Установление обрезания (Быт. 17)



В 15-й главе Бытия было описано заключение завета между Богом и Авраамом, а в 17-й главе сказано, что договор о владении землей заключен навечно, также речь идет о скреплении завета печатью, которая должна стоять на теле Авраама и его потомков. Кроме того, в ней Авраам и Сара получают новые имена, а Господь от­крывает еще одно Свое имя – «Бог Всемогущий».

Ст. 1. Яхве начинает с того, что называет Себя: «Я – Эль Шад­дай».Предложено несколько вариантов объяснения имени «Шаддай». Одни толкователи, осно­вываясь на Септуагинте, переводят его как «Всемогущий». Олбрайт выдвинул теорию, что «Шаддай» – это «гора». Многие исследователи считают, что Шаддай происходит от глагола «шадад», который означает «быть крепким». Это имя нередко используется в Библии и означает, что Бог обладает абсолютной властью над миром и Он верен Своим обетованиям.

Затем Бог говорит Аврааму: «ходи пре­до Мною и будь непорочен». Выражение «ходить перед Богом» обозначает верность и преданность Богу. Когда же Бог повелевает Аврааму «быть непорочным»,Он не имеет в виду, что Авраам должен стать безгрешным. В еврей­ском языке это слово значит «полный, целый», и потому можно предположить, что Бог призывает Авраама полностью довериться Ему.

Стт. 3-5. В ближневосточной культуре имя отображало внутреннюю сущность человека, поэтому изменение имени свидетельствовало об изме­нении его характера или его судьбы. В этом отрывке Бог дает патриарху новое имя: раньше его звали «Аврам»,что означало «отец превознесенный», а теперь он стал «Авра­ам»,буквально «отец многих народов». В историческом смысле новое имя свидетельствовало о происхождении от Авраама многих народов, указанных в родословиях Быт. 25:12-18 и 36:1-43. В духовном смысле Авраам стал отцом всех верующих во Христа (Гал. 3:7), так что само его имя предвозвещает обращение многих язычников.

Ст. 6. Еще раз повторяется обещание, что от Авраама произойдут многие на­роды. Кроме этого, говорится, что он будет предком «ца­рей».Поскольку это обещание дано в контексте завета, возможно, смысл его состоит в том, что от потомков Авра­ама в будущем произойдет царская династия Давида. Но самое главное заключается в том, что потомком Авраама будет Царь царей и Сын Давидов, Мессия.

Стт. 7-8. В этом отрывке особенно подчеркивается, что договор между Богом и Авраамом будет действовать не только по отношению к Аврааму, но и по отношению ко всем потом­кам Авраама и он будет «вечный».В данном отрывке слово «вечный» обозначает просто длительный промежуток времени.

Стт. 9-11. Обрезание – знак Завета. Выражение «Ты же соблюди завет Мой» означает, что обрезание – главное требование завета, которое должны исполнить Авраам и его потомки, чтобы получить те благословения Бога, которые перечисляются в стт. 4-8. Все мужчины, участники завета, должны быть обреза­ны. Обрезание – обязательное условие, которое играет роль знамения, печати завета.

Обрезание не было чисто еврейским изобретением, но широко практиковалось на древнем Ближнем Вос­токе как ритуал, символизировавший пло­дородие и совершавшийся при наступлении половой зрелости или перед вступлением в брак. В Египте обрезываться должны были все мужчины, собиравшиеся служить в храмах. Еврейское обрезание было в своем роде уникальным, поскольку только у евреев этот обряд стал знамением за­вета с Богом. Древние ближне­восточные языческие сообщества, насколько нам известно, никогда не обрезывали людей с такой целью.

Духовный смысл обрезания заключался в том, что телесное обрезание символически напоминало человеку о необходимости бороться со своими греховными склонностями, необходимости обрезания не плоти только, но и «сердца», то есть отсечения, искоренения всех дурных помыслов, склонностей и стремлений (Вт. 10:16; Иер. 4:4; Деян. 7:51). Также апостол Павел видел в обрезании прообразовательное указание на новозаветное крещение (Кол. 2:11-12).

Стт. 12-13. Обрезание всех младенцев-мальчиков на восьмой день от рождения было новшеством на древнем Ближнем Вос­токе. Наступление восьмого дня после рожде­ния означало, что к этому моменту ребенку исполнялась неделя, соот­ветствовавшая периоду творения. В книге Исход сказано, что нельзя посвящать Господу животных, которым отроду мень­ше, чем восемь дней. Они должны прожить целую неде­лю, прежде чем будут принесены в жертву Богу (22:30). Кроме того, отклады­вание обрезания вплоть до восьмого дня мог­ло быть следствием высокой смертности младенцев и необходимости выяснения их жизнеспо­собности.

С самого начала было установлено, что обрезываться могут и язычники. Аврааму Бог повелел совершать этот обряд и над теми рабами, которые куплены «у какого-нибудь иноплеменника».Этим указывалось, что войти в Завет с Богом могут не только потомки Авраама, но и представители других народов.

Стт. 15-16. Изменив имя Авраама, Бог меняет и имя Сары. В принципе, имена «Сара» и «Сарра» означают одно и то же – «царевна», т.е. ее имя предвозвещает, что от нее произойдут цари. И хотя жена Авраама получает новое имя, по смыслу синонимичное прежнему, сам факт изменения имени знаменателен, так как говорит о наступлении нового этапа в жизни Сарры.

Стт. 17-19. Услышав предсказание о рождении сына от Сарры, Авраам сразу же упал на лицо свое, но при этом он рассмеялся. Из еврейского текста трудно определить, что это был за смех – смех радости, неверия или растерянности. Возможно, Авраам испытал все эти чувства сразу. В любом слу­чае, смех Авраама предвозвестил появление Исаака, имя которого означает «он смеется».

Патриарх не мог поверить, что Сарра мо­жет забеременеть в таком преклонном возрасте. Но Бог в этом отрывке еще раз повторяет, что Сарра родит сына и Сам Бог назовет его. Несмотря на то, что перспектива исполнения обещаний Бога кажется невероятной, они всегда исполняются.

Ст. 21. Господь говорит, что Он заключит завет с Исааком и указывает точное время рождения ребенка («на другой год»).

Стт. 23-27. Сразу же, без промедления, Авраам совершает обрезание всех муж­чин в своем доме. Выражение «в тот самый день»в этом отрывке встречается дважды, что только подчеркивает, ка­кое безоговорочное послушание проявил Авраам. Кроме того, сама структура данного отрывка выразительно пока­зывает, что патриарх неукоснительно выполнил повеление Бога: он поставил знак завета на всех своих людях.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 419; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!