I.Значение и задачи диктанта.
Диктант, с одной стороны, подводит итог музыкальному развитию, с другой - является обучающей формой, развивающей внутренние слуховые представления, музыкальную память, музыкальное мышление.
В алгоритмизированной модели дисциплины диктант связан со всеми формами обучения: с вокально-интонационным тренингом, сольфеджированием, метроритмическими упражнениями, с целостным и элементарным видами слухового анализа. Эти формы обуславливают содержательное наполнение диктанта.
Психофизиологическая основа диктанта – рефлекс на отношение: «слышу – понимаю – графически фиксирую». В основе - механизмы произвольного внимания, процессы памяти, мышления.
А.Островский писал о том, что целью музыкального диктанта является перевод музыкальных образов в слуховые представления. Алексеев-Блюм уточнял, что для записи диктанта необходимо развивать музыкальную память – не просто способность запомнить мелодию, ритм, гармонию, а память аналитическую, т.е. запоминающую и анализирующую элементы музыкальной речи. Большую роль в формировании навыков записи диктанта педагоги отводят теоретическим знаниям обучаемых.
II. Виды диктанта:
по количеству голосов - одноголосные, двухголосные, трехголосные;
по способу фиксирования –
с нотной записью -
мелодические одноголосные и двухголосные,
гармонические интервальные, аккордовые;
без нотной записи –
письменные интервальные, аккордовые, смешанные цифровки;
|
|
устные диктанты - диктанты с игрой над клавишами, диктанты с пропеванием; диктанты-лото для младших классов; музыкальная мозаика.
III.Типы диктанта:
инструктивные (блочные стыкованные, нестыкованные, свободного построения), художественные (в звучании фортепиано, фортепиано с аккомпанементом, тембровые, оркестровые).
IV. Формы проведения диктанта:
показательный, эскизный (вписывается фрагмент), мини-диктант (устные и письменные диктанты), самодиктант (записывание по памяти знакомый песни, темы инструментального произведения, хоровой партитуры), игровые формы проведения диктанта (интервальные, аккордовые сказки), диктанты, проводимые детьми.
V. Два методических подхода к написанию диктанта:
Первый предполагает запись с опорой на память (В. Красноскулов);
Второй подход рекомендует во время исполнения делать пометки (М.Ожигова, И.Крыштановкая).
Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!