Канон александрийских иудеев



В период после разрушения Первого храма многие иудеи переселяются в Александрию, в эпоху эллинизма влияние александрийской диаспоры усиливается. Несомненно, что александрийские иудеи так же ревностно, как их палестинские собратья, занимались изучением священных книг; в частности, сам факт происхождения в Александрии греческого перевода LXX объясняется не только желанием Птоломея II Филадельфа иметь этот перевод в своей библиотеке, но и потребностью в этом переводе его ближайших читателей – александрийских иудеев. Также в Александрии были написаны некоторые неканонические книги (Премудрость Соломона, 3-я Маккавейская книга).

Но в каком объеме александрийские иудеи признавали ветхозаветный канон священным и боговдохновенным? Трудность ответа на этот вопрос усугубляется тем, что во многих известных кодексах перевода LXX наряду с 39 каноническими книгами находится много неканоничес­ких книг, отсутствующих в ев­рейском палестинском каноне (Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса сына Сирахова, кн. Товита, Иудифь, 1, 2, 3 Маккавейские книги, Послание Иеремии и кн. Варуха). Некоторые предполагали, что александрийские иудеи признавали эти книги боговдохно­венными и что их канон, следовательно, был шире, чем у палестинских иудеев. Однако это мнение считается ошибочным и против него приводится много контраргументов. Во-первых, предположение о признании александрийскими иудеями неканонических книг не подтверждается ни одним историческим документом. Во-вторых, в неканонических книгах александрийского происхожде­ния (Прем. Сол., 3 Макк.) нет цитат из других неканонических книг. В третьих, Филон Александрийский в своих сочине­ниях приводит множество цитат из канонических книг, но ни разу не цитирует неканонические книги, нигде не приводит из них доказательств своих воззрений и даже совершенно умалчивает об их авторитете, а тем более о божественности их происхождения. Иосиф Флавий, также пользовавшийся переводом LXX, считает каноническими и боговдохновенными только 22 книги еврейского ка­нона, в то время как известные ему неканонические книги (Маккавейские, Товита, Иудифь) он не вносит в состав библейского канона, да и сам говорит о недостаточном авторитете книг, написанных после Артаксеркса Лонгимана.

Таким образом, есть основание считать, что не только па­лестинские и вавилонские, но и александрийские иудеи считали каноническими только 22 книги (39 по заглавиям). Существует мнение, что неканонические книги стали соединяться с каноническими лишь в кодексах, принадлежавших христианам и поя­вившихся не ранее III века по Р. Х.

История ветхозаветного канона в христианской Церкви.

Ветхозаветный канон у священных новозаветных писателей.

Иисус Христос придавал высочайший авторитет священным ветхозаветным книгам. Соответственно принятому у евреев делению ветхозаветного канона, Иисус Христос употреблял наименования: «закон и пророки» (Mф. 11:13; 5:17) или «закон, пророки и псалмы»: «надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лк. 24:44). Существует мнение, что название «псалмы» в устах Иисуса Христа обозначало весь третий отдел еврейского канона, (т. е. Писания), так как Псалтирь была первой книгой этого отдела и в ней содержится наибольшее количество мессианских пророчеств. Также апостолы признавали священные ветхозаветные книги боговдохновенным писанием. Но какие именно книги признаются в Новом Завете священными и боговдохновенными? В Новом Завете цитируются как «Писание» все ветхозаветные кано­нические книги, кроме Есфири, Ездры, Неемии, Екклесиаста и Песни Песней. При этом Иисус Христос и апостолы никогда не цитировали неканонических книг в подтверждение своего учения.

Однако некоторые экзегеты пытаются найти в Новом Завете ссылки на нека­нонические и даже апокрифические книги. Особенно серьезным выглядит мнение, что ссылки на апокрифические книги содержатся в послании апостола Иуды, так что даже из-за их наличия данное послание долгое время не признавалось боговдохновенным. В частности, Иуд. 9 мог быть взят из апокрифической книги «Успение Моисея», где описывается спор Михаила Архангела с диаволом о теле Моисея. Также предполагают, что стихи Иуд. 14-15 заимствованы из 2-й главы апокрифической книги Еноха. Однако кроме гипотезы прямого цитирования или заимствования могут быть предложены другие варианты объяснения данных параллелей.

Важно, что в Священном Писании Нового Завета нет цитат ни из неканонических книг, ни из апокрифических книг с формулировкой «как написано», «Писание говорит», «Св. Дух говорит» и т. д., как это имеет место при цитатах из канонических книг Ветхого Завета. Отсюда можно сделать вывод, что Иисус Христос и апостолы признавали боговдохновенным Писанием исключи­тельно канонические ветхозаветные книги. Ни апокрифам, ни нека­ноническим книгам такого авторитета они не при­давали, хотя эти книги в век Христа и апостолов были известны в Палестине, как это видно из Кумранских открытий.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 972; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!