Богослужебное употребление Пятикнижия в Православной Церкви



Книги Бытие почти в полном объеме используется за богослужением, так как паремии из книги Бытие являются рядовыми чтениями в седмичные дни Святой Четыредесятницы, так что за 6 седмиц Великого поста вычитывается большая часть всей книги Бытие. Кроме седмичных дней Великого поста, книга Бытие употребляется в некоторые праздники. Так, рассказ о первых 3-х днях творения мира (1:1-13) является первой паремией на Рождество Христово, Богоявление и в Великую Субботу. В Неделю Ваий читается 49:1-2, 8-12 (благословение Иакова Иуде); в Великую Субботу (10-я паремия) полагается чтение о жертвоприношении Исаака (22 гл.); в праздники Богородичные – о лестнице, виденной Иаковом (28:10-17).

Книга Исход имеет широкое употребление. Благодарственная песнь Моисея, воспетая после перехода евреев через Чермное море (гл. 15) послужила основой для 1-й песни канона на утрени. В качестве же паремий из книги Исход читаются:

1 и 2 главы – на вечерне в первые три дня Страстной седмицы;

2:5-10 (о спасении младенца Моисея из воды) – Богоявление;

3:1-8 (о явлении Бога Моисею в купине) – Благовещение Пресвятой Богородицы;

4:15-29 (о явлении Моисея перед израильтянами в Египте) – Богоявление;

12:1-11 (об установлении Пасхи) – 3-я паремия Великой Субботы;

12:51; 13:1-3, 10, 12-16 (о посвящении первенцев Богу) – в праздник Сретения Господня;

13:20 – 15:19 (о переходе евреев через Чермное море) – 6-я паремия Великой Субботы;

15:22-27; 16:1 (об услаждении древом горьких вод Мерры) – Воздвижение Креста Господня и Богоявление;

19:10-19 (о приготовлении евреев к заключению Завета с Богом) – в Великий Четверг;

24:12-18 (о восхождении Моисея на гору Синай) – Преображение Господне;

33:13-23 (о ходатайстве Моисея за народ и просьбе его явить ему славу Божию) – на вечерне Великой Пятницы и 6 августа (с добавлением 34, 4-8);

34:1-5, 9, 10, 16, 34, 35 (о Богоявлении Моисею) – Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Из книги Левит фрагмент 12:1-8 (об очищении матери после рождения ребенка) используется в качестве паремии в день Сретения Господня.

26:3-12, 14-17, 19-23 (обетования за исполнение и угрозы за нарушение законов Божиих) – в день церковного новолетия (1 сентября).

Из книги Числа употребляются следующие фрагменты: 11:16-17; 24-29 (об избрании Моисеем 70 старейшин и освящении их действием Духа Божия) – в день Пятидесятницы;

24:2-9, 17-18 (пророчество Валаама о звезде от Иакова) – на вечерне Рождества Христова.

В качестве паремийных чтений из книги Второзаконие берутся следующие отрывки: 1:8-17, 10:1-5 (об избрании Моисеем помощников себе для управления народом) – в неделю Святых отец и 1 января (святителя Василия Великого).

Главы 4:6-7, 9-15; 5:1-6, 10-23, 25, 26 и 6:3-5, 13, 18 (Синайский завет и необходимость его соблюдения) – 16 августа;

10:14-22 (об избрании и отделении еврейского народа из среды других народов) – в неделю Святых Отец и 30 января (Трех святителей).

Песнь Моисея (32:1-43) является основой 2-й песни канона на утрени и главным образом поется в Великий пост.

 

 

Книга Бытие.

Разделение книги Бытие на части.

 Содержание книги Бытие четко разделяется на две части:

1) 1 – 11:26. Творение мира и человека, грехопадение и история первобытного человечества до призвания Авраама.

2) 11:27 – 50 гл. История патриархов: Авраам (12 – 25), Исаак и Иаков (25 – 36), Иосиф (37 – 50).

Если в первом отделе говорится об истории всего человечества, то тема второго раздела гораздо более узкая – история одной благочестивой семьи. Кроме этого очевидного тематического разделения, книга Бытие имеет деление, введенное самим ее автором: разделение на «толедоты». Сам термин «толедот» в русской Библии переводится словами «родословие» или «происхождение». Каждый толедот открывает новую часть книги, так что родо­словия книги Бытие составляют как бы каркас всего повествования, раскрывая в то же время план, по которому строится книга. По мере постеленного перечисления родословных ветвей рода человеческого историческое повествование все более сужается, так что перед читателем раскрывается Божественный замысел выделения Израиля из всех земных наций для превращения его в народ истинного Бога.

Посредством толедотов книга Бытие делится на 10 частей (1-я глава книги в это разделение не входит, так как является прологом книги), причем каждая из вышеотмеченных нами тематических частей включает в себя ровно 5 «толедотов»: \

1) толедот (бытие) неба и земли: 2:4 – 4;

2) толедот Адама: 56:8;

3) толедот Ноя: 6:9 – 9;

4) толедот сыновей Ноя: 1011:9;

5) толедот Сима: 11:10-26;

6) толедот Фарры и Авраама: 11:27 – 25:11;

7) толедот Измаила: 25:12-18;

8) толедот Исаака: 25:19 – 35;

9) толедот Исава: 36;

10) толедот Иакова: 3750.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 379; Мы поможем в написании вашей работы!






Мы поможем в написании ваших работ!