Пребывание в Египте (12:10-20)



Здесь Авраам рисуется как обычный человек, который проявляет недостаток веры и малодушие. Он без повеления Бога покидает Ханаан, а также обманывает египтян. На фоне этих недостатков еще большее восхищение вызывают достоинства патриарха, которые он проявил в важнейшие моменты своей жизни.

Ст. 10. Здесь указывается, что причиной ухода Авраама в Египет был голод, господствовавший в Ханаане. Климат Палестины неустойчив и, если зимой и весной не выпадает необходимое количество осадков, то возможны неурожаи и голод, причем такие явления нередки. Глагол «сошел» указывает на то, что Египет располагается ниже над уровнем моря, чем Палестина.

Стт. 11-15. Авраам, ради сохранения своей жизни, хочет выдать Сару за свою сестру. В принципе, она и в буквальном смысле была его единокровной сестрой, но все же здесь он идет на обман, так как не открывает истинного положения дел и не противится, когда фараон забирает Сару в свой гарем. Что касается красоты Сары, которой к тому времени было более 65 лет, то здесь не обязательно буквально понимать выражение «прекрасная видом». Да, в Библии так часто описывается красота женщины, но интересно, что теми же словами описывается корова в Быт. 41:2. Так что здесь скорее подразумевается простая привлекательность Сары и ее манера поведения.

То, что жизни Авраама действительно угрожала опасность, видно из египетского рассказа «Два брата», где повествуется, что фараон влюбился в замужнюю женщину, убил ее мужа и взял ее к себе в дом.

Стт. 16-20. Несмотря на то, что Авраам поступил неправильно, несмотря на то, что фараон был обманут и действовал по неведению, Господь все равно защищает своего избранника. Если бы Сара стала женой фараона, это означало бы неисполнение обетований Божиих, данных Аврааму прежде. Потому Господь посылает скорби фараону.

Это событие очень похоже на исход евреев из Египта. Здесь Авраам переселяется в Египет из-за голода – по той же причине приходят в Египет евреи. Сара оказывается против воли в доме фараона – евреи становятся рабами в Египте. И здесь, и перед самим исходом избранного народа Бог поражает фараона «ударами» или «казнями» (и здесь, и в Исх. 11:1 использовано одно и то же слово). Наконец, и Авраам, и израильтяне покидают Египет с добычей. Таким образом, пребывание Авраама в Египте и уход из него – миниатюрное изображение великого исхода, который произошел позже. В обоих случаях Бог защищает Своих людей.

Фараон, узнав причину постигших его наказаний, негодует и сразу прогоняет Авраама. Выражение «возьми и пойди» показывает, что фараон хотел как можно скорее избавиться от Авраама.

 

Разлучение Авраама и Лота. (Быт. 13).

Стт. 5-7.В семье Авраама возникает кон­фликт: у него и у Лота появилось столько скота, что пастухи не могли найти для них достаточно воды и питья. Это привело к раздорам между пастухами.

Стт. 8-9. Если в рассказе о египетских событиях были показаны не самые достойные поступки Авраама, то здесь изо­бражаются его лучшие качества. Как глава семьи, он имел право выбрать, где он хочет жить. Но Авраам поступает вели­кодушно и щедро: он отдает право выбора Лоту, говоря, что «мы братья»(то есть род­ственники).

Стт. 10-12.Лот хочет взять себе всю долину Иордана, к востоку от Вефиля. Эти земли были настолько плодородны, что автор даже сравнивает их с Эдемским са­дом и Египтом. Таким образом, Лот ведет себя очень эгоистично и выбирает себе лучшие территории, тогда как Авраам показан щедрым человеком, который уступает Лоту.

Ст. 13. Священный автор говорит, что жители Содома были «весьма злы и весьма грешны». Этими словами он описывает падший моральный облик содомлян, а также подготавливает к событиям 19 главы.

Как видим, Лот выбрал себе место жительства, руководствуясь земными соображениями. Но он не искал воли Божией, не попросил Бога уберечь его от ошибки. Лот видел, что окрестности Содома и Гоморры очень плодородны и жившие там люди были весьма богаты. Но при этом они нравственно деградировали; можно сказать, что в той земле царил духовный голод. Впоследствии выбор Лота обернулся для него душевными муками, как о том говорит апостол Петр: «Ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2 Петр. 2:8).

Стт. 14-18. Бог повторяет обетование дать Аврааму и его потомкам землю Ханаанскую в вечное владение. Необходимо отметить появляющееся здесь впервые предсказание о многочисленности потомства Авраама («как песок земной»). В историческом смысле обетование это указывало на происхождение от Авраама многих народов (израильтян, измаильтян, эдомлян). Духовно-таинственный же смысл обетования изъясняет апостол Павел (Гал. 3:7), указывая, что верующие во Христа Спасителя и являются истинным семенем Авраама, потомством, многочисленным, как песок земной.

Затем Яхве повелевает Аврааму «пройти по земле сей»,чтобы увидеть собственными глазами те земли, ко­торые Бог дарует ему и его потомству. Это повеление имело символический смысл, так как в древнем мире правители нередко обходили сво­и владения, чтобы показать свою власть.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 199;