III.Учебно-методические пособия нового поколения



III. 1. Е.И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества».

Авторская методика, положенная в основу пособия и творческой тетради, представляет серию оригинальных игр и творческих заданий, целостно развивающих детскую личность в спектре композиторской, вокальной, инструментально- исполнительской, режиссерской, актерской, хореографической, литературной, изобразительной, исследовательской видов деятельности.

  1. Главное отличие этого пособия – нацеленность на собственную музыкальную практику ребенка
  2. Игровая форма - смыслообразующий фактор интеграции искусств. Игра – это реальная необходимая часть жизни ребенка. Игра – эстетическое явление. Эстетическое отношение воплощается в игре не только объективно, но и субъективно. Игровая деятельность, как деятельность творческая, захватывает ребенка целиком: его чувственное восприятие, образное мышление, эмоции, интеллект, его волю и воображение. Синкретизм игры выступает той основой, из которой произрастают различные виды художественной деятельности ребенка и его приобщение к различным видам искусства.
  3. От ощущения выразительной речи, ее интонации, темпа, ритма, с одной стороны, и пластики, эмоциональной окрашенности движения с другой, формируется ощущение звуковысотности, навык сочинения простейших ритмических и мелодических построений, танцевальных пластических композиций. Выстроенные сообразно дидактическому правилу «от простого – к сложному», предлагаемые детям задания, в то же время, содержат возможность своеобразных забеганий вперед и возвращений к изученному, повторений на новом уровне и ином материале. Методика автора направлена на максимальное раскрытие личности.
  4. (Пример 4, Пой: о-о-о-о-о, о- пауза, о-пауза, о-пауза, о. Упр.5. Пой нараспев стихи о сосне:
  5. Зимой и летом зе! ле! на!, растет красавица со! сна! В зи-мнемлесусосне ме! чта! ет! ся! О ве - сне).
  6. Освоению музыкально-эстетических явлений помогает специально разработанная наглядность, сопряженная с моторикой ребенка. Такой вид наглядности включает в себя, во-первых, соотношение качества звучания графической моделью, во-вторых, качество звучания соотносится с моторикой ребенка. Такого рода наглядность оригинальна, нова (стр. 2о – Разнообразие и выразительность прыжков. 27-30 Урок у Дона Базилио).
  7. Интегративное привлечение разных видов искусства, имеющее некоторое родство с идеями К.Орфа, способствует реализации синтеза множественных закономерностей. Новизна пособия – и в заданиях по самостоятельному прослушиванию музыки великих мастеров, в конкретных советах по организации восприятия музыки (Стр. 16-17 В начале пути –напиши в 2-ух графах: «Эту музыку я люблю» и «Эту музыку я знаю» если пока тебе трудно выполнить это задание – не огорчайся – мы в начале пути. Слушая музыку. Следи за тем, что происходит в музыке, охватывая звук за звуком, Слушая песни, романсы – вокальную музыку, узнавай знакомые способы исполнения – легато, стаккато, нон легато. Предлагается послушать «Жаворонок» М.Глинки, «Болезнь куклы» П.И.Чайковского, «Ходит месяц над лугами» С.Прокофьева, «Дед Мороз» Р.Шумана, А.Гречанинова «Верхом на лошадке» Прослушивай произведения почаще, представляй мысленно их звучание. Стр. 71 Копилка чувств. Попробуй стать исследователем и составь таблицу, где было бы видно, какие чувства и настроения несут человеку музыкальные произведения. Настроение, композитор, название сочинения.. Вывод: Человек с его надеждами, чувствами, настроениями, раздумьями, надеждами – вечная тема искусства.Стр.90 Рисуем симфонию стр 49-51 Портреты)

Таким образом, формирование творческих проявлений задумано в целостном образовательном процессе при органичном вхождении ребенка в художественную культуру, и процесс, и результат имеют социально-значимую ценность.

Формирование положительной мотивации реализуется нескольким путями.

    • Во-первых, в процесс становления детского творчества гармонично вплетена психолого-коррекционная работа с целью привития социально-ценных установок.
    • В-вторых, генеральной линией является мысль о высокой миссии гуманизма, добра.
    • В-третьих, формирование положительной мотивации обеспечивается занимательностью, созданием ситуациях успеха, предвосхищением эмоций, которые желательно испытать ребенку.
    • В–четвертых, предприняты меры по предупреждению затруднений учащихся, задания наполнены юмором/

Пособие адресовано учащимся младшего возраста, учитель может работать по нему и с учащимися других возрастных групп. В этом случае потребуется определенный пересмотр последовательности изложения, пропуск некоторых глав, замена их аналогичным, но более подходящим данному возрасту материалом.

Материал творческого пособия и творческой тетради могут использоваться также т на уроках развития речи, чтения, литературы, МХК, ритмики. Они могут найти применение и на занятиях факультативных кружков, и во внеклассной воспитательной работе, и как средство самообразования.

 

III. 2. Татьяна Боровик «Звуки, ритм и слова»

Т. Боровик - автор собственной оригинальной методики преподавания сольфеджио. Её методика разработана в контексте классических и современных, российских и европейских систем развития музыкальности у детей и представляет собой уникальную систему комплексного развития ребенка.

Учебное пособие «Звуки, ритмы и слова»

1. Т.Боровик выводит в педагогической концепции три музыкальных параметра:

звук – ритм – мелодия. Играя со звуком, ритмом и мелодией, дети открывают для себя новый мир и новую возможность самовыражения в тех случаях, когда трудно найти слова. Нужно научить ребенка слушать звуки окружающего мира.

Например.

Какое многообразие мира окружает нас. Как много может изобразить человек мимикой, движениями, голосом. Например, солнце можно изобразить по-разному, ведь оно бывает летним и осенним, палящим и закрытым тучами. Детям предлагаются стихи, рекламирование которых сопровождается хлопками, шлепками, движениями.

Фрагмент упражнения «Что у кого внутри?»

У одуванчика – взлеталка (дуть на ладони)

У мотоцикла – рычалка (тр-тррррр)

У девчонки – смешилка (ха – ха – ха)

У ветра – задувалка (долгий выдох)

2. Т. Боровик моделирует необычный вид пения – «интонационно-речевую живопись». Все упражнения иллюстрируются. Пение по линиям – своеобразный способ рисования голосом, возникающий лот сочетания речи и пения, голосового скольжения (partamento) и своеобразных певческих кластеров (звуковых пятен).

В книге предлагаются короткие простые модели («Червячок», «Булыжник») и более пространные.

Например, «Ленивый жук».

В рисунках «законспирирован» алгоритм творческого задания: направление движения мелодии, ритмические длительности, движения, эмоциональная версия, динамика.

Выполняются звукоподражания в разных регистрах, темпах, ритмах, в широком звуковом диапазоне, изображая жужжащего жука, летающего, обедающего, спящего.

Следующая ступень – формирование представлений о звуковысотном движении.

Упражнение «Сочиняем песенку»

Давайте попробуем сочинить песенку. Ее мелодия спряталась в черточках под словами. Сыграйте мелодию, спойте и запишите.

Шли мы шли, ре- ши - ли сесть

- -

- - -

- -

В процессе интонирования дети легко похлопывают себя по коленям, животу, груди (позже, лбу, макушке) в соответствии с направлением поступенного движения мелодии.

3. Изучение ритмических длительностей осознается детьми в процессе их сочетания. Т. Боровик предлагает ценный дидактически й материал с временной подменой категории «длительность» на категорию «величина». «Большие» и «маленькие» 4.- это взрослые и дети, планеты и звезды, колокола и колокольчики, птицы и бабочки. В результате вместе с разнообразными образами величины появляются «ожившие» разновидности четверти и восьмой, звериные, птичьи папы и мамы и их дети, различные предметы.

4. Широко применяется в методике сольфеджио прием определения ритма в словах.

В упражнениях используется скандирование слов с хлопками. Используются ритмические слоги «та» и «ти-ти». Ритмические длительности можно читать на языке кошки (мяуканий и фырканий), улитки (причмокивание), бабочки («махание» при перелете от цветка к цветку) и т.п. Ритмические длительности также исполняются координационно: четвертные – удары по столу кончиками пальцев, восьмые - хлопки в ладоши. К фонеметическому исполнению можно добавить жесты, разнообразие темпов (умеренный, подвижный, сдержанный, медленный), характеров (ласковый, грациозный, деловитый, осторожный), градации динамики. Одновременно идет работа по овладению артикуляцией, и намечается путь по осознанию ценности музыкального штриха.

5. Варианты исполнения ритмических упражнений могут варьироваться. Можно исполнять все ритмические линии координационно со звучащими жестами, либо с проговариванием их звукоизобразительными слогами. Чтение в этом случае может сопровождаться звучанием музыки. Например, «Шарманка» Д. Шостаковича. Следующим шагом в работе будет исполнение ритмических линий двух- и трехголосно с использованием инструментов, подобранных детьми для каждой мелодической линии.

6. Упражнения на чтение текста с упражнениями для пальцевой позиции. Это упражнения с определенной аппликатурой.

Например.

Туча плачет – кап, кап, кап

Туча плачет – два, три, кап

1 2 3 4 5 (используются движения не задействованных пальцев),

1 2 1 2 3 4 5 (или всех)

Ой, намочит – кап, кап, кап

Ой, намочит – два, три, кап

2 3 1 4 5

2 3 1 2 3 4 5

7. Римодекламации.

Текст ритмодекламации читается на фоне речевого ostinato. При этом педагог использует меняющиеся мимические картинки, которые подскажут детям интересные смены интонаций в речевом интонировании. Упражнение сопровождается шумовыми инструментами.

Ритмодекламацию можно исполнять каноном.

Хрюшка-Марфушка в луже лежала (4/4 та-а та таI та та мо-оIта-а та та I та та мо-о I)

Хрюшка-Марфушка тихо лежала (та-а та таI та та мо-оIта-а та та I та та мо-о I)

Снились Марфушке и перины и подушки и (та-а та таI та та та та I та та та таI та-а таI)

Ватные одеяла (та-а та таI мо-о та та Iта та мо-о)

Мы познакомились всего-лишь с малой частью упражнений Т. Боровик, но и по ним можно определить творческое кредо педагога – обучение с удовольствием, юмором, игрой, творчеством и постоянным открытием нового.

III.3.Интересные педагогические идеи по обучению на начальном этапе мы находим в учебно-методических пособиях Т. Стоклицкой «100 уроков для самых маленьких ч.1, ч. 2, М., М. 1998, 1999, Ю.Ивановского «Речевой хор» и пр.

Проблема создания и введения новых педагогических технологий в музыкальную педагогику как, никогда, актуален. Музыкальная научная и педагогическая мысль озвучивается на конференциях, проводимых по всей Р.Ф.

 

Тема 2. Методика преподавания сольфеджио в ДМШ, ДШИ на первом этапе обучения

 

План ответа.

  1. Психофизиологический и музыкальный уровни учащихся 1-5 класса 7милетнего обучения и 1-3 классов 5-тилетнего обучения.
  2. Обзор программного содержания по направлению работы и формам обучения.
  3. Ознакомление с вариантами календарного и поурочного планирования.
  4. Методический анализ примеров.
  5. Аннотирование учебных пособий по выбору студента.

Домашнее задание.

1. Ознакомиться с вариантами календарно-тематического планирования в Д.С.ШМК. На его основе составить собственный вариант календарного плана на одну четверть.

2. Составить план-конспект по результатам наблюдательной практики. В Д.С ШМУ.

3. Аннотация учебника «Сольфеджио» Е.Давыдовой для 3-5 классов.

 

Тема 3. Методика преподавания сольфеджио в ДМШ, ДШИ на втором этапе обучения. Профессиональная ориентация. 8 класс

 

План ответа.

1. Особенности учащихся 6-7 классов ДМШ.

2. Обучение импровизации на уроках сольфеджио.

3. Методы развития гармонического слуха в соответствии с программным содержанием.

4. Аннотирование учебников по сольфеджио для старших классов ДМШ.

5. Подготовка к поступлению в 8 классе.

 

Домашнее задание.

1. Ознакомиться с вариантами календарно-тематического планирования в Д.С.ШМУ. На его основе составить собственный вариант календарного плана на одну четверть.

2. Составить план-конспект по результатам наблюдательной практики в ДШИ города, области.

 

 

Тема 4. Вопросы методики развития музыкальных способностей в других типах учреждений


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!