Приготовление к потопу. Изготовление ковчега (6:9 – 7:10)



Ст. 9.Ной ходил пред Богом. Ной, как и Енох, на протяжении всей жизни имел страх Божий и память о Боге.

Стт. 11-13.В этом фрагменте 4 раза используются производные формы одного и того же глагола «шахат» («портить, губить, разрушать»), которые соответственно переводятся «растлилась», «растленна», «извратила», «истреблю». Таким образом, когда в ст. 11 говорится, что «земля растлилась пред лицем Божиим», это буквально означает, что земля уничтожена, разрушена людьми. И когда Господь говорит: «Я истреблю их с земли», это значит, что Господь уничтожит людей из-за того, что люди уничтожили творение Бога. Следовательно, наказание Божие адекватно греху людей.

Ст. 14-16. «Сделай себе ковчег». Еврейское слово «тебá» (ковчег) в Библии используется еще только один раз, в Исх. 2:3, где оно обозначает корзину, в которую Иохаведа положила Моисея, прежде чем пустить его по водам Нила. И это не случайное совпадение, так как оба ковчега спасли людей от воды.

Внутри ковчега было три палубы. Иудейская традиция толкует это так: помещения верхнего уровня предназначались для людей, среднего – для животных, нижний уровень – для отходов. Также Бог велит «положить» крышку над ковчегом, приподняв ее на локоть. Таким образом, по всему периметру ковчега было сделано отверстие, в которое проникал свет и свежий воздух.

Учитывая размеры ковчега 150x25х15 м, трудно представить, что взятые в него животные были представителями всей фауны земли. Речь, по-видимому, идет только о существах, необходимых человеку.

Ст. 18.«Но с тобою Я поставлю завет Мой: и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои и жены сынов твоих». Здесь впервые используется термин «завет» («берит», διαθήκη), хотя в книге пророка Осии (6:7) говорится, что завет существовал уже в Эдеме. Завет означает союз между двумя сторонами, включающий в себя определенные обязательства для каждой из сторон и наказания в случае неисполнения этих обязательств.

Завет Бога с Ноем, по объяснению толкователей, имеет сокровенный смысл. Под образом сохранения дома Ноя Бог обещал благодатное чрез его племя из­бавление всего рода человеческого. По изъяснению ап. Петра, ковчег Ноев был прообразом Церкви, спасающей нас благодатными водами кре­щения (1 Петр. 3:20-22).

7:1-3. Здесь Господь велит Ною взять с собой по 7 пар чистых животных и одной паре нечистых. Неясно, каким образом Ной различал чистых и нечистых животных, ведь постановления об этом появились намного позже. Большее количество чистых животных необходимо было для того, чтобы принести часть из них в жертву после потопа.

7:4. Говорится, что дождь будет идти 40 дней. Это символическое число, которое означает завершенный период испытаний (40 лет странствования по пустыне, 40 дней пребывания Христа в пустыне).

Описание потопа (7:11-24).

«Разверзлись все источники великой бездны и окна небесные отворились». Библейский автор именно так представлял механизм потопа. Источники великой бездны – это воды под твердью, которые были собраны в одно место. Теперь же они выходят за пределы, положенные Богом. Земля возвращается в состояние первоначального хаоса.

Окна небесные отворились. Согласно описанию творения неба, представленного в первой главе, оно представляло собой твердый купол, отделяющий от земли верхние воды. Во время потопа открываются отверстия в этом куполе (небесные окна), вследствие чего воды обрушились на землю.

Что касается научных объяснений механизма потопа, то здесь предлагается большое количество гипотез. Некоторые ученые считают, что глобальный потоп был вызван неведомой космической катастрофой (падение огромного метеорита, прохождение близ земли кометы и т.д.). Есть мнение, что всемирный потоп явился результатом таяния льдов, некогда покрывавших землю. По другим гипотезам, произошло смещение земной оси, приведшее к серии катаклизмов.

Потоп, вероятно, захватил лишь основные районы обитания человека. Раскопки показали, что в Месопотамии ок. 4000 лет до Р. Х. действительно произошло наводнение великих масштабов, которое уничтожило местную культуру. Шумерский эпос о Гильгамеше также содержит историю потопа, но в нем потоп объясняется ревностью и капризом богов. В Библии же это событие понимается как наказание за нечестие.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 242;