Вспомогательный методический материал.



В программах последних лет расширена сфера задач.

I. Цель подготовительной группы - выявление развития природных задатков и способностей для дальнейшего их развития в направлениях: музыке, слове, изобразительной деятельности, актерской игре, пластике, с включением иностранно языка.

Концепция музыкального обучения дошкольников включает:

1. реализацию принципа педагогического руководства в развитии детской активности, самостоятельности.

2. Формирование основ гуманитарной культуры личности, основ детского творчества в спектре традиционных, изобразительных, хореографических, композиторских, театральных видов деятельности.

Почасовка: под. группа с подготовкой в течение 1-2 годов (1 год -4 часа, уроки по 35 минут), 2 год – 1 урок 1.5 часа или 2 урока по 45 минут.

II. Психофизиологический уровень (4-6 лет) и игра как генеральная форма развития детей в контексте новых подходов к обучению

У детей 4-6 лет - конкретное мышление, эмоциональность, импульсивность, небольшой объем внимания с преобладанием непроизвольного, яркое воображение, ассоциативная речь. Все это вменяет в обязанности педагога часто менять виды деятельности на уроке и использовать игру – как генеральную форму развития детей.

Игра – часть жизни ребенка. Игровая деятельность захватывает его чувственное восприятие, образное мышление, волю, интеллект, воображение. Синкретизм игры выступает той основой, из которой произрастают различные виды художественной деятельности «подготовишки», его приобщение к различным видам искусства.

Например.

На нескольких уроках проводятся проблемные беседы.

  1. Вспоминаем с детьми сказку про Волшебника Изумрудного города, главных персонажей и те качества, которые хотели приобрести Железный Дровосек, Страшила, - (внутреннюю) красоту, ум и сердце – самые главные человеческие качества. Железный Дровосек хотел попросить у Волшебника Сердце, но, на самом деле, у него было доброе и чуткое сердце, Страшила мечтал быть красивым, но важна внутренняя красота, и Страшила был красивым, добрым, чутким. Он считал, что его соломенные мозги нужно заменить, хотя он прекрасно соображал, не раз выручая товарищей.
  2. Сравниваем картину Васнецова «Три богатыря» и «Весенний дождь» И. Шамо из альбома «Гуцульские акварели», выясняя, что и музыкальная картинка и изобразительное полотно рассказывают нам об определенных событиях.

Музыкальное произведение изображает гром, первые капельки дождя и весенний ливень. Музыка необычная, но красочная, яркая, добрая.

Картина повествует о богатырях-защитниках Русской земли. Богатыри всматриваются в даль, готовые в любую минуту прийти на помощь. Илья Муромец – самый сильный и могучий, Добрыня Никитич - настороженный, Алеша Попович – самый молодой богатырь. Все богатыри мудрые, добрые, человечные.

Предложенные произведения мы рассматриваем с позиций категорий: красота, ум, сердце, и приходим к выводу,что эти произведения наделены умом, красотой и сердечностью, главными человеческими качествами и качествами «настоящих» произведений искусств.

  1. Затем вспоминаем героев мультфильма «Загадочная планета» - робота Федю, который полетел на Загадочную планету, покрытую кляксами Дрона. Слушаем «музыку» Дрона (кластеры). Сравниваем «Весенний дождь» И. Шамо из альбома «Гуцульские акварели» и кластеры Дрона, используя параметры качеств персонажей из «Волшебника изумрудного города», приходим к выводу о том, что «музыка» Дрона «ненастоящая», т.к. она грубая, механическая, ни о чем не рассказывает, не вызывает никаких чувств и некрасива.

В ракурсе включения элементов многосенсорной техники можно инсценировать диалог робота и Дрона, танец грома и дождя. Кластеры-кляксы Дрона и весенний гром исполняют на фортепиано дети (в низком регистре). Можно импровизировать мелодии дождевых капелек (в верхнем регистре), предложить подобрать рифмы к словам «дождь», «капли», или выбрать из предложенных слов подходящие к данной музыке.

С интересом откликаются ребята на «изобразительное» задание – нарисовать в тетрадях-минутках акварельными красками свое настроение, вызванное звучанием прослушиваемой пьесы. Получаются не простые кляксы, а краски Весны, Дождя.

Еще вариант творческого задания – «оживление» трех богатырей.

Таким образом, театральное действо, стихосложение, пластическое движение, изобразительная деятельность, детская исследовательская работа (дети сопоставляют, сравнивают, мыслят)– все это включается в обучение, стимулируя первые проявления детского творчества. Независимо от результатов, важен сам процесс детского творчества, желание детей, радость собственных находок и открытий.

Этот пример иллюстрирует новый подход к обучению:

  • предметно-ориентированная позиция обучения с обязательной информационно-контролирующей функцией уступает место организационно-стимулирующей позиции;
  • вместо обычной демонстрации педагога и традиции: «Делай, как я», ребенок вступает в процесс самостоятельного аутомоделирования (творчества).
  • Интегративное привлечение разных видов искусств способствует реализации множественных межпредметных связей, походов к представлению об общих закономерностях различных видов искусств.

(Материал взят из книги Кленова «Там, где музыка живет» и «Программированных домашних заданий для учащихся подготовительной группы» Милютиной Е.В.).

 


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 12; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!