Святость всех сторон жизни Израиля
В Лев. 17–27 (этот отдел в библеистике называется «кодексом святости») содержатся различные законы, которые в своей сути являются частными выражениями общего требования: «святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Лев. 19:2). Особенность данной части книги Левит в том, что здесь присутствуют и культовые и нравственные предписания, которые вместе составляют закон о святости всего Израиля. Вот его основные черты:
1. Святость крови. Кровь несет в себе жизнь, принадлежащую Создателю, является средоточием души животного, потому категорически запрещалось употреблять кровь животных в пищу (Быт. 9:4; Лев. 17:10); ее требовалось излить на жертвенник, т.е. отдать Богу. Эта кровь имела очищающее действие и была знаком искупления какой-нибудь вины или нарушения Завета (Лев. 17:11). Совершенно запрещалось проливать кровь жертвенного животного вне скинии (Лев. 17). Если животное убивали на охоте для употребления в пищу, то необходимо было дать крови вытечь и присыпать это место землей ради соблюдения правила уважения к крови.
Отношение к человеческой крови было еще более трепетным: категорически запрещалось убивать человека, а различные истечения крови приводили к нечистоте. Потому многие слушатели Христа после Его слов: «Кровь Моя истинно есть питие» – говорили: «какие странные слова! кто может это слушать»? (Ин. 6:54-60).
Кровь жертв Ветхого Завета была предназначена для окропления жертвенника и людей, но сам человек не имел права ее пить. В то же время в Новом Завете не только разрешается пить Кровь Христа, Жертвы Нового Завета, но это питие является необходимым условием для спасения. Понять причину такой перемены помогает отождествление крови с жизнью и символическая связь души человека с душой жертвенного животного. Окропляя жертвенник кровью животного, человек символически возвращает Богу жизнь животного. Всякая жизнь исходит от Бога и идет к Богу. После того как человек в грехопадении Адама отрезал себя от Бога, от Источника жизни, он, направляя жизнь животного к Богу, символически и свою жизнь отдает Богу, так как душа человека связана с жизнью жертвы. Именно поэтому он не должен пить крови жертв, а лить ее на жертвенник как символ своей собственной жизни. В Новом Завете начинаются новые отношения между Богом и человеком, для человека вновь открыт доступ к Источнику жизни через причащение Крови Распятого. И раз Кровь Бога дается человеку для того, чтобы открыть Источник жизни, то эта кровь не должна вернуться к Богу. Причащаясь этой крови, новое человечество снова обретает жизнь.
|
|
2. Святость пола. Закон святости особенно строго осуждает многочисленные моральные нарушения в половой жизни (Лев. 18; 20:10-21). Во-первых, запрещаются различные виды кровосмешения (Лев. 18:6-18), которое было в практике правителей Египта и Месопотамии. Кроме своей антиязыческой направленности, эти запреты сохраняли здоровые отношения внутри израильской семьи, в которую входили представители нескольких поколений (нередко жившие в одном доме). Во-вторых, решительно запрещены половые извращения, которые были составной частью идолослужения у ханаанских народов (Лев. 18:22-25, 27-29). Таким образом, грехи в половой сфере оскорбляли Бога как своей отвратительностью, так и связью с языческими обычаями, потому наказанием является смертная казнь, которой подвергаются все участники преступления (Лев. 20:12-21). Также нарушением святости пола было ношение одежды, принадлежавшей другому полу (Втор. 22:5).
|
|
3. Святость священников. Израиль был выделен из среды остальных народов; священники же были выделены из среды самого Израиля. Весь Израиль в целом был призван быть святым, т. е. отличаться от остальных народов, но священники призывались к святости более глубокой: они должны были отвечать более строгим требованиям в сравнении с простыми людьми Израиля, служить им примером и быть руководителями в религиозной жизни. Подробно содержание Лев. 21:1 – 22:16 рассмотрено нами в теме «Ветхозаветное священство».
|
|
4. Святость времени. Святость, которая требовалась во всех сферах жизни израильского общества, проникала и в течение самого времени. В 23 и 25 главах говорится о том, что определенные дни (субботы и праздники) и даже годы (субботний и юбилейный годы) следует посвятить Господу. Праздничные дни – особый период, который освящается, выделяется из общего необратимого течения времени. Выделенность праздников из обычного хода времени выражалась и в том, что для праздников Моисей вводит новый, религиозный календарь, который отличался от гражданского. Во время праздников Израиль не только отмечал основные этапы земледельческого года, но и вспоминал историю своего искупления. В богословском смысле Израиль в святые праздничные дни приобщался к Божественной святости. Подробнее священные ветхозаветные дни и праздники рассмотрим далее, в следующей теме.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 590; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!