Методика проведения целостного анализа.



Младшие классы.

Проводится фронтальная беседа по игровому плану. (В рисунках «зашифрованы» вопросы: название произведения, кто сочинил произведение, что музыка изображает, какие чувства выражает музыка;

музыкальный язык: лад, склад музыки (гомофония или полифония), в каком голосе проводятся мелодия и аккомпанемент), тональность, количество фраз, регистр, темп, динамика, особенности мелодии, ритм.

Слуховой анализ можно проводить, играя в "Волшебный мешочек". В этом случае, имеет место индуктивный анализ (от средств выразительности - к образу в соответствии с рекомендациями Яворского).

Средние классы.

Анализ проводится по плану с постепенным усложнением в направлении гармонического анализа.

  1. Название произведения, автор (краткие сведения об авторе).
  2. Эмоционально-образный характер произведения, кит- жанр, изобразительность, выразительность.
  3. Форма произведения (количество фраз, позже - период, количество предложений, 2-х частная, 3-х частная, вариационная, сонатная).
  4. При помощи каких выразительных средств реализуется эмоционально-образное содержание:

лад (мажор, минор, виды), тональность, темп, динамика, ритм, размер, мелодия (движение, скачки, мелодические интервалы, изобразительные и выразительные интонации), склад музыки (гомофонический или полифонический – подголосочный, имитационный), аккомпанемент (аккордовый, разложенный, бас-аккорд), с 3 класса – функции аккомпанемента (T с обращениями, S, D).

В старших классах анализ усложняется. (При анализе следует добиваться того, чтобы пункты плана были завуалированы).

1. Эмоционально- образное содержание произведения (изобразительность, выразительность);

2. Типы фактуры (полифоническая, гомофоническая);

3. Жанровые особенности;

4. Форма;

5. Основная тональность;

6. Темп, размер;

7. Мелодия (характер мелодии – инструментальная, вокальная), жанровые элементы, линия развития (повторность, секвентность), синтаксический анализ (структура - фразы, предложения);

8. Морфологический анализ (интонации, мотив, субмотив, элементы членения - паузы, цезуры, остановки, новый музыкальный материал, мелодический рисунок – горизонтальный, восходящее, нисходяще виды движений, скачки);

9. Ритмический рисунок;

10. Кульминации (драматическая, повествовательная, тихая, местная, главная, их оформление);

11. Ладогармоническое развитие (тональный план, гармония),

12. Приемы развития или средства формообразования (повторение - буквальное, вариантное, вариационное, секвентность, контраст);

13. Структурные соотношения (элементарное построение, периодичность, суммирование, дробление).

Помимо устного анализа существуют и другие формы, смыкающиеся с диктантом:

запись цифровкой функций, интонирование басового голоса одной группой с одновременным проговариванием функций другой группой учащихся, игра на инструменте гармонической последовательности.

В домашнее задание включается анализ произведений по специальности.

Методы слухоаналитической работы:

беседа, извлечение спрессовых гармоний, прием «наведения» - выделение отдельного выразительного средства, исполнение в замедленном темпе.

В заключительном разделе работы следует добиваться монологического полного ответа, закрепляемого домашней работой.

Практическая часть ответа.

3 класс. Р.Шуман «Первая утрата» (анализируется период).

  1. Шуман – немецкий композитор, живший в XIX веке.
  2. Дача задания перед прослушиванием произведения – определите жанр и образ произведения.
  3. Беседа. Учащиеся отметят песенность, грустное настроение, информация учителя о программном заголовке и образе (Первая утрата – каков возраст нашего героя? Что могло бы случиться в его жизни?)
  4. Далее можно плавно перейти к беседе о типе фактуры. Какой склад звучащей музыки? Представьте нашего героя и уточните: он один представлен композитором, или есть еще кто-то рядом с ним? Исполнив фрагмент, мягко и тихо выделяя подголоски, можно пофантазировать о том, что с героем рядом – мама. Она жалеет его, уговаривает не расстраиваться, все пройдет. Таким образом, мы говорим о подголосках, сопровождающих звучание мелодии.
  5. Определение формы. Хлопните в ладоши в том фрагменте, где услышите повторение. Пи исполнении педагог снятием рук четко демонстрирует цезуры. Учащиеся определяют наличие 4-ех фраз, из которых 1-3, 2-4 повторного строения. Можно нарисовать схему. Возможно использование приема пластического интонирования: Ребята в воздухе кистью рисуют мелодию, ставя точки на границах членения и показывая выдержанные длительности. В процессе пластического исполнения учащиеся телесно-ориентированно осязают линию движения мелодии, ритм.Об этом ведется беседа: преобладает нисходящее движение, равномерное ритмическое движение восьмыми длительностями заканчивается в конце фраз выдержанными длительностями.
  6. Следующее задание будет интересным детям и обучающим. Мы будем определять по вертикали количество голосов и пластически их интонировать. Приемом наведения педагог помогает определить наличие мелодии и 2-ух подголосков. Теперь прохлопаем ритм каждой горизонтальной линии.
  7. Таким образом, фактура изложения осваивается кинестетически, и учащиеся могут без затруднения ответить на вопрос, из каких компонентов образуется гармоническая вертикаль. Теперь можно функциональность определить и показать при помощи жестов: T ладони параллельно полу, S –в воздухе рисуем мягкие изгибы латинской буквы S, отмечая плагальность, D – ладони вместе выдвигаются вперед, демонстрируя напряжение.
  8. Перед заключительным исполнением собирается вся аналитическая информация, и проводится слушание со вслушиванием ан новом уровне знаний.

5 класс. Люли «Гавот». (краткий анализ).

  1. Установка на восприятие – сказка о поваренке Люлли, слушание фрагмента в аудиозаписи. Люлли – композитор XVII в.
  2. Слушание «Гавота» в исполнении учителя, определение эмоционально-образного содержания. Методы, приемы: исполнение в замедленном темпе, приемы «наведения», анализ по плану-плакату (танцевальный образ, период из 2-ух предложений, гомофонно-гармонический склад. В процессе аналитической беседы сообщается дополнительная информация: мелодия с украшениями, что придает танцевальность и является признаком стиля рококо; гавот – старинный крестьянский танец XVI-XVII вв., исполнялся под волынку. Мелодия изящная, легкая. Размер 4/4. Минорный лад, мелодия волнообразная, в первой фразе с квинтовым скачком вверх и вниз, обрамляющим I предложение, во 2 предложении повторного строения звучат квинты, сексты. Ритмические особенности –равномерное движение четвертями, восьмыми, встречается ритмическая группа четверть с точкой и две шестнадцатые.
  3. Гармонический анализ проводится по 2 такта. Фактура – бас-аккорд. Уч-ся поют линию басового голоса и определяют функции. В качестве закрепления группа делится на 2 подгруппы, и вышеуказанная работа проводится одновременно во время исполнения педагогом произведения. Кульминация произведения – во 2 предложении на S.

7 класс. Соната h moll Бетховен (краткий анализ).

1. Бетховен – немецкий композитор XVIII в., венский классик, писал симфонии, сонаты, фортепианную музыку.

2. Исполнение – беседа. (образ взволнованный, период повторного строения, состоит из 2-ух предложений, гомофонно-гармонический склад. Минорный лад, быстрый темп, размер 4/4, песенная мелодия с интонациями восходящей сексты, поступенным движением, и нисходящей квинтой-окончанием. Ритм контрастен, т.к. включает движение четверными, восьми, половинными. Встречается секундовая интонация вздоха, придающая напевность Фактура аккомпанемента – арпеджио в прямом движении. Гармонический анализ: си минор, t-D65-t-t-D43-t-D, t-D65-t-t6=s6-R64-D-t (fis moll))

3. Все средства выразительности направлены на раскрытие образа произведения.

 

Тема 5. О методических принципах развития музыкального слуха наладовой основе. Вокально-интонационные упражнения на уроках сольфеджио

План ответа.

1. Компоненты мелодического слуха.

2. Психофизиологические особенности процесса интонирования.

3. А.Островский – О развитии слуха на ладовой основе и преодолении диатонической инерции.

4. Зонная природа слуха в исследованиях В.Гарбузова.

5. Методические рекомендации по теме.

6. Практические приемы работы над интонационными упражнениями.

7. Четыре ступени усвоения элементов музыкального языка.

8. Формы исполнения упражнений.

9. Варианты настройки в разных классах.

10. Материал интонационных упражнений.

11. Вокально-хоровые требования к исполнению.

12. Методика работы над вокально-интонационными упражнениями в младших, средних и старших классах ДМШ.

13. Моделирование работы с детьми.

Домашнее задание.

1. Е.Давыдова «Методика преподавания сольфеджио» с.48-57, 90-111.

2. Е.Гарбузов «Зонная природа развития слуха».

3. Б. Незванов «Интонирование в курсе сольфеджио» с.57-110.

4. А. Биркенггоф «Интонационные упражнения на уроках сольфеджио» с.10, 17, 24, 29.

 

Тема 5. Типы, виды сольфеджиорования. Сольфеджирование с листа

План ответа.

1. Сольфеджирование с листа как форма обучения, роль в структуре урока.

2. Виды сольфеджирования с листа.

3. Материал для сольфеджирования с листа.

4. Виды изложения мелодий.

5. Формы исполнения.

6. Психофизиологические основы сольфеджирования с листа.

7. Формы проверки.

8. Формирования навыков чтения с листа.

9. Методические рекомендации по сольфеджированию с листа. Моделирование работы с детьми в разных возрастных группах.

Домашнее задание.

1. Е.Давыдова «Методика преподавания сольфеджио» с.11-120.

2. Б. Незванов «Интонирование в курсе сольфеджио» с.110-138.

3. Ю Козырев «Сборник упражнений по сольфеджио» с.1-11.

 


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!