождений Закон не предусматривал). По этой причине в Втор. 31:10 субботний год называется «годом отпущения». При этом близость субботнего года не должна отражаться на щедрости заимодавца и быть препятствием для помощи ближнему. Так как в Израиле запрещалось ростовщичество (Исх. 22:25; Втор. 23:19-20), то заем денег был актом помощи нуждающемуся соплеменнику, а не средством наживы. Требование прощать долги в субботний год означало, что израильтяне должны быть готовы пожертвовать своими деньгами ради ближнего, что перекликается с новозаветным учением о благотворении (Рим. 12:8; 2 Кор. 9:7)

Некоторые толкователи считают, что в субботний год обязательно отпу­скали рабов-евреев на свободу. Однако это утверждение довольно сомнительное, так как в Втор. 15:12-18 и Исх. 21:2 говорится об отпущении рабов в седьмой год после шести лет работы. Скорее всего, здесь подразумевается седьмой по счету год от начала служения данного человека в качестве раба (т.е. его «личный» седьмой год), а не субботний год.

Наконец, в конце каждого субботнего года совершалось публичное чтение за­кона перед народом в праздник Кущей (Втор. 31:10-13).

Юбилейный год.

Каждый пятидесятый год назывался юбилейным. Слово «юбилей» (евр. «йовел») происходит от глагола «йавал» (течь, разноситься, раздаваться) и означает радостный звук, который раздается из трубы или рога. Этим словом обозначен и юбилейный год, так как начало его наступления возвещали трубным звуком на десятый день тишри, то есть седьмого месяца. Указания о праздновании юбилейного года излагаются в Лев. 25:8-55. В первую очередь отметим, что предписания относительно юбилейного года включают в себя все особенности субботнего года, ибо в юбилейный год также запрещалось обрабатывать землю и кредиторы прощали все долги.

Важная отличительная черта юбилейного года – обязательное возвращение свободы всем рабам-ев­реям, независимо от проведенного в рабстве времени (25:10: «объявите свободу на земле всем жителям ее», см. также стт. 47-54). Максимальный сро­к пребывания израильтянина в рабстве составлял 6 лет (Втор. 15:12-18), однако благодаря наступлению юбилейного года этот срок сокращался. Периодическое освобождение рабов напоминало израильтянам, что и сами они бы­ли рабами в Египте.

Но самая принципиальная особенность, характерная только для юбилейного года – возвращение земли ее собственникам. В этот год все земельные наделы, ранее проданные или отданные в уплату долга, возвращались их хозяевам (или наследникам хозяев). Это постановление означало, что израильтяне не могли всецело распоряжаться земельными наделами, но призваны были помнить, что они – только временные собственники на этой земле, а не ее полновластные хозяева. Земля была даром Бога: «ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев. 25:23). Следовательно, раз Господь даровал данный участок земли конкретному израильскому роду, то земля долж­на оставаться в семье и передаваться по наследству. Такое отношение к земле влияло даже на брачное право израильтян: если наследницей удела была женщина, то она не могла выйти замуж за представителя другого колена, но мужем ее должен быть соплеменник, чтобы надел земли остался во владении представителей ее колена (Чис. 36).

По сути, в случае нужды израильтянин продавал не саму землю, а возможность собирать с нее урожай в течение нескольких лет (Лев. 25:16: «известное число лет жатв он продает тебе»). Поскольку каждые пятьдесят лет земля возвращалась к ее первоначальному хозяину, ее цена была прямо пропорциональна числу лет, остаю­щихся до юбилейного года (то есть уменьшалась). В любое время в течение этого периода земля могла быть выкуплена либо хозяином, либо его близким родственником (25:24-28). Следует заметить, что предписания о возвращении земли ее исконному владельцу относились и к домам в сельской местности, но не распространялись на дома в огражденных стенами городах; такой дом можно было выкупить только в течение года после его продажи, в ином случае он навсегда оставался в собственности нового хозяина (25:29-31). Правда, последнее указание не относилось к домам левитов, которые в любое время могли выкупить свои дома и участки земли вокруг левитских городов (25:32-34).

Даже когда юбилейный год следовал сразу за субботним годом, израильтяне не имели права возделывать землю в этот период. Бог пообещал, что в шестой год у них будет такой обильный урожай, что им всего хватит на седьмой и восьмой годы, которые будут отдыхом для земли. Таким образом, израильтяне помнили, что земля, которой они обладали, и по­лучаемые ими урожаи были даром от Бога.

Первый юбилейный год надлежало отпраздновать через 50 лет после поселения в Ханаане (Лев. 25:8-10). Однако кроме Пятикнижия в Библии не говорится о юбилейных годах. Иудейское предание сообщает, что они были отменены после завоевания ассирийцами Заиорданья и переселения его жителей (ок. 733 г. до Р.Х.), поскольку для соблюдения юбилейного года было необходимо, чтобы весь израильский народ жил в Палестине – по уделам, выделенным каждому колену.

Юбилейный год был прообразом «лета Господня благоприятного» (Лк. 4:19), которое с пришествием Христа открылось в Его духовном царстве.

Ежегодные праздники.

Тремя ежегодными праздниками были: (1) Пасха и праздник опресноков; (2) праздник седмиц или начала жатвы; (3) праздник Кущей или собирания плодов. Эти три празд­ника были настолько важными, что все израильтяне мужско­го пола должны были непременно на них присутствовать (Исх. 23:14-17). С установлением скинии у Израиля появилось святилище, об­щее место собраний, где все мужчины должны были собирать­ся три раза в году (Исх. 23:17; Втор. 16:16).

Пасха и праздник опресноков.

Исторически Пасха впервые была отпразднована в Египте, когда во время десятой казни израильские первенцы были избавлены от смерти благодаря заместительной жертве – закланию пасхаль­ного агнца (Исх. 12:1 – 13:10). Потому целью праздника Пасхи было ежегодное напоминание евреям о том, что Бог чудес­ным образом вывел их из Египта (Исх. 13:3-4; 34:18; Втор. 16:1). Вторая Пасха была совершена через год после того, как изра­ильтяне покинули Египет (Чис. 9:1-5). Поскольку ни один необрезанный не мог участвовать в Пасхе (Исх. 12:48), Изра­иль не соблюдал этого праздника во все последующие годы странствия по пустыне (Нав. 5:6). Только сорок лет спус­тя после выхода из Египта, уже вступив в Ханаан, израильтя­не отпраздновали третью Пасху.

Пасхального агнца выбирали на десятый день месяца авив, а на четырнадцатый день его закалывали, запекали целиком и вкушали с горькими травами. По­сле этого в течение семи дней разрешалось употреблять в пищу только пресный хлеб (в воспоминание того, что во время исхода из Египта не было времени для приготовления хлеба из дрожжевого теста). Пятнадцатый и двадцать первый дни были днями свя­того собрания. Поскольку Пасха была главным собы­тием недели, паломникам (израильтянам, съезжавшимся к храму со всей страны) можно было возвращаться домой на следующее утро после Пасхи (Втор. 16:7). Между тем на про­тяжении всей недели приносились ежедневные жерт­вы всесожжения, состоявшие из двух тельцов, одного овна, семи агнцев мужского пола, а также в жертву за грех при­носился один козел (Чис. 28:19-23; Лев. 23:8). В дополнение к этому израильтяне должны были приносить Господу первые снопы ячменя (Лев. 23:9-14). До Пасхи зерно нового урожая нельзя было употреблять в пищу, следовало сначала возблагодарить Господа, Источника материальных благ. Поэтому во время пасхальной недели израильтяне не только воспоминали свое избавление от египетского рабства, но также прославляли Бога за то, что Он продолжает изливать на народ Свои благословения.

Соблюдение праздника Пасхи было настолько важным, что те, кто не мог попасть на этот праздник вовремя, могли праздновать его месяц спустя (Чис. 9:9-12). Всякий, кто от­казывался соблюдать Пасху, подвергался изгнанию из изра­ильского общества. Даже пришелец в Израиле приглашался принять участие в этом ежегодном празднике (Чис. 9:13-14).


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 693; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!