Десятая казнь. Закон о первенцах (12:29 – 13:16)



Исх. 11:1-3. Израилю перед 10-й казнью передается золото Египта. В этом видят троякий смысл:

1) Так как богатство передавалось первенцам, то в связи с казнью первенцев Египет утрачивает и богатство, которое передается Израилю, первенцу Божию (Исх. 4:22).

2) некоторые видят в этой передаче золота плату за рабский труд Израиля.

3) египтяне пытаются откупиться, вносят свой вклад в жертву Израиля, чтобы Господь отступил от Египта.

Важно отметить, что в исполнении 10-й казни Моисей не принимает никакого участия, здесь действует Сам Господь через ангела-губителя. Первенец был «начатком силы и верхом могущества», через них передавались жизненные силы рода. С поражением первенцев Египет лишен будущего.

Точное исполнение закона о посвящении Богу первенцев Моисей относит ко времени, когда евреи наследуют землю Обетованную (11 стих). Здесь евреи всех первенцев мужского пола от человека до скота должны посвятить Богу, причем первенцев чистых животных следовало в буквальном смысле посвятить Богу, т.е. принести в жертву без права выкупа (Чис. 18:17-19). В то же время первенцы из животных нечистых, например, ослов, должны заменяться чистыми животными (13 стих) или денежным выкупом; за первенцев же из людей также необходимо было вносить выкуп (13 стих).

По указанию стихов 14 и 15, закон о первенцах должен напоминать последующим поколениям евреев о чудесном выходе их отцов из Египта, когда первенцы египетские были избиты, а первенцы еврейские остались невредимыми. Вместе с этим соединилось, конечно, воспоминание об избавлении от рабства египетского всего народа, который по словам Самого Господа, есть Его сын первенец (Исх. 4:22). Кроме того, в нравственно-религиозном отношении закон о первенцах указывал на ту святость и нравственную чистоту, которая требовалась от избранного народа, поставленного в особые близкие, сыновние отношения к Богу (Втор. 14:1-2). Евреи, избавленные от рабства языческому Египту, должны всецело посвятить себя на служение Богу, выделить для этого служения своих первенцев, которым в ветхозаветные времена принадлежали великие права и преимущества. Впоследствии вместо первенцев для непосредственного служения Богу было выделено колено Левия.

Наконец, по толкованию Святой Церкви, закон о первенцах указывал на Христа Спасителя, как на «Перворожденное Слово Отца безначально, Сына первородящегося Материю» (9 песнь канона на Сретение Господне). Как первенец, Господь Иисус был Материю посвящен Богу (Лк. 2:22-23) и в то же время избавил людей от рабства греху и диаволу и совершил освящение всего человечества.

С законом о посвящении первенцев связаны законы о посвящении Богу первых плодов, которые появляются впоследствии. Во-первых, следовало посвящать Богу первые плоды всякого фруктового дерева; практическое исполнение этого предписания имело следующую форму: запрещалось срывать плоды с дерева в течение первых трех лет после его посадки, затем урожай 4-го года должен быть весь принесен Богу, и лишь следующим урожаем может располагать человек (Лев 19:23-25). Также каждый год следовало приносить Богу первые плоды нового урожая (Исх. 23:19; Втор. 26:10), и лишь затем человек мог сам пользоваться урожаем. Посвящение Богу первых плодов напоминало человеку, что Бог – истинный Владыка мира и именно Он даровал человеку право и возможность пользоваться Своим достоянием.

 

Переход через Чермное море, значение события (Исх. 13:17 – 15).

        «И отправились Сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей. И множество разноплеменных людей вышли с ними... Времени же, в которое Сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет» (12:37, 38, 40). Если принимать число 600000 буквально, то общая численность израильтян в момент исхода превышала миллион человек. Между тем, по мнению историков, население всего Египта едва насчитывало несколько миллионов. Известный библейский археолог Флиндерс Петри отметил, что еврейское слово «элеф» (тысяча) означает также семью или «обитателей одного шатра». В таком случае, по подсчетам Петри, израильтян было около пяти тысяч. Сокхоф есть не что иное, как пограничная крепость Секу, расположенная на Востоке от Гесема («земли Раамсес»). Время пребывания Израиля в Египте (430 лет) совпадает с тем периодом, который прошел от времени гиксосов (ок. 1700 г.) до Рамсеса II и Мернептаха (ХIII в.).

Исх. 12:38 содержит указание, что к израильтянам примкнули восставшие из других племен и влились в их поток. Впоследствии этих иноплеменников называли «герим» (пришельцами), и Моисеев Закон защищал их права (Исх. 22:21; 23:9).

Самым близким путем в Ханаан была дорога, которая сто лет спустя получила название Филистимской. Она вела на северо-восток вдоль Средиземного моря. Но как раз по ней двигались войска восставших против Египта сирийцев и «народов моря» (среди них и филистимлян), которые недавно вторглись на ханаанское побережье. Поэтому Моисей повел толпы беглецов на юго-восток, в район нынешнего Суэцкого канала. На пути их находился водоем, именуемый в Библии Ям Суф – «Море тростников». Так называлась цепь озер, тянущихся к северу от Красного Моря (в греч. и рус. переводах Ям Суф назван просто Красным морем, слав. – Чермным морем).

Преследование Израиля египетским войском – факт вполне естественный: власти не желали терять рабочую силу, в которой постоянно нуждались. Известны отчеты о погоне за двумя-тремя рабами, тем более следовало ожидать ее при бегстве нескольких тысяч человек. Ввиду военных действий на Востоке конница фараона была наготове и устремилась за Сынами Израилевыми, настигнув их на берегу Чермного моря. Куда теперь деваться израильтянам? Перед ними вода, за ними войско – безвыходная ситуация. Но среди всеобщего страха Моисей говорит народу: «Не бойтесь! Стойте... Господь будет бороться за вас, а вы будьте спокойны» (14:13). Моисей проявляет твердую веру в Бога и эта вера одного человека способна подвигнуть Бога на совершение чуда и спасти народ от гибели.

И действительно, следующие затем события показывают, что Яхве борется за Свой народ и что Израиль со всех сторон окружен Его защитой. Сначала облачный столп перемещается в конец колонны беглецов, между ними и египтянами. Это облако стало мрачным, так что египтяне не видели израильтян. Затем сильный ветер обнажил дно, и израильтяне смогли уйти от погони. Здесь действие естественных сил чудесно проявилось в нужный момент. Сообщение, что воды стояли стеной по правую и по левую сторону от израильтян (14:22), многие толкователи считают поэтическим образом. Когда же настало утро, Яхве навел ужас на египтян (14:24-25), которые внезапно узнали, что Яхве борется за Израиль против египтян. Колесницы врага влеклись с трудом, вероятно, увязая в прибрежном песке, пока вновь нахлынувшая вода не захлестнула их. Это спасительное чудо поразило израильтян и внушило им веру в Бога и Моисея.

Священный писатель, говоря об исходе, делает ударение на духовном смысле происходившего. Совершается великое событие священной истории: Господь избавляет и созидает Свой народ, Свою Церковь, дарует новую жизнь и освобождение. Указаниями на то, что Сам Господь пребывает среди обретших свободу, являются столпы облачный и огненный (облако и огонь – библейские символы Богоявления).

Переход евреев через Чермное море имел также прообразовательное значение. Во-первых, он был прообразом новозаветного крещения нашего во Христа Иисуса. В самом деле, как израильтяне посредством этого перехода спаслись от погибели, крестившись в Моисея в облаке и в море (1 Кор. 10:2), так и мы водною банею крещения избавляемся от погибели духовной. И как израильтяне, по переходе чрез Чермное море, в продолжение 40 лет подвергались разным опасностям странствования по пустыне Аравийской, так и мы после крещения подвергаемся разнообразнейшим козням врагов нашего спасения. Во-вторых, по учению Церкви православной, переход через Черное море был прообразом чудесного рождения Христа от Девы (подробно эта аналогия раскрывается в содержании воскресного догматика 5-го гласа).

Завершается пасхальный рассказ благодарственным гимном Моисея и сестры его, пророчицы Мариам. Сравнение гимна с ханаанской поэзией показывает, что он – один из древнейших в Библии. Песнь Моисея положена в основу 1-го ирмоса большинства канонов православной утрени. Эта песнь также читается и поется на Литургии Великой Субботы, которая предваряет новозаветную Пасху, избавление от рабства греху. В благодарственном псалме, воздающем хвалу Богу после уничтожения войск фараона, широко развертывается темa чудесного спасения народа Божия. Основная идея гимна может кратко быть выражена следующей фразой: Господь есть единственный Владыка мира и истории.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 424; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!