Уникальность и происхождение Второзакония
Пятая книга Торы имеет свое ярко выраженное лицо и особый стиль. Второзаконие нередко называют «центром Ветхого Завета». Кроме того, что Второзаконие – часть Торы, важность этой книги связана с тем, что главные богословские тезисы Второзакония и даже стиль изложения мы встречаем во многих других книгах Библии, написанных под вдохновением или влиянием Второзакония. В частности, все исторические книги «первой группы» (Иисуса Навина, Судей, 1, 2, 3 и 4 Царств) во многих аспектах связаны с книгой Второзаконие. Также в книгах пророков (Ам., Ос., Иер., Мал. и др.) часто встречаются прямые или косвенные цитаты из Второзакония. Наконец, книга Второзаконие, как указывают исследователи, в Новом Завете цитируется чаще, чем любая другая книга Ветхого Завета. Вот лишь некоторые примеры: Христос отвечал на искушения сатаны цитатами из Второзакония (Мф. 4:4, 7, 10 = Втор. 8:3; 6:16, 13), также Господь процитировал Втор. 6:5, говоря о наибольшей заповеди в Законе (Мф. 22:37). Кроме того, постановления о разводе и левиратном браке, на которые ссылались современники Христа (Мф. 19:7; 22:24), также находятся во Второзаконии.
Название «Второзаконие» (Deuteronomium), принятое позднейшей традицией, показывает, что книга содержит изложение «второго Закона», однако соответствующее еврейское слово в Втор. 17:18 означает список, копию закона. События Второзакония относятся ко времени, когда Израиль находился в Заиорданской области. Незадолго до смерти Моисей, предвидя новый поход на запад и завоевание Ханаана, дал народу наставления, касающиеся его жизни в последующие годы. С исторической и психологической точек зрения нет оснований сомневаться в том, что такое «повторение Закона» имело место. Оно вполне отвечало назревшей потребности момента. Остается лишь вопрос: когда именно было написано Второзаконие. На это дается три ответа.
|
|
1) Традиционная точка зрения говорит об авторстве Моисея и относит появление книги к XIII веку до Р.Х. Указывают, что по внешним признакам эта книга более других в Пятикнижии похожа на произведение одного автора. Моисей говорит в ней от первого лица, точно указано место и время произнесения его речей. Но главным аргументом является взгляд на Второзаконие как на договор между Богом и Израилем, составленный по образцу хеттских договоров II тысячелетия до Р.Х. В древнем мире существовало два типа договоров между государствами: 1) паритетный договор между равными сторонами; 2) договор о патронате, заключаемый между покровителем и вассалом. Именно договоры второго типа представляют собой разительную параллель завету израильтян, так как в них сюзерен, Великий Царь, наделялся теми же полномочиями, что и Бог Израиля. В книге Второзаконие можно выделить все 6 статей, которые были характерны для договоров о патронате.
|
|
Преамбула. | 1:1-5. |
Детальное представление истории взаимоотношений Великого Царя и вассала. | 1:6 – 3:29:история взаимоотношений Яхве и Израиля. |
Перечисление условий договора,главное из которых – требование служить только Великому Царю. | 4 – 11 гл. – общие условия, 12 – 26 гл – специфические условия. |
Благословения и проклятия, связанные с соблюдением договора или нарушениями. | 28:1-14 – благословения, 28:15-68 - проклятия |
Списки свидетелей.Часто это были боги договаривающихся сторон. | 31:16-30: свидетелями являются небо и земля, а также песнь, составленная Моисеем и книга Закона. |
Пункт, в соответствии с которым документ должен читаться в святилище вассального государства через определенный промежуток времени. | 31:10-13. |
Такое поразительное сходство с хеттскими договорами говорит в пользу того, что Второзаконие могло быть написано во время Моисея или Иисуса Навина. Однако, хотя такая датировка имеет серьезные основания, есть и трудности, связанные с ней. Исследователи обращают внимание, что одним из характерных постановлений Второзакония является требование совершать жертвоприношения в одном, установленном Богом месте (12:5). Потому становится очевидно, что книга Второзакония была неизвестна благочестивым царям Асе, Иосафату, Иоасу, Озии, Иоафаму, которые, борясь против идолопоклонства, не проявляли ревности в деле уничтожения высот во всей Иудее. Самое естественное объяснение такого поведения благочестивых царей заключается в том, что в то время иудеи не знали Второзакония. Стремление к моноцентризму впервые проявляется при Езекии (конец VIII века), а окончательно утверждается лишь накануне падения Иудеи, при царе Иосии (622 г.), когда найдена была книга Закона. Сравнение рассказа книги Царств о его реформе с текстом Второзакония привело еще Отцов Церкви (блаж. Иеронима, св. Иоанна Златоуста, блаж. Феодорита) к выводу, что Тора Иосии – это не что иное, как Второзаконие.
|
|
В книге Второзакония есть указания на плен и возвращение, описывается церемония заключения Завета в Сихеме, которая имела место после смерти Моисея. В ней есть законы, предполагающие социальные предпосылки, которых не было в течение долгого времени после Моисея. Одним словом, книга несет на себе ясную печать послемоисеева происхождения.
|
|
2) В начале XIX в. протестантский богослов де Ветте принял отождествление Второзакония с Торой Иосии и утверждал, что оно было составлено тогда же, когда книга была найдена. Эта концепция «преднамеренного благочестивого обмана» была безоговорочно принята Велльгаузеновской школой критики Библии. Большинство авторов этого направления считали книгу произведением иудейского духовенства, так как выделение Иерусалима как единственного законного места жертвоприношений ставило иерусалимское священство в привилегированное положение.
Однако эта точка зрения имеет многочисленные слабые стороны. Во-первых, Второзаконие настаивает на том, чтобы жертвы приносились на алтаре, сооруженном на горе Гевал (Втор. 27:5-7), а это не позволяет считать Второзаконие программой реформ Иосии. Во-вторых, Второзаконие не дает подробного описания культа Ваала и других хананейских богов, а лишь порицает их в общих выражениях. С другой стороны, оно требует истребления хананеев, которые к VII веку давно перестали существовать как самостоятельная народность. В-третьих, Второзаконие настаивает на правах левитов, заботиться о которых столичное духовенство не имело никаких оснований. Во-четвертых, мы не находим во Второзаконии никаких указаний на верховную власть первосвященника и на его особые права в гражданском управлении народом. В-пятых, книга Второзаконие не могла быть создана Хелкией или пророками VII века еще и потому, что стремление к моноцентризму проявилось еще при царе Езекии.
3) Высказывается мнение, что Второзаконие связано с традицией Северного Израиля, разгромленного ассирийцами в 722 г., за сто лет до реформы Иосии. Отчасти в пользу этого говорит очевидное сходство учения израильских пророков Амоса и Осии с книгой Второзаконие. Но самым важным аргументом считается описание обряда, совершаемого на горах Гевал и Гаризим. Город Сихем был расположен между этими двумя горами, само название его «Шекем» означает «плечи». Со времен Иисуса Навина он был священным городом израильтян и надолго оставался таковым для северных колен.
Обряд «благословения и проклятия» совершался левитами. И так как Второзаконие подробно описывает его, то вполне естественно предположить, что он заключал в себе древнюю традицию левитов Севера. Севернолевитское происхождение Второзакония объясняет и тот удивительный факт, что найденная в Иерусалимском храме книга столь поразила иудеев и их царя, которые, казалось, столкнулись с ней впервые. Принесенное с севера и обработанное в эпоху гонений (при Манассии), Второзаконие было спрятано в тайнике храма и в 622 году найдено Хелкией.
Впрочем, ссылаясь на древневосточный обычай замуровывать священные тексты в храмах, некоторые авторы полагали, что книга Второзаконие была помещена в тайник еще при сооружении храма Соломоном. Но в таком случае получается, что священная книга, содержащая важнейшие постановления, была три с половиной века совершенно неизвестной в Иудее, как бы утерянной, что маловероятно.
Итак, наиболее правдоподобным остается вывод о севернолевитском происхождении Второзакония. Но левиты Сихема, безусловно, не изобретали ничего нового, а являлись лишь хранителями Моисеева Предания. Хотя буквально Моисей в таком случае не является автором книги, все же библейская критика признает Второзаконие книгой Моисея, но в том смысле, что великий пророк заложил ее основу (вероятно, устную). Проповеди пророка, произнесенные в Заиорданье, его формулы благословений и проклятий легли в основу как богослужебных ритуалов, так и Закона, который проповедовали левиты. Почитание древнего центра – Сихема – сохранялось долгое время (3 Цар 12:11) и пережило оба еврейских царства. Когда самаряне отделились от иудеев, они поставили свой храм на Гаризиме, на той самой горе, на которой некогда левиты совершали обряды возобновления Завета.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 851; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!