Сотворение мира и человека (Быт. 1:1 – 2:3)



Начало творения – творение первовещества (Быт. 1:1-2).

Быт. 1:1. В начале сотворил Бог небо и землю.

«В начале». Еврейское «берешит» происходит от слова «рош» – голова. Т.е. священный автор говорит, что в основании бытия, творимого Богом, лежит небо и земля как основа всего творения. Также этими словами провозглашается един­ство и абсолютность Творца, чем отвергаются: политеизм, пантеизм, материализм, дуализм, языческое учение об извечности материи, которая будто была лишь упорядочена Божеством. Возвещая о безначальности Бога, Библия вместе с тем указывает на начальность мира.

«Сотворил» (евр. «бара») – это слово применяется в еврейском тексте только когда речь идет о творении из ничего. Когда же говорится о творении из какого-либо существующего материала, то употребляется слово «аса». Всего в еврейском тексте Быт. 1 «бара» используется 3 раза: 1:1 (творение первовещества), 1:21 (творение душ животных) и 1:27 (творение человека).

«Бог» – в евр. тексте ЭЛОХИМ (мн. ч.). Форма этого имени в единственном числе – «Элоах» или краткая «Эль». Бог в Библии почти всегда (если речь идет об истинном Боге, а не языческих кумирах) называется существительным множественного числа – Элохим, что можно буквально перевести «боги» или «сильные». Поскольку это существительное сочетается с глаголами в единственном числе, то принято считать, что множественное число в слове Элохим – так называемое «множественное величественное» (pluralis majestaticus), потому оно всегда переводится «Бог», а не буквально «Боги». Такое словоупотребление подобно использованию местоимения «мы» в манифестах российских императоров, и это лингвистическое явление часто встречалось в древних ближневосточных текстах. Это множественное число указывает на полноту Божественности, присущей Творцу, а не на множественность богов, принимавших участие в творении. По святоотеческому мнению, еврейский подлинник словом Элохим (боги) дает также мысль о троичном множе­стве Ипостасей, а последующим словом «бара», поставленном в единственном числе, подлинник указывает на единосущие лиц Св. Троицы

«Небо и землю» – слова «небо и земля» соответствуют древнешумерскому слову «ан-ки», означающему всю вселенную. По толко­ванию Отцов Церкви, «небо» – духовный мир, «земля» – материя.

Быт. 1:2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водой.

«Земля же была безвидна и пуста». Для обозначения первичной хаотической массы бытописатель употребля­ет наименование «земля», а затем эту же массу называет бездной и водой.

«Безвидна и пуста». В еврейском тексте здесь стоит выражение «тоху ва воху», которое означает состояние хаоса, неустроенность, бесформенность и пустоту первовещества. Следует отметить, что в Библии эти два определения используются вместе еще 2 раза (Ис. 34:11; Иер. 4:23) и в обоих случаях они обозначают землю после суда Божия, в которой также будет царствовать хаос, как и в первозданные времена.

Святитель Иоанн Златоуст видит в безобразии первозданной земли действие Промысла Божия: «Так как она есть наша и кормилица, и мать, от нее мы и произошли, и питаемся, она для нас и отчизна, и общий гроб, в нее мы опять возвращаемся, и чрез нее получаем бесчисленные блага, – то, чтобы люди за полезное и необходимое не стали почитать ее сверх надлежащего, показывает тебе ее наперед безобразною и неустроенною, так чтобы получаемые от земли благодеяния ты приписывал не природе земли, но Тому, Кто привел ее из небытия в бытие».

«Тьма над бездною» – слово «бездна» (евр. «техом») означает мировой первобытный океан, это другое название «земли». Некоторые полагают, что «техом» созвучно с месопотамским Тиамат. Так именовалось чудовище Ха­оса в халдейской мифологии, которое олицетворяло разрушительные силы; одновременно его почитали как существо божественное. В этом случае видят в библейском тексте полемику против космогонии Междуречья.

«И Дух Божий носился над водою...» «Духом Божиим, – говорит св. Василий Великий, – назван Дух Святый, потому что Он преимущественно и исключительно имеет сие наименование в Писании, и никакой другой дух не именуется Божиим, кроме Святого, восполняющего собою божественную и блаженную Троицу».

Зиждительное действие Св. Духа в еврейском подлиннике обозна­ется словом «мерахефет», что значит «согревал» движением, а не просто носился. Это слово еще раз встречается только в Пятикнижии, во Втор. 32:11, где говорится о том, что орлица носится над своими птенцами. По замечанию св. Василия Великого, «Дух Святый символически изображается под образом голубя, который с рас­простертыми крыльями сидит на яйцах и сообщает им животворящую теплоту». При крещении на Иордане Святой Дух тоже явился, как из­вестно, в виде голубином.

Действие Духа Божия заключается в том, что Он сообщает первовеществу жизненную силу или законы, под действием которых впоследствии будет появляться жизнь. Когда Господь впоследствии говорит: «да произведет земля» и пр., то земля и вода производят растения и животных не сами по себе, а благодаря присущему им жизненному началу, заложенному парением Святого Духа.

Шестоднев.

Творение совершается в три этапа. Они представлены в соответствии с законами параллелизма, присущими восточной поэзии, в виде двух рядов:

1) свет,                                              4) светила,             

2) твердь среди воды,                  5) водные животные,

3) суша и земные растения;         6) земные животные и человек.

Счет времени от вечера к утру соответствует древнейшему счету времени, связанному с пастушеским образом жизни, когда трудовая деятельность начиналась с вечера.

Первый день (Быт. 1:3-5).

«И сказал Бог» – творение словом означает всемогущество Создателя. Представляя Бога творящим свет одним Своим словом, богодухновенный автор дает понять, с какой легкостью Господь совершает дело тво­рения. С другой стороны, в этом выражении можно находить указание на участие в деле творения Ипостасного Слова, второго Лица Святой Троицы, о Котором апостол Иоанн Богослов говорит: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3). Вообще в деле творения принимали участие все три Лица Святой Троицы.

«Да будет свет». Грамматическая форма еврейского глагола, используемая здесь, подчеркивает быстроту и легкость совершения действия, т.е. творения света. Свет выделяется из первого вещества как необходимое условие для жизни на земле (без света и тепла не могут появиться и развиваться растения и животные), а также для отсчета времени. Примечательно, что свет творится прежде создания солнца. Потому свет первых трех дней не был обычным солнечным светом. Этот свет был пульсирующим, чем обеспечивал смену дня и ночи. Некоторые даже считают, что речь идет о Свете, Источником которого был Бог, как говорится в Откр. 22:5. Раввины называли его «сиянием божественного присутствия». Правда, несмотря на привлекательность такого толкования, его трудно принять, так как получится, что Свет Божий периодически угасал (когда наступала очередная ночь), что противоречит идее его нетварности.

«И увидел Бог свет, что он хорош» – т. е. совершенен для той цели, ради которой Бог его замыслил.

«И отделил Бог свет от тьмы» – метафорическое выражение, в котором основную смысловую нагрузку несет глагол «отделил» (евр. «бадал»). В рассказе о творении мира это слово используется еще 4 раза и всегда отражает идею, что в мироздании Бог отделяет «хорошее» (т.е. упорядоченную, совершенную реальность) от всего темного и хаотического. Отделение обозначает различие, предел между двумя уже существующими явлениями или предметами. Это указывает на гармоничную и совершенную природу того порядка, который вносит­ся Творцом в созидаемый Им мир.

«И назвал Бог свет днем, а тьму ночью». Некоторые видят в этих словах прямую речь: “и обратился Бог к свету: «День», а к тьме: «Ночь»”. Древние люди верили, что предметы обретают бытие и сущность после своего названия. Другими словами, предмет, явление или животное не существует, пока не имеет имени или названия. Наречение сотворенных явлений означало их реальность. Кроме того, Бог дает названия данным явлениям, что указывает на Его власть над ними.

«И был вечер, и было утро» – в данном случае условные обозна­чения начала и конца периода.

«День» (евр. йом) – день в Библии означает любой период времени (Пс. 89:5; 2 Петр. 3:5; Евр. 11:3).

«Один». Здесь используется количественное числительное, но оно означает порядковое «первый». Хотя не исключено, что бытописатель хотел подчеркнуть особый статус первого дня творения.

Второй день (Быт. 1:6-8).

«Твердь посреди воды и да отделяет она воду от воды». Слово «твердь» (евр. «ракиа», греч. στερέωμα) буквально означает нечто твердое, кованное, как напр., лист металла. Древние предполагали, что небо было тве­рдым куполом, простирающимся над землей, с опорами на горах, ко внутренней поверхности которого были прикреплены звезды. Оно служило Божьим престолом (Исх. 24:10; Иез. 1:26). Здесь его назначение – разделить первичную массу вод на две части. Над твердью находились воды, которые низвергались на землю через «ок­на небесные» (Быт. 7:11) в виде дождя. Внизу были воды, на кото­рых покоилась и из которых появилась земля.

В переносном смысле твердь толкуют как пространство, некоторый слой (в частности, озоновый), который препятствует смешению небесного и земного.

Третий день (Быт. 1:9-13).

«Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша» – творческим словом Господним безобразное и неустроен­ное вещество нашей планеты было преобразовано в две реальности: созданы были воды и суша, на поверхности которой появились раз­личные водоемы (реки, озера, моря). Митрополит Филарет полагает, что подобный процесс имел место и на других планетах, т.е. не был ограничен землей. Термин суша («йабашах») в Библии означает «сухая земля» и часто противопоставляется морю (Исх. 14:16; 22:29).

В стихе 10 говорится о завершении геологического этапа творения, когда Господь называет сушу землей, а собрание вод – морями. Теперь планета готова к тому, чтобы наполнить ее живыми существами.

«Да произрастит земля» – земля реализует те возможности, которые заложены в ней Духом Святым после творения первовещества.

«Зелень, траву, сеющую семя… и дерево плодовитое…». Предлагается простая классификация растительного мира, которая отражает древние представления. Сначала приводится общий термин «зелень», которым обозначены все растения, затем выделяются две группы растений: трава и плодовые деревья.

«по роду своему» – в соответствии со своим биологическим видом.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 952; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!