Заповедь о едином месте для поклонения Богу (Втор. 12)



Стт. 2-4. Господь повелевает Израилю после завоевания Обетованной земли уничтожить все места идолослужения ха­нанеев и все внешние атри­буты языческой религии Ханаана: жертвенники, столбы (деревянные изваяния богини Астарты), священные рощи (также элемент культа Астарты), истуканы. Требование «истребите имя их от места того» означает уничтожение памяти о бывшем здесь идолопоклонстве. Когда имена других богов будут изглажены из памяти, останется только имя истинного Бога, и почитать кого-либо другого не будет ни причин, ни желания (Ис. 42:8).

Ст. 5. Для истинного поклонения Господь из­берет то место, на котором будут вспоми­нать Его Имя. Это место точно не уста­новлено, но требуется, чтобы оно посвяща­лось только Господу. В истории Израиля такими местами будут Силом (Иер. 7:12) и, конечно, Иерусалим (4 Цар. 21:4). Повеление идти к этому месту под­разумевало проведение регулярных бо­гослужений в Израиле.

Стт. 6-7. Перечисля­ются жертвы и возношения, которые ста­нут частью такого богослужения. Также говорится о жертвенной трапезе, которая будет сопровождаться радостью всего народа в присутствии Бога. Понятие «радость пред Яхве» является одним из ключевых в книге Второзаконие.

Стт. 11-12. Повторяется призыв радоваться и говорится о необходимости привлекать к обще­нию при богослужении бедных и слабых. Все израильтяне собираются пред Богом и вместе прославляют его, вместе участвуют в праздничной трапезе. Этим уничтожаются социальные различия, народ становится обществом, где все люди – братья и сестры (равенство всех людей – важная идея Второзакония)

Культовый моноцентризм является отличительной чертой ветхозаветного законодательства, которое ведет свое происхождение от Моисея и Иисуса Навина, ибо Скиния и Ковчег почитались местом Присутствия Яхве. В древнем мире все языческие народы имели несколько религиозных центров. Также патриархи Авраам, Исаак и Иаков сооружали алтари в разных местах, чаще всего в древних почитаемых городах Ханаана: Вефиле, Сихеме, Хевроне и др., которые, вероятно, были религиозными центрами и у хананеев. Но для Израиля моноцентризм был необходим в силу двух причин. Во-первых, полицентризм культа представлял опасность для чистоты богопочитания, так как часто культ в древних израильских городах и в сельской местности воспринимал языческие черты. Именно эту сторону заповеди подчеркивает блаж. Феодорит Кирский, говоря, что Моисей запрещает приносить жертвы на всяком месте, «чтобы не обратилось это в предлог приносить жертву богам лжеименным».

Во-вторых, единый центр способствовал единству израильских колен и обуздывал сепаратистские стремления отдельных племен. Эпоха судей и царей ясно продемонстрировала это: именно храмы в Дане и Вефиле послужили религиозной основой для разделения царств. В послепленный период заповедь о едином месте для поклонения Богу соблюдалась строго и потому построенный самарянами храм на горе Гаризим (близ Сихема) послужил усугублению вражды между иудеями и самарянами.

В то же время заповедь о едином месте для поклонения Богу имела временный характер. Уже в V веке пророк Малахия возвещает о том, что в мессианское время на всяком месте будут приносить «чистую жертву» Богу (1:11), а Христос в беседе с самарянкой прямо говорит о скором преходящем значении этой заповеди (Ин. 4:21-23).

 

Пророчество о грядущем Пророке-Мессии (Втор. 18:15-22).

Этот отрывок является единственным мессианским текстом в книге Второзаконие. Хотя он и небольшой, в нем можно выделить две тематические части: сначала в стт. 15-19 говорится о том, что Господь воздвигнет в Израиле Пророка «такого, как Моисей», затем в стт. 20-22 говорится о ложных пророках и указывается основной критерий для отличия их от истинных пророков – неисполнение их слов.

Обратим особое внимание на первую, мессианскую часть пророчества. Здесь дается обещание, что Бог пошлет Израилю «про­рока, равного Моисею». Пророк – вестник воли Божией, по­средник между народом и Богом. Но почему необходим посредник, если весь Израиль является святым народом? Ответ дается в ст. 16, где говорится, что богояв­ление у горы Хорив настолько поразило людей, что они почувствовали свою греховность и невозможность постоянно «видеть и слышать» Бога. Для грешного человека постоянно пребывать в присутствии Бога, чувствовать испепеляющий огонь Его святости – испытание очень страшное, почти невыносимое. Потому люди просят Моисея предстоять перед Богом вместо них, взять на себя эту опасную для жизни миссию (см. также 5:22-31). Исполняя просьбу людей, Моисей становится пророком Божиим, человеком, который обращался к Богу от имени народа, воспринимал Его откровение и передавал слова Божии людям.

Моисей стал настоящим примером для всех последующих пророков Израиля. Потому в историческом смысле обещание «пророка, равного Моисею» указывает на будущее служение в Израиле целой плеяды про­роков, которые будут подобны Моисею. Втор. 18:15-24 можно назвать источни­ком, из которого берет свое начало институт израильского пророчества. Последующие израильские пророки стали вестниками Яхве, посредниками Его завета и заступниками за народ. Как и Моисей, они были верны Богу в своем служе­нии и были готовы исполнять любые требования Яхве. В 4 Цар. 10:10 говорится: «Знайте же теперь, что не падет на землю ни одно слово Господа, которое Он изрек о доме Ахава; Господь сделал то, что изрек чрез раба Своего Илию». Этот и другие отрывки (3 Цар. 14:18; 15:29; 4 Цар. 9:36; 14:25) подчеркивают исполнение слов не пророков, а исполнение слов Господа, которые Он произнес через проро­ков. Пророки служили средством, через которое Яхве возвещал Свое слово. 

Однако слова о том, что «среди Израильтян не было пророка, равного Моисею» (Втор. 34:10) указывают на мессианский смысл данного отрывка, так как ни один из исторических пророков не приблизился к идеалу Моисея. Израиль все время находился в поисках «пророка, равного Моисею». Вопрос, который на­род задавал Иоанну Крестителю: «Ты – пророк?» (Ин. 1:21), буквально означает: «Ты ли пророк, рав­ный Моисею», что показывает их ожидание появления такого пророка. Наконец, в Деян. 3:22-24 апостол Петр цитирует пророчество Второзакония и говорит, что именно Господь Иисус Христос стал этим ожидаемым «пророком, равным Моисею», посредником и законодателем, верно исполнившим поручение, данное Ему. Как Моисей освободил евреев от египетского рабства и привел их к Обетованной земле, так и Христос освободил человечество от рабства диаволу и греху и открыл путь к обетованному блаженству.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 667; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!