Синайское законодательство. Десять заповедей, их разделение и толкование
Декалог – важнейший источник для понимания веры Моисея и данного ему Откровения. Это ряд заповедей, который выделяется из всего Закона. Во-первых, уже тем, что с него начинается все законодательство. Во-вторых, тем, что заповеди эти – нравственного, и притом непреходящего, универсального, общего значения. В-третьих, это сугубо откровенный текст, так как Сам Бог начертал эти слова на камне. Главной особенностью Декалога является его учение о Боге и служении Ему. Ничего подобного языческий мир не знал. Если в Египте мы находим нравственные заповеди, подобные Моисеевым, то они теряются в массе магических правил, заклинаний, в стремлении обмануть богов. В Декалоге единый Бог, творящий историю, требует от верных прежде всего соблюдения основных нравственных принципов.
Согласно Втор. 4:13, Декалог включал десять изречений (буквально «десять слов»), записанных на двух каменных стелах, или досках (скрижалях). Какой алфавит мог быть использован для скрижалей? Библеисты говорят о синайском алфавите, созданном семитами, работавшими на фараона, в основу которого положены египетские иероглифы, адаптированные для семитского языка. Некоторые исследователи считают, что синайский алфавит был прототипом финикийского и еврейского алфавита.
В Пятикнижии Декалог представлен в двух немного отличающихся редакциях: Исх. 20:1-17 и Втор. 5:6-21. В указанных отделах есть два различия. Во-первых, дается разное обоснование 4-й заповеди: в книге Исход почитание субботы связано с покоем Бога в седьмой день, а во Второзаконии говорится о рабстве Израиля в Египте (полагают, эти пояснения были добавлены позднее). Во-вторых, при изложении 10-й заповеди в Исходе сначала говорится о пожелании дома, затем – жены (во Второзаконии наоборот).
|
|
Необходимо также отметить, что в большинстве версий Септуагинты (кроме Александрийского кодекса) заповеди с 6-й по 8-ю следуют в ином порядке, отличном от масоретского. Так, в книге Второзаконие 6-я и 7-я заповеди меняются местами (сначала «не прелюбодействуй», затем «не убивай»), а в Исх. 20:13-15 мы и вовсе видим особую последовательность: «не прелюбодействуй», «не укради», «не убивай». Традиция Септуагинты повлияла на священных писателей Нового Завета: в трех случаях (Мк. 10:19; Лк. 18:20; Рим. 13:9) порядок перечисления заповедей аналогичен тексту 5-й главы Второзакония в переводе LXX и лишь в Мф. 19:18 имеется сходство с масоретским текстом.
Традиционно заповеди разделяются на две группы: заповеди в отношении к Богу и к ближнему. В пользу такого разделения говорят: 1) разделение на две скрижали; 2) слова Христа о любви к Богу и ближнему. Однако варианты разделения заповедей на две группы различаются в восточной, в западной и иудейской традициях. В восточной традиции считается, что первые 4-ре заповеди определяют отношение человека к Богу, тогда как 6-ть других – к ближнему. Западная традиция восходит к блаж. Августину и отличается от восточной не содержанием, а формой. Здесь первые две заповеди объединяются в одну, а десятая разделяется на две части, при этом слова «не пожелай жены» отделяются от запретов других пожеланий. Так получается 3:7. Наконец, иудеи, вслед за Филоном Александрийским, заповедь о почитании родителей причисляют к первой группе заповедей, считая, что почитание родителей связано с почитанием Бога, так что получается 5:5. Правда, против такого разделения говорит соображение, что в этом случае текст первой скрижали занимал почти в два раза больше места, чем текст на второй скрижали.
|
|
Декалог начинается с напоминания об Имени: «Я Яхве (Господь), Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской» Немедленно вслед за Именем идет напоминание о том первом опыте, когда в Исходе из Египта Бог действительно явил Себя как Яхве, как присутствующий.
«Ты». «Ты» всех десяти заповедей (т. е. обращение во 2-м лице ед. ч.) адресовано и к Израилю как к народу, и к отдельному израильтянину. Израиль – как будто личность, с которой Бог заключил особый союз.
|
|
Это особенно становится ясно, если сравнить звучание «Который вывел тебя из земли Египетской...» и ты, тебя любой из заповедей. В первом случае скорее слышится обращение к целому народу как будто к личности, а во втором – к отдельному человеку.
Показательно, что в еврейском тексте глаголы стоят не в форме повелительного наклонения, а в изъявительном с отрицательной частицей: «Ты не будешь иметь других богов...»; «Ты не будешь делать себе кумира...»; «Ты не будешь употреблять имени Яхве напрасно...»; «Ты не будешь убивать...» и т. д. Иными словами, перед нами не заповеди как повеление, апросто перечисление того, что невозможно в Завете с Яхве.
Первая заповедь (Исх. 20:2-3) запрещает не только поклонение и жертву «другим богам», но и всякую форму контакта с ними. Яхве ждет от человека предельной верности. Обратим внимание на оборот «пред лицом Моим». Это – антропоморфизм, который означает «в присутствии Бога». Это выражение напоминает, что все деяния Израиля происходят в присутствии Яхве.
В этом первом и основном требовании содержится призыв идти только за своим Богом и доверять только Ему, не уделяя внимания никаким другим богам. Причем вопрос о бытии этих других богов здесь не ставится. Требуется безоговорочная верность и доверие своему Богу. Поэтому в 1-й заповеди стоит акцент не на «да не будет», а скорее, на «у тебя». Израильтяне, по-видимому, верили в существование языческих богов (напр., Суд. 11:24), но эти боги рассматривались лишь как тварь. Только у пророков мы находим ясно выраженную мысль, что боги язычников – «ничто». Абсолютный монотеизм, отрицающий само существование других богов, утверждается в Израиле только в послепленный период.
|
|
Вторая заповедь (20:4-6) запрещает изображения Яхве. Делая идолов, люди верили, что в них пребывает сила божества. Кумир был магическим талисманом города, страны, народа. Воздействуя на идола, можно было оказывать влияние на бога. Не таков Бог, открывшийся Моисею. Превосходя все земное, Он не может и не должен иметь изображения. Он трансцендентен, и связывать Его с чувственным образом значило бы посягать на Него, пытаться умалить Его запредельную тайну. Насколько твердо держалась ветхозаветная Церковь этого принципа, показывают раскопки: нигде археологи не находили в Палестине чего-либо подобного идолу Яхве.
Обращает на себя внимание наименование Бога в стихе 5 Ревнителем. Понятие «ревность» в применении к Богу дает возможность говорить о верности своему живому личному Богу. Бог единственен и потому ревнив – быть единым есть то же самое, что быть ревнивым; Он может направить на человека всю свою ярость, которая невозможна для языческого божества.
Третья заповедь (20:7) говорит о почитании Имени Божия. Имя в библейские времена тесно связывалось с существом, его носящим. Поэтому, если Бог свят, то есть велик и непостижим, благоговение должно распространяться и на Его Имя (ср. евангельское «Да святится имя Твое»). Слово «лашав» («напрасно») имеет широкий смысл, включающий в себя и лжепророчество, и произнесение ложной клятвы и употребление св. Имени в суеверных целях (для ворожбы и т.д.). Однако в послепленный период благоговение к Имени вызвало запрет его произносить: его заменили словом Адонаи – Господь.
Обвинение Иисуса Христа в богохульстве основывалось, в частности, на том, что Он говорил о Себе с помощью Имени (Ин. 8:58-59), наказанием за это преступление было избиение камнями (Лев. 24:16).
Четвертая заповедь (20:8-11) касается субботнего дня. В этот день должны отдыхать все люди – свободные и рабы, и даже скот. Таким образом, впервые в истории именно в древнееврейском обществе возникает идея обязательного еженедельного дня отдыха для всех членов общины. В книге Исход заповедь связана с покоем Бога в седьмой день творения, и потому субботний покой есть приобщение к образу Божественного бытия. Второзаконие же связывает заповедь о субботе с рабским положением Израиля в Египте: израильтяне, постигшие в Египте всю тяжесть беспрерывного труда, должны понимать необходимость еженедельного субботнего отдыха для всех, включая рабов и домашний скот.
О соблюдении 4-й заповеди в христианстве. Часто можно услышать, что в христианской Церкви почитание переносится с субботы на воскресенье. Однако соблюдение этой заповеди в любом случае состоит не в том, чтобы в воскресный день ничего не делать и пойти в Церковь, а в том смысле, что в распорядке жизни человека должно быть время, когда он вспоминает о своем Творце и Освободителе и обращаешься к нему в молитве. Во-вторых, Христос обвинял законников в непонимании смысла соблюдения субботы: «Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить?» (Мк. 3:4). Ответ очевиден – необходимо делать добро. Потому активное делание добра также является соблюдением субботы.
Первые 4-ре заповеди говорят об отношении человека к Богу. Их объединяет великое завещание Моисея, оставленное им ветхозаветной Церкви незадолго до смерти: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор 6:4-5). Христос Спаситель, отвечая на вопрос: «Какая первая из всех заповедей?» – привел именно эту (Мк. 12:28-30), и добавил: «Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19:18). Апостол Павел поясняет, что эта вторая заповедь обобщает остальную часть Декалога, 5 – 10 заповеди (Рим. 13:9).
Пятая заповедь(20:12).Заповедь о почитании родителей следует сразу после заповедей по отношению к Богу, Отцу небесному, так как отношение детей к родителям подобно отношению к Богу. Родители обязаны были наставлять детей в религиозном учении. Следует заметить, что пятая заповедь сопровождается обетованием: чтобы продлились дни твои на земле, т.е. почитание родителей является залогом долголетия и благополучия («чтобы хорошо тебе было»). Кроме того, почитание родителей было необходимым для обеспечения собственной благополучной старости, человек мог надеяться на подобное отношение со стороны своих детей. Нарушением этой заповеди считалось оскорбление родителей, отсутствие заботы о престарелых родителях и неспособность устроить надлежащие похороны. О важности этой заповеди свидетельствует тот факт, что за умышленное проявление неуважения к родителям полагалась смертная казнь (Исх. 21:15, 17).
Шестая заповедь(20:13).Запрещение убийства говорит о придании человеческой жизни высочайшего значения. Ни один человек не имеет права отнять у другого жизнь, ибо каждый создан по образу Божьему (Быт. 9:6). В Пятикнижии наказание за убийство человека – смерть. Однако эта заповедь не имеет в виду смертную казнь за неизбежные убийства во время военных действий. Необходимо добавить, что Ветхий Завет проводит четкое различие между преднамеренным и случайным убийством.
Седьмая заповедь(20:14).За неприкосновенностью человеческой жизни следует нерушимость брачных отношений. Под прелюбодеянием здесь понимается интимная связь между замужней женщиной и мужчиной, который не является ее мужем. Уличенные в прелюбодеянии могли быть преданы смерти (Лев. 20:10; Втор. 22:22). В Библии жена является продолжением мужа, и в случае прелюбодеяния его имени наносится оскорбление. Однако добровольная связь между женатым мужчиной и незамужней женщиной не расценивалась как прелюбодеяние: виновник должен был выплатить компенсацию отцу девицы (Исх. 22:16, 17). Также эта заповедь не исключала полигамию.
Восьмая заповедь(20:15).Еще один принцип, который определял отношения израильтян с Богом, – уважение к чужой собственности. Всех, кого считали виновными в присвоении чужой собственности, следовало наказывать в соответствии со стоимостью нанесенного ущерба, а потерпевшая сторона получала компенсацию. Если в других древних государствах Ближнего Востока за воровство нередко полагалась смертная казнь, то Ветхий Завет неуклонно отвергает подобную позицию, ясно показывая, что Бог оценивает человеческую жизнь выше собственности.
Девятая заповедь(20:16) подчеркивает значение правдивости. Терминология указывает на то, что эта заповедь направлена против клеветы и относится главным образом к судебному производству. Хотя первоначально запрет на ложное свидетельство касался судебного разбирательства, любые формы клеветы в обыденной жизни и использование лжи для нанесения вреда другому человеку также считались нарушением этой заповеди.
Десятая заповедь(20:17). Последняя заповедь запрещает человеку даже мысленно посягать на то, что принадлежит другому. Она говорит не о самом действии, а его мотиве и обращена к таким потаенным чувствам, как зависть и алчность. Часто причиной воровства и прелюбодеяния является именно незаконное желание чужого.
Заповедь о козленке. В Исх. 23:19 запрещается варить козленка в молоке его матери. Открытия в Угарите объяснили этот загадочный текст. В тексте «Рождение богов» описываются магические ритуалы хананеев, которые включали «варение козленка в молоке». Потому библейский запрет фактически означал запрещение участвовать в языческих церемониях.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1835; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!