Жертвоприношение Исаака (Быт. 22)



Ст. 1. Во время этих событий Исаак находился в это время в таком возрасте, что в силах был нести на себе дрова для жертвоприношения. Вероятным представляется мнение, что Исаак шел на заклание в том же возрасте, в котором пострадал Иисус Христос, прообразуемый Исааком, то есть в 33 года.

Бытописатель говорит, что необыкновенным повелением, данным патриарху, Бог «искушал Авраама» (1 стих). Как понимать эти слова, если Бог никого не искушает (Иак. 1:13)? Святой митрополит Филарет (Дроздов) указывает, что апостол Иаков имеет в виду «искушение во зле», которое преследует цель пробудить греховные наклонности человека и довести его, в конечном счете, до нравственного падения. В то же время в Быт. 22:1 речь идет об «искушении в добре», которое является испытанием, имеющим цель выявить внутренний потенциал, которым обладает душа человека, укрепить веру и надежду в нем и поставить примером для других людей. Понятно, что Господь, предлагая Аврааму данное искушение, не имел цели убедиться в его праведности и силе веры, поскольку Всеведущий Бог знал, что патриарх выйдет победителем из предстоящего ему искушения. Но испытание это было необходимо самому Аврааму, ибо выдерживая каждое такое испытание, праведник поднимается на новую духовную ступень, а также всем последующим поколениям как образец подвига веры и всецелой преданности Богу. Кроме того, иудейские толкователи в истории, описанной в Быт. 22, видят строжайшее предупреждение против принесения человеческих жертв, адресованное потомкам Авраама.

Ст. 2. «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь». В этих словах подчеркивается нежное отеческое отношение Авраама к Исааку, что говорит о необычайной трудности для Авраама исполнить данное повеление Бога. Нужно учитывать также, что к этому времени Исаак в доме Авраама остался единственным сыном, так как Измаил с Агарью ранее были удалены.

«Пойди в землю Мориа». Единственное указание на местонахождение земли Мориа – то, что она находится в трех днях пути от Вирсавии. Одни толкователи полагают, что здесь говорится о горе Мориа, на которой впоследствии был построен храм Соломонов в Иерусалиме. Такое совпадение весьма символично, так как в будущем на этом месте израильтяне приносили жертвы Богу. Иосиф Флавий и блаженный Иероним указывают, что от Вирсавии до Иерусалима было три дня пути. Однако нельзя исключать вероятность того, что мы имеем дело с другим одноименным местом.

«И там принеси его во всесожжение» – мы подходим к духов­ной вершине жизни Авраама. Обетование едва успело исполниться, а Исаак – цвет отцовского упования – уже должен быть принесен в жертву. Жестокое повеление без всякой подготовки беспощадно поражает отца в разгар его радости. Но само требование Господа принести в жертву сына не показалось Аврааму совершенно диким и необычным, что объясняется тем, что Авраам знал о практике принесения в жертву детей, которая имела место в древних языческих культах. Библейские пророки и законы в книгах Второ­законие и Левит решительно запрещают этот обычай, но само обсуждение этой темы подразумевает, что подобные жертвоприно­шения по-прежнему совершались.

Вера Авраама выросла поистине до величайших размеров. Самое крепким и разумным основанием веры Авраама было его убежде­ние, что так угодно Богу. «Так, или иначе, – мог думать Авраам, по мнению блаженного Августина, – а Господь возвратит мне сына, от которого обещал многочисленное потомство». Апостол Павел даже прямо указывает, что Авраам, исполняя волю Божию, думал, что Бог Исаака «силен и из мертвых воскресить» (Евр. 11:18).

Ст. 3. Слова «Авраам встал рано утром» говорят о том, что Авраам спешил исполнить Божественную волю и начал собираться в путь с первыми лучами солнца. Кроме того, сказано, что Авраам сам наколол дров. Обычно эту работу выполняли слуги, но здесь, учитывая важность предстоящего действия, Авраам сам готовит дрова для жертвоприношения. То, что Авраам берет дрова с собой, указывает на его предусмотрительность, ибо в том месте, куда он идет, может не быть дров.

Ст. 4. Авраам шел в течение трех дней до места жертвоприношения, что говорит о том, насколько он был тверд в послушании Богу. Если бы Господь указал ему принести в жертву Исаака на том же месте, где было богоявление (в Вирсавии), то этим Он не дал бы Аврааму возможности хорошо обдумать данный поступок.

Ст. 5. Рабы не должны были видеть жертвоприношения, так как они не имели сильной веры и могли удержать Авраама. Слова «возвратимся к вам» указывают на веру Авраама в то, что Господь вернет ему Исаака.

Стт. 7-8. Вопрос Исаака говорит о его подозрениях, но в то же время свидетельствует о безграничном послушании и доверии отцу. В ответ Авраам успокаивает сына и невольно предсказывает ход событий. Замечание «и шли далее оба вместе» говорит о полном согласии между отцом и сыном; также толкователи обращают внимание на то, что с этого момента Авраам и Исаак пребывали в многозначительном молчании вплоть до вмешательства Бога в процесс жертвоприношения.

Стт. 9-10. Сообщение, что Авраам связал Исаака, с одной стороны отражает древний обычай связывания животных перед жертвоприношением, но в то же время указывает на добровольное участие Исаака в данном жертвоприношении, так как молодой Исаак физически был намного сильнее старика Авраама.

Стт. 11-12. К Аврааму взывает «Ангел Яхве», т.е. Господь в образе Ангела, которого многие отцы Церкви отождествляли с Сыном Божиим до воплощения. Бог запрещает Аврааму убивать Исаака и говорит: «Теперь Я знаю, что боишься ты Бога». Слова «боишься Бога» означают не животный страх, а благоговение пред Богом, которое выражается в послушании Ему (Быт. 42:18; Пс. 18:10). Человекообразным же выражением «теперь Я знаю» священный автор хотел показать не то, что Бог не знал этого прежде, а то, что вера Авраама и послушание его раскрылись до последних пределов, что Авраам прошел все испытания и явился таким, каким его предузнал Господь от вечности.

Таким образом, суть жертвоприношения, которого ожидает Бог, не смерть Исаака, а послушание Авраама. Авраам доказал на деле свое абсолютное послушание Богу – значит жертвоприношение совершено. Это самый чистый образ духовного жертвоприношения. Бог хочет не всесожжения, а послушания (1 Цар. 15:22).

Ст. 13. В том, что Авраам принес в жертву овна вместо Исаака, можно видеть отражение идеи, что каждый первенец принадлежит Богу (Исх. 34:19-20), но, в отличие от хананеев, потомки Авраама должны приносить в жертву не детей, а животных.

Ст. 14. Авраам называет гору жертвоприношения «Яхве-ире» – «Господь усмотрит» в ознаменование того, что Бог, как и предсказывал Авраам (ст.8) «усмотрел», т.е. избрал Себе жертву. Впоследствии фраза «на горе Яхве усмотрится» использовалась часто в смысле, что Господь отбирает и принимает жертвы народа. В переносном смысле эта фраза могла означать, что только на вершине любого испытания открывается его истинный смысл для человека.

Стт. 15-18. Это обетование Божие Аврааму было заключи­тельным и последним в жизни Авраама. Оно содержит в себе усугублен­ное повторение и подтверждение всех предшествовавших обетовании Божиих, так как и вера Авраамова при последнем искушении проявилась во всем своем величии. От других обетований данный текст отличается более торжественной формой. Во-первых, Бог клянется Самим Собой, что редко встречается в Библии и всегда означает великое обетование (Ис. 45:23; Иер. 22:5; 49:13; Ам. 6:8). Во-вторых, Бог произносит фразу «говорит Господь», которая встречается в пророческих книгах. Это указывает, что обетования, данные Аврааму, являются пророчеством, которое непременно исполнится.

Жертвоприношение Авраама имело и прообразовательное значение: в жертве Исаака Господь предуказал великую голгофскую жертву, а сам Исаак считается прообразом Иисуса Христа. В самом Писании только однажды встречается мысль о прообразовательном значении жертвы Авраама. В послании к Евреям сказано, что Авраам при жертвоприношении Исаака думал «что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» (Евр. 11:19), то есть получил его как прообраз воскресения Христа Спасителя. Но также следует отметить другие параллели, которые становятся очевидными при внимательном чтении Библии.

1) Как Авраам не пощадил ради Господа сына своего возлюбленного (12 стих), так Сам Господь «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим. 8:32, ср. Ин. 3:16).

2) Как Исаак исходит из дома отца к месту, назначенному Богом для жертвоприношения, так и Иисусу Христу надлежало выйти из Иерусалима и пострадать вне врат его (Евр. 13:12).

3) Исаак нес на себе древо для жертвы, Христос нес орудие Своей смерти – крест.

4) Исаак добровольно шел на смерть, дав связать себя отцу и не употребив свое превосходство в силе, так и Христос по своей воле принял крест, хотя мог призвать на помощь «двенадцать легионов Ангелов» (Мф. 26:53).

5) Как вместо Исаака принесен был овен, так и Христос пострадал только по человечеству.

6) Возвращение Исаака живым на третий день предвозвестило тридневное воскресение Иисуса Христа.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 485; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!