Брак Исаака с Ревеккой (Быт. 24)



Авраам понимает, что ему осталось жить недолго. Перед смертью он хочет найти Исааку невесту для продолжения рода и исполнения обетований Божиих. Так как сам из-за старости он не мог заняться этим важным делом, он поручает это старшему из своих слуг. Авраам ставит перед рабом два условия. Во-первых, он не должен брать жену Исааку из хананеянок. Это объяснялось их тяжелым характером (Быт. 26:35) и тем, что они были осуждены Богом на истребление в будущем. Потому раб отправляется в государство Мари (откуда вышел Авраам) и там он должен найти супругу Исааку. Но Авраам ставит еще одно условие: «не возвращай сына моего туда» (стт. 6, 8). Особая важность этого условия видна в самом факте его повторения. Исаак не должен вернуться в землю, которую Авраам покинул по повелению Бога.

Раб Авраама прибывает «в город Нахора» и останавливается у колодца. Сам факт встречи у колодца весьма значителен. Поселения основывались около источников воды и путешественники часто в первую очередь шли к колодцу, так как это было центральное место и там легче всего было встретиться с местными жителями и вступить с ними в контакт. Также колодцы в символическом смысле означали благословение Божие. Вода была символом жизни, и, если вода в колодце была хорошей, то считалось, что это место благословил Сам Бог («наполняйся, колодезь, пойте ему» Чис. 21:17). Также вода ассоциируется со спасением Божиим (Ис. 12:3).

Раб Авраама у колодца возносит молитву Богу; это первое в тексте Ветхого Завета развернутое обращение человека к Богу, в котором слуга Авраама просит у Бога знамения, которое поможет ему обнаружить невесту для Исаака. Девушка в ответ на его обычную просьбу дать испить воды (по обычаю странники должны были испросить у местных жителей разрешения брать воду из колодца) должна поступить необычным образом: не только исполнить просьбу странника, но и сделать то, о чем раб ей не говорил (напоить верблюдов). Если учесть, что для того, чтобы напоить каждого из 10 верблюдов требовалось около десятка кувшинов воды, то становится очевидно, что в таком необычном поступке девушки проявилось действие Божие. Но кроме того, что поступок девушки был необычным и потому стал ответом Бога на молитву раба, важна суть поступка Ревекки. В ее действиях проявляется трудолюбие, гостеприимство и вежливость, также она любит животных и умеет за ними ухаживать. Так что раб нашел для Исаака невесту, подобную ему по характеру (можно предполагать, что Исаак, подобно отцу своему Аврааму, также отличался страннолюбием) и ту, которая сможет стать помощницей Исааку в его кочевой жизни.

Раб Авраама, увидев, что Господь ответил на его молитву, открывает Ревекке суть своего прихода, затем договаривается с ее братом Лаваном, который, признав в этом событии исполнение воли Божией (ст. 50), соглашается выдать Ревекку замуж за Исаака. Единственной причиной для разногласий является желание раба Авраама сразу отправиться в путь, тогда как по обычаю перед расставанием с девушкой ее родственники устраивали пир. Но раб хотел застать Авраама в живых и потому торопился обратно. Решающим оказалось слово Ревекки, которая согласилась пойти с рабом. Это согласие означает, что Ревекка, как и Авраам, ответила на призыв Божий покинуть родную землю и идти в землю Обетованную. Этим поступком она заслужила право стать наследницей тех обетований, которые Бог дал Аврааму.

Когда Ревекка увидела Исаака, она закрыла свое лицо, так как по обычаю жених не мог видеть невесту до совершения брачного ритуала.

Сообщение, что Исаак ввел Ревекку «в шатер Сарры» (ст. 67) не означает, что у Исаака не было своего шатра. Он совершил символическое действие, которое показывало, что Ревекка становится матерью будущего народа и теперь на ней исполнятся те обетования Божии, которые были адресованы Сарре.

 

История Иакова.

Иаков был младшим сыном Исаака. По обычаю особое благословение отца, а также двойную долю наследства должен был получить старший сын Исав. Но он легкомысленно продал свое первородство Иакову за чечевичную похлебку (25:29-34). Такие сделки иногда совершались в ту эпоху; например, в архивах Нузи говорится, что некий человек купил право первородства за трех овец. Однако удивляет та низкая цена, в которую оценил свое первородство Исав.

Отказавшись от первородства, Исав как бы перестал быть наследником обетования. Иаков же верит в истинность пророчеств и хочет любой ценой стать преемником Авраама, потому вместе с матерью решается на обман отца. Конечно, лукавство Иакова заслуживает решительного осуждения. Но в то же время Господь допускает Иакову получить благословение отца, так как Исав оказывается недостойным благословения. Однако, узнав об обмане брата, Исав решается убить Иакова, почему Иаков и бежит в Месопотамию. Кроме спасения своей жизни, Иаков преследует другую цель – он хочет жениться на одной из дочерей Лавана, брата Ревекки и своего дяди (Быт. 28:2).


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 441; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!