VI. Методические рекомендации к проведению одноголосного мелодического диктанта.



  1. Не рекомендуется проводить диктант в начале и в конце урока.
  2. Необходимо чередовать различные виды, типы, формы диктантов.
  3. Программное содержание диктанта включает освоенный во всех формах обучения материал и должно быть легче, чем в сольфеджируемых примерах.
  4. Перед написанием необходимо провести подготовительный тренинг, включающий слуховой анализ элементов музыкальной речи, встречающихся в диктанте, интонационные и ритмические упражнения на этом материале.
  5. Необходимо с учащимися 1-7 классов изучать алгоритм написания диктанта, осваивать приемы, методы распознавания и записывания звучащей музыки. Для этого можно использовать методы комментированного управления при работе над показательным диктантом.
  6. Этапы проведения мелодического диктанта.

а). подготовительный этап: установка на восприятие (фокусирование произвольного внимания), художественное исполнение (2-3 раза с аналитическими заданиями), целостный анализ, определение тональности (в младших классах учащиеся определяют лад, педагог может назвать количество диезных или бемольных ключевых знаков, в средних и старших классах тональность определяется от «a1»), следующий этап - выполнение письменной заготовки, далее определяются начальные звуки, ступени половинной и заключительной каденций, записывается последняя нота;

б). запись диктанта: исполнение в замедленном темпе (1 раз в 1-2 минуты или по мере необходимости), учить во время исполнения следить по тактам за мелодической линией, не пользоваться резинкой, пульсировать свободной рукой, отмечать символами элементы музыкальной речи, секвенции, функции, записывать одновременно и ритм и мелодию, писать ноты штрихами, точками отмечать вспомогательные звуки и т.д. (педагог наблюдает за процессом, подчеркивает ошибки, индивидуально работает с каждым, используя приемы наведения).

в).проверка диктанта осуществляется следующими способами:

педагогом; учащемся, первым, справившимся с заданием; хоровым сольфеджированием, исполнением диктанта учащимися на фортепиано; взаимопроверкой.

г).закрепление навыков, полученных при написании диктанта:

повторная запись диктанта на уроке с проговариванием алгоритма, выучивание дома напамять, транспонирование, гармонизация, сочинение на модель, запись заданного на дом диктанта на следующем уроке, сольфеджированием диктанта по памяти одной группой учащихся, учащиеся другой группы в это время проговаривают исполняемые элементы и т.д.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!