Средства очищения от ритуальной скверны



Чистая, проточная вода благодаря своим моющим свойствам была главным средством очищения; омовение водой использовалось в каждом случае ритуальной нечистоты. В случае прикосновения к трупу человека в воду добавляли пепел от жертвы рыжей телицы (см. Чис. 19).

Другим важным очищающим средством была жертва, которая использовалась в случаях особого осквернения, когда состояние нечистоты длилось продолжительный период времени: при исцелении от кожной болезни («проказы»), в случае рождения ребенка, по прошествии телесных истечений, связанных с болезнью. Считалось, что нечистота человека передается жертве, а сам человек при этом становится чистым.

Значение законов ритуальной чистоты.

1) Предписания ритуальной чистоты служили постоянным напоминанием о святости Божией и святости Израиля как народа Божия. В общине, посвященной Богу, нужно было внимательно и с благоговением относиться ко всему: к пище, к прикосновениям, к деторождению. Стремясь к чистоте, исполняя соответствующие постановления, люди должны были помнить о том, что они призваны к святости.

2) В Израиле требование чистоты было связано с отделением от языческого мира. В частности, все предметы и обычаи хананейских племен считались нечистыми, а, следовательно, под­падающими под осуждение Божие. Потому законы о ритуальной чистоте хранили монотеистическую веру от всякого осквернения со стороны окружающей языче­ской среды.

3) Законы ритуальной чистоты способствовали формированию в сознании народа понятия нравственной чистоты. В Ветхом Завете Божественное Откровение имело постепенный характер: сначала в качестве необходимого условия для общения с Богом выдвигается более простое и доступное требование ритуальной чистоты, которое народ мог вместить и исполнить. Затем, по мере духовного возрастания народа, в период пророков открывается другое, более совершенное условие для богообщения – нравственное поведение. Во время призвания пророк Исаия, находясь в храме (куда имели доступ только ритуально чистые иудеи), в присутствии Бога понимает, что он нечист, так как имеет «нечистые уста» (нечистота уст связана с нечистотой мыслей и сердца, т.е. с грехом). В Новом Завете понятия «чистое» и «нечистое» окончательно приобретают моральный смысл: чистота связана с кротостью и смирением сердца, а нечистота не является следствием внешнего осквернения человека, но зарождается в его сердце и всегда соединена с грехом.

День Очищения (Лев. 16).

Одним из самых торжественных событий в году был день Очищения (еврейское «Йом-Киппур», Лев. 16:1-34; 23:26-32; Чис. 29:7-11). Он совер­шался десятого числа месяца тишри и сопровождался свя­тым собранием и постом. В этот день была запрещена вся­кая работа. Это был единственный пост, установленный за­коном Моисея.

Тщательно разработанный и уникальный ритуал Дня Очищения включал в себя жертвы умилостивления за Аарона и его дом, а также за все израильское общество, в результате чего совершалось примирение с Богом. В иудейском богословии часто именно к этому ритуалу прилагался термин «искупление».

Только первосвященник мог совершать служение в этот день. Другие священники даже не допускались в святилище, а присоединялись к остальному собранию. Прежде чем приступить к совершению обрядов, первосвященник снимал свои торжественные одежды и облачал­ся в белый виссон.

Для праздничных жертв отделяли 5 животных: тельца, двух козлов и двух овнов. Прежде всего, первосвященник приносил тельца в жертву за свой грех, совершая собственное очищение. Затем он бросал жребий, в результате которого выяснял, какой из козлов предназначен в жертву, а какой должен быть уведен в пустыню. После этого он приносил первого козла в жертву за грех народа, совершая очищение всего собрания. Во время обеих жертв за грех первосвященник с кровью входил в Святое Святых, где кропил кровью крышку ковчега. Подобным образом он освящал внутреннее святилище, скинию собрания и жертвенник все­сожжений. Таким образом, все три отделения скинии были очищены. Следует отметить, что это был единственный день в году, когда первосвященник мог входить во Святое Святых.

 Затем совершался уникальный ритуал, который был кульминацией всего торжества. Возложив руку на голову живого козла, первосвященник ис­поведовал грехи всего народа. Это символическое действие означало, что «все беззакония сынов Израилевых и все преступления их» (Лев. 16:21) переходили на животное. После этого козла уводили в пустыню, чтобы он унес на себе грехи всех собравшихся. Человек, который уводил это животное в пустыню, мог возвратиться в стан только после то­го, как совершит над собой очищение и омоет свою одежду.

Важно тщательно проанализировать значение этого ритуала, для чего необходимо обратиться к еврейскому тексту. Синодальный перевод говорит о «козле отпущения», что не совсем верно. В еврейском тексте стоит «ла-Азазель», что может означать «для Азазеля» или «к Азазелю». Значение этого слова может быть истолковано трояко:

1) место, куда изгонялся козел. Так толкует таргумист и ряд иудей­ских экзегетов, которые считают слово «Азазель» названием пустыни, куда отсылался козел, или высокой крутой скалы, откуда сбрасывали козла.

2) Есть мне­ние, что Азазель происходит от двух еврейских слов «эз» (козел) и «азэль» («уходить» или «удалять»). Таким образом, этот термин следует понимать как «уходящий козел» или «козел, которого не стало». То, что козла надо «отослать в пустыню для Азазеля», можно понимать как «отослать максимально далеко, чтобы его не стало, чтобы он полностью исчез». В данной интерпретации отражается идея очищения от гре­хов: они превращаются в ничто, полностью удаля­ются.

3) Это наименование злого духа или демона, к которому посылают козла. В пользу этого объяснения говорит использование этого имени в апокрифической книге Еноха и кумранских комментариях, где Азазель выступает как вождь падших ан­гелов, сбивающих человечество с истинного пути. Козла уво­дили «в землю непроходимую» – это был символический «адрес» дьявола. Многие современные ученые придерживаются такого мнения. Таким образом, Азазель – это злой дух или сатана, к которому посылаются людские грехи. В чем тогда смысл этого действия? Грехи посылаются к тому, кто является их источником, главным виновником. Как диавол соблазняет каждого человека ко греху, так и грехи всех людей символически возвращаются к нему.

После удаления второго козла первосвященник совершал омовение и переодевался в свои обычные одежды. Затем он возвращался к жертвеннику, где приносил двух овнов во всесожжение (одного овна – от своего лица, другого – от всего израильского общества).

Интересно, что ритуальная практика передачи зла на специально избранных животных, которые затем изгонялись, имела место в некоторых языческих религиях. Но все аналогичные ритуалы существенно отличались от еврейского Дня Очищения по своему смыслу. Во-первых, язычники использовали заклинания, которые чужды были ветхозаветной практике. Во-вторых, в еврейском ритуале нет и мысли о том, чтобы умилостивить демона или злое божество, тогда как в ритуалах других народов Ближнего Востока этот мотив был наиболее распространенным.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 686; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!