Египетские казни (Исх. 5–11)
Вместе с братом Моисей идет к фараону и, желая усыпить его бдительность, говорит ему только о возможности для сынов Израиля совершить весенний скотоводческий праздник в честь «Бога евреев». Им надо уйти в пустыню «на три дня пути» (т.е. на расстояние ок. 100 км от Дельты), где будет принесена жертва Яхве. Но власти не согласны и на это, в ответ на проповедь Моисея и его требования египтяне начинают еще более жестоко обращаться с израильтянами. Ропот измученных непосильным трудом израильтян обращается против инициаторов исхода: «Вы сделали нас ненавистными в глазах фараона и рабов его и дали им меч в руки, чтобы убить нас» (5:21). В дальнейшем люди, охваченные страхом, будут не раз противиться своему освободителю Моисею, предпочитая рабское, но надежное положение уходу в неизвестность. Так начинается скорбный путь Моисея, его одиночество и горечь, вызванная непониманием толпы. Библия не скрывает суровой правды. Пророк вынужден противостоять народу, который страшится любых перемен. Такова судьба всех пророков, и даже Самого Христа, и множества святых новозаветной Церкви.
В описании египетских казней особенно четко выявляется богослужебный характер текста, на что указывает его композиция. Каждый эпизод «казней» начинается и заканчивается сходными словами, почти все время выдерживается одинаковая последовательность событий: фараон отказывается отпустить народ, Моисей возвещает об очередной казни, в тяжелый момент фараон просит прекратить бедствие, но после этого вновь ожесточается.
|
|
В повествовании господствуют две основные темы – величие Бога и человеческое противление Ему:
1) «Казни египетские» описаны как знамение власти Яхве над природой. Египтяне поклонялись небу, Нилу, животным, земле и воде – вообще силам природы. Но силы эти, как явствует из сказания о «казнях», сами повинуются Богу Моисея. Для израильтян это было свидетельством, что Господь сильнее египетских богов: «Кто, как Ты, Господи, между богами?» (Исх. 15:11). Люди, жившие в рабстве несколько поколений, нуждались в проявлениях Божией силы для того, чтобы поверить Богу и отозваться на Его призыв.
В этом контексте основное внимание уделяется «состязанию» Господа Бога с фараоном. Фараон согласно египетской религии был не просто наместником верховного божества (как во многих царствах Древнего Востока), а самим богом – воплощением верховного бога Амона-Ра, которому должны служить все народы, в том числе и евреи, жившие на территории Египта. И вот приходит Моисей и говорит: «Так говорит Яхве Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне» (Исх. 5:1).
|
|
Фараон воспринимает Яхве как какое-то диковинное имя нового, незнакомого божества. Особое беспокойство фараона вызвало то обстоятельство, что этот Бог требует отпустить народ Израиля, который должен служить богу-фараону. Для фараона это – вызов. Поэтому он отказывает: «Кто такой Яхве, чтоб я послушался голоса Его и отпустил [сынов] Израиля? я не знаю Яхве и Израиля не отпущу» (Исх. 5:2).
И далее начинается состязание, борьба между фараоном и Господом, борьба, в которой Моисей и Аарон – лишь орудия. Единственным воином является Господь, борющийся за свой народ. В хвалебной песни Моисей назовет Господа «мужем брани» (Исх. 15:3), то есть воином. Однако эта борьба – мнимая борьба, ведь фараон – ложный бог. Господь снисходит к этой борьбе, чтобы посрамить фараона.
2) Фараон также является типологическим образом противления человека воле Божией. Он олицетворяет собой всю богоборческую сущность мира вне познания истинного бога. Именно поэтому фараон не назван по имени – мы можем только догадываться, что это был, скорее всего, Мернептах. Фараон – некое олицетворение зла в его противостоянии Богу. В минуту опасности фараон уступает, но потом вновь продолжает борьбу с Богом, ожесточаясь еще более. Иными словами, очевидные чудеса не могут изменить внутренней направленности воли человека и не порождают подлинной веры.
|
|
Рассматривая казни египетские, B. С. Соловьев пишет, что здесь важен только тот факт, что Яхве через Моисея и Аарона вывел сынов Израилевых из Египта с чудесами и знамениям. Но когда мы читаем, что вся трава и все деревья во всей земле Египетской были истреблены, или, что вся вода во всех реках и источниках превратилась в кровь, то вполне можно думать, что местоимения «все», «вся» относятся только к столице фараона и ее окрестностям.
Некоторые толкователи объясняют казни египетские как проявление силы Божией через явления природы. И хотя действительно, почти все казни (кроме десятой) могут быть объяснимы с естественной точки зрения, все же преобладает элемент чуда, так как, во-первых, Господь через Моисея возвещает о точном времени начала и конца каждой казни, и, во-вторых, казни обходят стороной израильтян, обрушиваясь со страшной силой на египтян.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 431; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!