Убывание воды и выход из ковчега (8 гл.)



8:1. «Вспомнил Бог» – антропоморфное выражение, означающее, что Бог предпринял определенные действия.

«Навел Бог ветер на землю». Бог послал ветер, который разогнал воду, т.е. Бог использовал ветер как средство. Некоторые толкователи видят здесь аналогию с парением Духа Божия над первовеществом, так как один и тот же еврейский термин «руах» обозначает и дух, и ветер. Следовательно, Бог совершает повторное творение из хаоса и эта идея неоднократно отражается в описании действий Бога после потопа.

8:6-12. Ной, прежде чем выйти из ковчега, выпускает птиц: сначала ворона, затем голубя. Однако через некоторое время птицы возвращаются, не находя суши. Наконец, голубь принес масличный лист, который был сорван с молодого побега. Маслина в Ветхом Завете была символом покоя и счастья, так что этот образ не случаен.

8:14. «Земля высохла». Уместно провести аналогию с изначальным творческим повелением Божиим «да явится суша» (Быт. 1:9). Теперь же после потопа Бог заново творит сушу.

8:17. Бог повелевает животным разойтись по земле, повторяет благословение плодиться и размножаться. Таким образом, вновь проводится мысль о новом творении.

 

История человечества от Ноя до Авраама (Быт. 9 – 11).

Завет Бога с Ноем (9:1-19).

Ст. 1. Бог повторяет людям благословение плодиться и размножаться.

Стт. 2-4. Людям разрешается животная пища, но воспрещено употребление крови. Кровь в древности воспринимали как символ и основу жизни. Поскольку сама жизнь всецело принадлежит Богу, то и кровь является священной. Кровь перед вкушением мяса необходимо слить, чтобы отдать ее Богу. Вообще, в древности, в отличие от настоящего времени, мясо не входило в обычный рацион человека, но его употребляли в пищу только после жертвоприношения. Следовательно, человек не считал себя вправе убивать животное по своей прихоти, но обязан был вернуть жизнь животного Богу.

Отныне человек будет употреблять животных в пищу, а все животные будут бояться человека. Это говорит о разрушении в отношениях человека с животными той гармонии, которая имела место до потопа.

Стт. 5-6. Разрешая убивать животных, Бог запрещает человеку убивать себе подобных. Это происходит потому, что человек имеет образ Божий, и убить его – значит разрушить образ Бога. Животные же не имеют образа Божия. Достойным наказания признается даже животное, виновное в гибели человека. Для людей же Бог устанавливает смертную казнь как наказание на убийство. Наказание за убийство должно быть адекватно преступлению и на человека возлагается обязанность исполнять суд над убийцей.

Ст. 9. «Вот, Я поставляю завет Мой с вами». Здесь используется притяжательное местоимение «Мой», которое указывает, что инициатором завета является Бог.

Яхве по Своему соизволению заключает договор с человечеством, которое Он навсегда обязуется защищать. Ной становится основателем нового человечества. Это более слабое человечество, к которому Бог предъявляет меньшие требования и обещает отныне не допускать потопа. Чтобы навечно сохранить память об этом свидетельстве, Он устанавливает знамение: радуга, которая похожа на лук, будет означать, что Яхве навсегда отложил лук Своего гнева. Через Ноя Союз-Завет приобретает вселенское значение, предвещая то значение, которое вложил в него ­Христос.

 

Проклятие Ханаана. Благословение Сима и Иафета (Быт. 9:20-29).

Праведный Ной первым насаждает виноград и изготавливает вино. Сообщение об этом важно потому, что многие народы древности полагали, что вино было изобретением богов, тогда как Библия опровергает это воззрение. Затем сообщается, что Ной опьянел и уснул в шатре обнаженным. Автор открыто не осуждает Ноя за это, но и не одобряет его. Отчасти оправдать поступок Ноя можно тем, что он не знал о подобном воздействии вина на человека. Однако этот случай говорит о слабости человека.

Хам, сын Ноя, увидев отца обнаженным, посмеялся над ним и рассказал братьям. Этот поступок говорит о его неуважении к отцу. Сим и Иафет, напротив, проявили почтение к отцу и, войдя спиной в шатер, накрыли отца одеждами.

«Проклят Ханаан». Ной начинает свою речь со слова «проклят», как и Господь обращался к змию. Это указывает, что Ханаан является представителем семени змия. Ной проклинает сына Хамова, а не самого Хама; по мнению некоторых толковников, он это делает, уважая в Хаме благословение Божие, полученное им при выходе из ковче­га. Слова Ноя также являются осуждением тех, кто не чтит родите­лей, и, следовательно, нарушает один из первых нравственных зако­нов человечества. Раб рабов – самый жалкий, презренный раб.

«Потом сказал: благословен Господь Бог Симов... (ст. 26). Эта фраза означает, что в потомстве Сима (у евреев) будет сохраняться истинное богопознание и богослужение, и из сего же племени произойдет Мессия.

«Ханаан же будет рабом ему»! Это пророчество исполнилось тогда, когда Израильтяне (потомки Сима) завоевали землю Ханаанскую.

«Да распространит Бог Иафета!... (ст. 27). Действительно, потомки Иафета заняли Европу, малую Азию и весь север, который потом был гнездом и рассадником народов.

«и да вселится он (Иафет) в шатрах Симовых!...» Когда Иафет вселился в шатрах Симовых? Это вселение было, во-первых, политиче­ское, т. е. завоевание областей, принадлежащих потомству Симову, напр., при разрушении ассирийской монархии мидянами и их союзни­ками вавилонянами, или в то время, когда греки и римляне произво­дили свои завоевания в Азии. Во-вторых, вселение Иафета в шатрах Симовых было нравственное или религиозное, и произошло тогда, когда европейские народы (потомки Иафета) вступлю в лоно Церкви Христовой.

Потомки Ноя (Быт 10).

Цель этой генеалогии – указать на единство человеческого рода. Это учение отличается новизной и своеобразием, поскольку большинство древних народов не признавали кровного родства с иноплеменниками. Так, например, в Египте чужеземцев считали сынами злого духа.

В Быт 10 говорится в основном о народах древнего мира, известных израильтянам. Эти народы обитали в бассейне Средиземного моря.

Число родоначальников народов (70 или 72) – священное (именно его, скорее всего, имел в виду Христос, посылая 70 учеников).


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 255;