Н.Бергер о метроритмическом воспитании..
(преподаватель Санкт-Петербургской консерватории).
Ее идея такова: главная задача музыкальной грамотности – в хранении и передаче информации, она за простоту передачи информации. Попробуем кратко осветить вопрос о методах и приемах введения детей в мир метроритма. Метроритмическую пульсацию Н.Бергер предлагает ассоциировать с шагами. Она использует элементы ритмики. Под музыку С.Прокофьева «Марш» дети маршируют на месте, выполняя удары по лежащему на столе барабану, затем стол отодвигается и выполняются (мысленно шаги) удары по воображаемому барабану в воздухе. Рука показывает доли.
Педагог плавно осуществляет переход из крупно-моторных движений в мелко-моторную пульсацию и перевод равномерности дискретных действий из «ног в руки». Далее, детям дают мел и просят выполнить упражнение, оставляя меловой след на доске. Кому не достается мел «пишут» в воздухе. Если дорисовать головку, получается нота – символ пульса - четвертная длительность. Педагог играет аккордовые цифровки, произведения с остинатным ритмом шага, дети записывают, затем играют по партитуре на бубне, треугольнике, барабане (мелодическое ostinato-пульс). Шаги называют ритмослогом – ТА (ритмофоника).
Вывод.
Материал излагается последовательно, логично и на доступном уровне с ярким психолого-педагогическим обоснованием.
Следующий этап – дифференция упражнений для двух рук и формирование восприятия выше – ниже: партия для левой руки пишется ниже, для правой выше
|
|
Муз.материал: Ноктюрн c moll Ф.Шопена
«Танец маленьких лебедей» П.Чайковского.
Упражнения выполняются с инструментами разных тембров: бубен – барабан, ладонью – карандашом, упражнения записывают в тетради.
Второй вариант: «Марш» С.Прокофьева
Вывод.
Вырабатываются навыки превращения зрительной информации в действии и наоборот.
Бергер предлагает следующие ритмические орнаменты:
Микровывод.
Осуществляется мягкий переход к двух, трехдольному метру без счета, а практически с делением времени на равные доли (метры видны в орнаменте), развивается моторика, координация движений, интеллект.
Далее – «Чтение нот в различных метрах».
«Марш» С.Прокофьева:
1.. (по партитуре) с ритмослогами – ТА-ТА;
2. предлагается идти по четырем красным карточкам, расположенным на полу;
3. между красными карточками располагаются зеленые – идти по красным, называя, ТА (сопровождение 2/4);
4. добавляют желтые – идти по красным (сопровождение произведения с размер. ¾ - Полька «Аннушка»). На подсознании детей – счетная единица – доля остается.
5. добавляются оранжевые карточки (Хачатурян «Андантино» 4/4)
|
|
6. приобщение к нотной записи – демонстрируется произведение – 2 строки, в Л.Р. – ТА («Ария» Персел), дети прикасаются к ритму аккомпанемента, называя ТА.
Микровывод.
Таким образом, до этого момента изучаются пульс-доля и четвертные длительности.
Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!