Видение Иаковом небесной лестницы (Быт. 28:10-22)



Сон является одним из видов пророческого откровения и Господь на протяжении священной истории нередко использует это состояние человека, чтобы сообщить о Своих намерениях или о грядущих событиях. На пути в Харран Иаков увидел именно такой сон, потому что его содержание имело пророческий и мессианский смысл. Этот фрагмент книги Бытие известен всем православным христианам, так как за богослужением читается особенно часто (почти на все праздники в честь Божией Матери).

Ст. 12.«И увидел во сне: вот лестница стоит на земле, и верх ее касается неба». Иаков во сне видит таинственную лестницу, ступени которой ведут в небо. В еврейском тексте здесь используется термин «сулам», который обычно переводят как лестница, однако более точный смысл термина – насыпь, искусственное возвышение (от «салал» – насыпать). В древней Месопотамии храмы строили в виде зиккуратов, т.е. ступенчатых башен. Язычники верили, что по этим ступеням боги могли спускаться в город и храм.

В ближайшем приложении к Иакову это видение слу­жило ему ободрением в пути в Месопотамию, т. к. открывало ему, что Иаков не оставлен без покровительства и Господь охраняет его через Своих ангелов. Господь обещает Иакову Свое покровительство во всей его последующей жизни и благополучное возвращение в землю обетованную.

Но в общей истории ветхозаветных прообразов и откровений это видение таинственной лес­тницы давало понять, что, несмотря на отпадение че­ловека от Бога, соединение неба с землею не прекращено, что от Бога Промыслителя невидимо посылаются на землю ангелы для служения людям, предназначенным ко спасению, и что в определенное время Сам Господь сойдет на землю, соединится с человеческим естеством и откроет человеку путь к небу. Сам Христос Спаситель засвидетельствовал, что пророческое видение Иакова исполнилось в Его время, когда сказал Нафанаилу, а в лице его всем апостолам: «отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1:51). Словами этими Спаситель выразил ту мысль, что соединение неба с землею, предуказанное в видении Иакову, вполне осуществилось теперь, с пришествием на землю Сына Человеческого. Самая же лестница Иакова, по общему мнению христианских учителей, прообразовала Матерь Божию, соединившую и примирившую небо с землею чрез воплощение от Нее Спасителя мира. Потому и положено уставом Православной Церкви на паремиях в богородичные праздники читать библейское повествование о лестнице, виденной патриархом Иаковом; потому же и поет Церковь Богоматери: «радуйся, лествице высокая, юже Иаков виде!».

Стт. 13-14. Господь, ободряя патриарха Иакова непреложностью своих обетований, данных деду и отцу его, адресует теперь эти обетования и самому Иакову. Во-первых, Господь обещает ему блага земные: всю землю Ханаанскую в наследие, на малом клочке которой он в тревоге и в бедности заснул теперь; предвещает также ему, одинокому и безбрачному изгнаннику, многочисленное, как песок морской, потомство и распространение этого потомства к морю (т. е. на запад, к морю Средиземному), к востоку, северу и югу. Затем следуют обетования духовные: «И благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные». Эти слова, как и аналогичное обетование Аврааму, означают, что ради Мессии (Христа), великого потомка Иакова, благословятся, т. е. получат благодать и спасение, все племена земные, которые уверуют во Христа Спасителя.

Ст. 15. Здесь Господь обращает свое слово лично к Иакову, говорит о его настоящем исключительном положении, обнадеживает Своим покровительством в ближайшем будущем и уверяет его, что он бла­гополучно возвратится из Месопотамии в землю Ханаанскую.

Стт. 16-19.Проснувшись, Иаков с благоговейным страхом сказал, что здесь дом Божий и врата небесные, то есть здесь Бог особым образом явил Свое присутствие подобно тому, как дом (дворец) царя и ворота города (где в древности производился суд), считались обычным местом присутствия царя. В качестве памятника этого богоявления Иаков поставил камень, служивший ему изголовьем, возлил на него елей, символизировавший милость и благодать Божию и дал имя этому месту Вефиль, что значит дом Божий. Впоследствии в этом городе израильский царь Иеровоам I основал центральное святилище.

Ст. 22. Иаков пообещал посвятить Богу десятую часть своего имущества; в этом можно видеть основание будущей практики принесения десятин, которые считались жертвой и собственностью Бога (Лев. 27).

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 500; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!