VII. Последовательность работы над сольфеджированием с листа с методическими рекомендациями.



1.Подготовительные упражнения.

Материал упражнений подбирается, исходя из особенностей мелодии для предстоящего сольфеджирования. Упражнения исполняются по болгарской столбице, по выписанной на доске гамме в тональности (уч-ся поют по указке, можно петь 2-ухголосие, показывая две мелодические линии разноцветными карандашами). Выпеваются мелодические обороты, интервалы, которые будут встречаться в мелодии.

2.Анализ (см. тему Анализ)

а). в младших классах анализ проводится по игровому плану с рисунками-символами средств выразительности, прохлопывается ритмический рисунок;

б). в средних классах – мелодические, ритмические особенности (можно прохлопать ритм или сложный ритмический оборот), штрихи, гармонический анализ;

в). в старших классах - тональный план, анализ усложняется.

3. Настройка и пение упражнений.

а). в мл. классах – I-V вверх, вниз, T с остановкой на нужном звуке;

б). в ср. классах - T с остановкой на нужном звуке: T-S6/4-D6-T;

в). в ст. кл. – настройка от a1.

4. Исполнение первой фразы «про себя», мысленно, сольфеджирование ( смотреть вперед, петь в одном темпе, во время пения пульсировать, тактировать, петь на опоре, брать дыхание в соответствии с фразировкой, петь прикрытым звуком, вспомогательные звуки пропевать тихо, или «про себя»…).

Во время исполнения не все ошибки исправлять, подыгрывать гармонию в интонационно-сложных фрагментах, желательно не останавливаться.

5.Хоровые произведения в младших классах сольфеджируются по показу педагога, с гармонической поддержкой, a capella, с аккомпанементом. Помимо специально подобранных преподавателем - сольфеджистом, можно включать в работу произведения хорового класса. В средних и старших классах исполнять партитуру, гармонизовать, аранжировать произведения.

6. Психофизиологические основы сольфеджирования.

Необходимо помнить, что детский голос проходит три этапа развития:

  • младший домутационный(5-6 – 9-10 лет),
  • домутационный (9-10 – 12-13 лет),
  • мутационный (12-13 – 15-16 лет).

Каждый этап имеет свои особенности и предполагает определенную методику развития детских голосов.

(См. тему по методике музыкального воспитания и методике работы с детским хором «Детский голос, особенности методики его развития»).

 

Тема 6. Методика музыкального диктанта и различные формы егопроведения.

План ответа.

1. Значение и задачи музыкального диктанта.

2. Психофизиологическая основа музыкального диктанта.

3. Виды диктантов. Типы диктантов. Формы диктантов.

4. Два методических подхода к проведению музыкального диктанта.

5. Методические рекомендации к проведению музыкального диктанта.

6. Этапы проведения диктанта.

7. Методика диктанта в различных возрастных группах.

8. Методика Н И.Крыштановской, А.Способина, Н.Бергер, А.Островского, В.Кирюшина.

Домашнее задание.

1. Е.Давыдова «Методика преподавания сольфеджио» с. 131-147

2. «Актуальные проблемы преподавания музыкально-теоретических дисциплин»с. 8-40, 99-130, 196-202.

3. Просмотр видеоматериала по теме.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 12; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!